Факторы влияющие на спрос и предложение
1. Объективные факторы:
а) средний уровень доходов;
б) емкость рынка;
в) наличие взаимозаменяемых товаров.
2. Субъективные факторы:
а) вкусы, предпочтения;
б) традиция, религия, культура;
в) природно-климатические условия.
3. Факторы, определяющие величину издержек производства:
а) дешевизна компонентов затрат;
б) движение цен на товары-заменители.
22. Конкуренция
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Различают ценовую, неценовую, совершенную, несовершенную, межотраслевую, отраслевую, прямую, косвенную конкуренцию, а так же конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей
Методы ценовой и неценовой конкуренции широко используются в рыночной практике. Среди них:
üдемпинговые цены – искусственно заниженные цены на товар, установленные ниже цены внутреннего рынка;
üлимитные цены – верхний предел уровня цены на конкретный вид товара, устанавливаемые на основе предварительных данных в начале его разработки;
üгибкие цены, применяемые в торговле с каждым в отдельности покупателем;
üпрестижные цены, устанавливаемые для особо престижных товаров на высоком уровне;
üцены лидера, являющиеся заведомо заниженными, вводимые для выделения данного товара в сознании массового покупателя с тем, чтобы завоевать лидерство в данном сегменте рынка;
üцены проникновения на рынок – относительно низкие цены на товар, устанавливаемые в целях обеспечения роста объема продаж и предназначенные для захвата массового рынка.
Совершенная конкуренция – условия функционирования рынка, характеризующиеся наличием большого числа фирм, предлагающих однородную продукцию. Обязательным условием совершенной конкуренции является возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Здесь цена товара определяется в соответствии с рыночными законами, на основе спроса и предложения.
Несовершенная конкуренцияхарактеризуется таким положением на рынке, при котором возможны осложнения при вхождении и выходе из него, где ограничены доступ к информации, число продавцов или число покупателей. Товары, продаваемые в условиях несовершенной конкуренции, отличает дифференциация и специализация, уникальность. В связи с этим рыночные агенты могут оказывать влияние на масштабы производства и уровень цен. Несовершенная конкуренция – противоположный вариант совершенной конкуренции. Она возникает в условиях, когда ограниченное число предприятий способно предложить особый товар по существующей цене.
Совершенная конкуренция преобладала в рыночных условиях XIX в. В настоящее время для рынка характерна несовершенная конкуренция.
Конкурентоспособность товара–способность товара более полно отвечать запросам покупателей по сравнению с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, ее техническим уровнем, потребительскими свойствами, а с другой – ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Уровень конкурентоспособности товара свидетельствует о целесообразности его производства и о возможности выгодной продажи.
В общем виде конкурентоспособность товара исчисляется по формуле:
ЭП
К= ----- х 100%;
ЦП
где, К – конкурентоспособность товара;
ЭП – его полезный эффект;
ЦП– цена потребления товара, т.е. сумма затрат, включающая расходы покупателя по приобретению и эксплуатации товара.