Понятие безработного, его правовой статус
Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней (ст. 1 Закона о занятости).
Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении.
При регистрации в качестве безработного в соответствии с п. 2.30 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 119. 1/11590; 2011. № 11. 1/12314], гражданин предъявляет:
– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
– трудовую книжку (при её наличии);
– диплом или другой документ об образовании, квалификации, её повышении, профессиональной подготовке и переподготовке;
– справку о среднем заработке (доходе) за последние 12 месяцев работы;
– декларацию о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;
– военный билет и справку о размере денежного довольствия по последней воинской должности – для уволенных с военной службы;
– свидетельство о рождении ребёнка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при наличии такого свидетельства);
– удостоверение ребёнка-инвалида – для лиц, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
– справку об освобождении – для лиц, освобождённых из мест лишения свободы;
– справку о самостоятельном трудоустройстве либо об отказе в приёме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку – для выпускников учреждений образования;
– заключение врачебно-консультационной комиссии – для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья к работе;
– индивидуальную программу реабилитации инвалида – для инвалидов.
Согласно ч. 2 п. 4 Положения о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учёта, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 ноября 2006 г. № 1549 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 190. 5/24246; 2007. № 92. 5/25018, № 292. 5/26272; 2008. № 6. 5/26438, № 53. 5/26825; 2009. № 83. 5/29526, № 131. 5/29780; 2010. № 186. 5/32267], с изм. и доп., органами по труду, занятости и социальной защите дополнительно запрашиваются по:
– высвобожденным работникам в случаях направления их на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации – справка о профессиональной переподготовке или повышении квалификации за последние пять лет, предшествующие высвобождению;
– лицам, получающим пособия (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей), – справка о размере пособия;
– лицам, получающим пенсии по инвалидности, – справка о размере пенсии.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:
– не достигшие 16-летнего возраста;
– которым в соответствии с законодательством назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;
– отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;
– проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
– представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;
– обучавшиеся за счёт средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.
Одна из основных задач службы занятости – подыскать безработному подходящую работу.
Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учётом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено Законом о занятости (ст. 4 Закона о занятости).
Законом о занятости установлено, что подходящей не может считаться работа, если:
– она предоставляется за пределами максимальной удалённости от места жительства безработного;
– отказ от неё обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами;
– условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда;
– предлагаемый заработок на 10 и более процентов ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.
По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учётом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения.
Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных:
– впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);
– стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года);
– прекративших трудовой договор, заключенный на неопределённый срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо трудовой договор с которыми прекращён по основаниям, предусмотренным п. 4, 5, 7–9 ст. 42, п. 5 ст. 44 и ст. 47 ТК, а также уволенных (отчисленных) за нарушение воинской (учебной) дисциплины;
– обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после занятия предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью;
– выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
– направленных органами по труду, занятости и социальной защите на обучение и отчисленных из учреждений образования за виновные действия;
– обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после прекращения трудового договора, заключённого на время выполнения сезонных работ;
– состоящих на учёте в органах по труду, занятости и социальной защите более 12 месяцев.
Безработному не может быть предложено одно и то же место работы (профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности)) дважды.
Максимальная удалённость подходящей работы от места жительства безработного определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учётом транспортной доступности нового места работы.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищённость безработных.
Правовой статус безработного, кроме определения, включает в себя также его права и обязанности. Определёнными правами в области занятости населения наделены граждане как обладающие, так и необладающие статусом безработного. Следует отметить, что Закон о занятости отдельными статьями устанавливает права всех граждан в области занятости населения, а специальных статей, содержащих в концентрированном виде перечень прав и обязанностей безработных, нет, но их можно выявить исходя из содержания Закона о занятости.
Так, безработные имеют право на:
– бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
– пособие по безработице, стипендию в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;
– бесплатный медицинский осмотр при приёме на работу;
– участие в оплачиваемых общественных работах и др.
Наряду с правами законодательством установлен и ряд обязанностей безработных:
– самостоятельно подыскивать работу и информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите по их требованию;
– являться по вызову органов по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу (учёбу);
– в течение 3 рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении органов по труду, занятости и социальной защите;
– информировать органы по труду, занятости и социальной защите о временном выезде в другой населённый пункт;
– для получения пособия по безработице выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлению органа по труду, занятости и социальной защите.
Снятие с учёта безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае:
– признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона о занятости (кроме случаев, предусмотренных данным Законом);
– направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
– подачи им письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите;
– неявки безработного более трёх месяцев с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин;
– попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путём;
– назначения ему в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;
– отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
– переезда безработного на другое место жительства;
– смерти безработного;
– истечения 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного;
– осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы или пожизненному заключению;
– направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Безработные, снятые с учёта на основании неявки их более 3 месяцев без уважительных причин, при обращении в органы по труду, занятости и социальной защите могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода со дня предыдущей регистрации, а снятые с учёта на основании переезда на другое постоянное место жительства – по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия с учёта.