Цена и ценообразование в туризме

Ценовая политика организации

Ценовая политика – механизм (модель) принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей.

Цели ценовой политики:

  1. увеличение доли рынка
  2. максимизация доли прибыли
  3. обеспечение окупаемости затрат
  4. обеспечение лидерства по показателям качества
  5. проникновение на рынок
  6. улучшение сегментации рынка.

цена и ценообразование в туризме - student2.ru цена и ценообразование в туризме - student2.ru Процессы ценообразования

Затратное ценообразование (пассивное)   Ценностное ценообразование (активное)
цена и ценообразование в туризме - student2.ru   цена и ценообразование в туризме - student2.ru
цена и ценообразование в туризме - student2.ru На основе затрат или ценовых решений конкурентов   цена и ценообразование в туризме - student2.ru За счет достижения выгодного для фирмы отношения «ценность / затраты»
     
  цена и ценообразование в туризме - student2.ru Продукт покупатель     цена и ценообразование в туризме - student2.ru Покупатель продукт

Политика ценообразования – набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию, которые используются для решения поставленных задач.

Факторы, влияющие на формирование цен

1. внешние 1.1 потребители 1.2 рыночная среда 1.3. участники товарообращения 1.4 государство 2. внутренние 2.1 жизненный цикл товара на рынке 2.2. издержки на сырье, материалы, рабочую силу, рекламу  

Этапы процесса ценообразования

  1. постановка целей ценообразования
  2. определение спроса на продукцию
  3. оценка издержек на производство
  4. анализ конкурентов
  5. выбор методов ценообразования
  6. разработка ценовой стратегии предприятия
  7. формулирование ценовой политики
  8. страхование рыночной цены, предупреждение влияния неблагоприятных факторов на ценообразование.

Задача

Производство продукта характеризуется следующими показателями: переменные затраты – 100 руб., постоянные затраты – 3000000 руб., планируемый объем продаж – 5000 штук. Производитель планирует получить 20% прибыли от реализации продукта оптовым покупателям. Оптовик также желает получить 20% прибыли от объема своих продаж. Определите: 1) себестоимость единицы продукта

2) отпускную цену продукта

3) прибыль производителя с единицы продукта

4) розничную (продажную) цену продукта.

Решение:

1) себестоимость (С) = переменные затраты + (постоянные затраты / V) = 100 +

+ 3000000 / 5000 = 100 + 600 = 700 руб.

2) отпускная цена (Ц) = С / (1 – наценка) = 700 / (1 - 0,2) = 875 руб.

3) прибыль производителя на единицу продукта = Ц – С = 875 – 700 = 175 руб.

4) розничная цена = Ц + наценка х Ц = 875 + 0,2 х 875 = 1050 руб.

ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ

Английская поговорка гласит: «Стоимость - это соглашение, а цена - это политика». На сегодня нет единого определения сущно­сти цены. Каждая экономическая теория дает свое определение.

Современная экономическая теория рассматривает цену как ре­зультат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия равняется, с одной стороны,пре­дельной полезности, с другой - предельным издержкам, которые, в свою очередь, определяются предельными приращениями в про­дуктивности факторов производства.

Сущность цены проявляется в следующих функциях:

1) Содержание распределительной функции цены выражается в том, что с помощью цен созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между пред­приятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса.

2) Содержание стимулирующей функции цены выражается в сле­дующем: цены экономически развивают производство и потребле­ние одних товаров и сдерживают производство и потребление других, а также стимулируют повышение качества продукции, освое­ние новых видов товаров и материалов, обеспечивают повышен­ную рентабельность новых изделий по сравнению с ранее выпус­каемыми.

3) Функция ориентации проявляется в том, что цена дает необхо­димую информацию как для покупателя товара, так и для продав­ца его.

Цена является также инструментом хозяйственного механизма и коммерческой политики хозяйствующего субъекта и имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость произведенного товара; верхний предел определя­ется спросом на данный товар. Следовательно, величина цены на туристский продукт опреде­ляется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот продукт. Цены на туристский продукт являются разновидностью цен на услуги вообще.

Ценообразование в сфере услуг (в том числе в туризме) имеет ряд особенностей.

К ним следует отнести следующие:

• услуги туризма, как и услуги вообще, представляют собой ко­нечный продукт, предназначенный непосредственно для потреб­ления, поэтому цены на услуги - это розничные цены;

• если на стадии создания промежуточного продукта с помо­щью цен перераспределяется его стоимость между хозяйствующи­ми субъектами, то на стадии конечной реализации продукта (в дан­ном случае туристского продукта) отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различны­ми группами населения (потребителей и производителей);

• сфера услуг непосредственно связана с потребителем в про­цессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на це­лый ряд услуг, в том числе и на услуги туризма, Однако устойчи­вость спроса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на услуги необходимо учитывать такой психологический нюанс - цена не должна вызы­вать у покупателей отрицательных эмоций;

• процессы производства, реализации и потребления услуг со­впадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на многие виды услуг, в том числе на услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер.

Чем больше неравномерность потребления услуг во времени, тем больше нужно иметь резервных мощностей для удовлетворе­ния спроса в период его максимальной величины. Сезонная диф­ференциация цен и тарифов отражает изменения общественно не­обходимых затрат труда в различные периоды года. Цены на тури­стский продукт очень резко колеблются в зависимости от сезона (зимний, летний, межсезонье);

некоторые виды услуг, в том числе туризма, реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поэтому при оценке каче­ства услуг, их стандартизации принимаются во внимание между­народные требования, так как на одни и те же услуги действуют два вида и уровня цен - внутренние и внешнеторговые, например, на гостиничные услуги, тарифы на транспорт, услуги по обслужи­ванию туристов. Другими словами, цены на услуги туризма для иностранных туристов устанавливаются в долларах США и более высокие, чем для отечественных туристов. Цены на услуги туриз­ма для отечественных туристов устанавливаются в рублях;

особенностью формирования цен на услуги туризма является то, что они должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму, например про­дукты овеществленного прошлого труда: памятники истории и ар­хитектуры, паркового хозяйства, заповедники и т.д., или не явля­ются продуктами труда, а созданы природой (водопады, горы, озе­ра и т.п.).

На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания (степень комфортности); вид туристского путеше­ствия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); формы обслуживания (груп­повой или индивидуальный); конъюнктура рынка на услуги туриз­ма; сезонный характер предоставления услуг; география размеще­ния туристских фирм и др.

Цена на услуги туризма включает следующие элементы:

- стоимость сырья (например, продуктов для приготовления пищи и др.);

- текущие расходы на производство, реализацию и организа­цию потребления услуг;

- прибыль;

косвенные налоги по отдельным видам услуг (например, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.).

Наши рекомендации