Цена и ценообразование в туризме
Ценовая политика организации
Ценовая политика – механизм (модель) принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей.
Цели ценовой политики:
- увеличение доли рынка
- максимизация доли прибыли
- обеспечение окупаемости затрат
- обеспечение лидерства по показателям качества
- проникновение на рынок
- улучшение сегментации рынка.
Процессы ценообразования
Затратное ценообразование (пассивное) | Ценностное ценообразование (активное) | |
На основе затрат или ценовых решений конкурентов | За счет достижения выгодного для фирмы отношения «ценность / затраты» | |
Продукт покупатель | Покупатель продукт |
Политика ценообразования – набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию, которые используются для решения поставленных задач.
Факторы, влияющие на формирование цен
1. внешние 1.1 потребители 1.2 рыночная среда 1.3. участники товарообращения 1.4 государство | 2. внутренние 2.1 жизненный цикл товара на рынке 2.2. издержки на сырье, материалы, рабочую силу, рекламу |
Этапы процесса ценообразования
- постановка целей ценообразования
- определение спроса на продукцию
- оценка издержек на производство
- анализ конкурентов
- выбор методов ценообразования
- разработка ценовой стратегии предприятия
- формулирование ценовой политики
- страхование рыночной цены, предупреждение влияния неблагоприятных факторов на ценообразование.
Задача
Производство продукта характеризуется следующими показателями: переменные затраты – 100 руб., постоянные затраты – 3000000 руб., планируемый объем продаж – 5000 штук. Производитель планирует получить 20% прибыли от реализации продукта оптовым покупателям. Оптовик также желает получить 20% прибыли от объема своих продаж. Определите: 1) себестоимость единицы продукта
2) отпускную цену продукта
3) прибыль производителя с единицы продукта
4) розничную (продажную) цену продукта.
Решение:
1) себестоимость (С) = переменные затраты + (постоянные затраты / V) = 100 +
+ 3000000 / 5000 = 100 + 600 = 700 руб.
2) отпускная цена (Ц) = С / (1 – наценка) = 700 / (1 - 0,2) = 875 руб.
3) прибыль производителя на единицу продукта = Ц – С = 875 – 700 = 175 руб.
4) розничная цена = Ц + наценка х Ц = 875 + 0,2 х 875 = 1050 руб.
ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ
Английская поговорка гласит: «Стоимость - это соглашение, а цена - это политика». На сегодня нет единого определения сущности цены. Каждая экономическая теория дает свое определение.
Современная экономическая теория рассматривает цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия равняется, с одной стороны,предельной полезности, с другой - предельным издержкам, которые, в свою очередь, определяются предельными приращениями в продуктивности факторов производства.
Сущность цены проявляется в следующих функциях:
1) Содержание распределительной функции цены выражается в том, что с помощью цен созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса.
2) Содержание стимулирующей функции цены выражается в следующем: цены экономически развивают производство и потребление одних товаров и сдерживают производство и потребление других, а также стимулируют повышение качества продукции, освоение новых видов товаров и материалов, обеспечивают повышенную рентабельность новых изделий по сравнению с ранее выпускаемыми.
3) Функция ориентации проявляется в том, что цена дает необходимую информацию как для покупателя товара, так и для продавца его.
Цена является также инструментом хозяйственного механизма и коммерческой политики хозяйствующего субъекта и имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость произведенного товара; верхний предел определяется спросом на данный товар. Следовательно, величина цены на туристский продукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот продукт. Цены на туристский продукт являются разновидностью цен на услуги вообще.
Ценообразование в сфере услуг (в том числе в туризме) имеет ряд особенностей.
К ним следует отнести следующие:
• услуги туризма, как и услуги вообще, представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги - это розничные цены;
• если на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен перераспределяется его стоимость между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации продукта (в данном случае туристского продукта) отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различными группами населения (потребителей и производителей);
• сфера услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на целый ряд услуг, в том числе и на услуги туризма, Однако устойчивость спроса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на услуги необходимо учитывать такой психологический нюанс - цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций;
• процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на многие виды услуг, в том числе на услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер.
Чем больше неравномерность потребления услуг во времени, тем больше нужно иметь резервных мощностей для удовлетворения спроса в период его максимальной величины. Сезонная дифференциация цен и тарифов отражает изменения общественно необходимых затрат труда в различные периоды года. Цены на туристский продукт очень резко колеблются в зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье);
некоторые виды услуг, в том числе туризма, реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поэтому при оценке качества услуг, их стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как на одни и те же услуги действуют два вида и уровня цен - внутренние и внешнеторговые, например, на гостиничные услуги, тарифы на транспорт, услуги по обслуживанию туристов. Другими словами, цены на услуги туризма для иностранных туристов устанавливаются в долларах США и более высокие, чем для отечественных туристов. Цены на услуги туризма для отечественных туристов устанавливаются в рублях;
особенностью формирования цен на услуги туризма является то, что они должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму, например продукты овеществленного прошлого труда: памятники истории и архитектуры, паркового хозяйства, заповедники и т.д., или не являются продуктами труда, а созданы природой (водопады, горы, озера и т.п.).
На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания (степень комфортности); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); формы обслуживания (групповой или индивидуальный); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер предоставления услуг; география размещения туристских фирм и др.
Цена на услуги туризма включает следующие элементы:
- стоимость сырья (например, продуктов для приготовления пищи и др.);
- текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления услуг;
- прибыль;
косвенные налоги по отдельным видам услуг (например, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.).