Характеристика и основные этапы инновационного процесса
Характеристика инн-го процесса предполагает оценку следующих показателей:1Времяёмкость инноваций, т.е. оценка продолжительности каждой стадии и общей продолжительности инн-го цикла. 2Структура затрат на осуществление отдельных стадий 3Диффузия новшеств, т.е. оценка скорости и широты распространения нововведения в данной отрасли в других отраслях
Факторы, определяющие скорость диффузии в инновации: Относительное преимущество, Сложность, Совместимость, Коммуникативность.
По мере движения от фундаментальных исследований к производству: 4На каждом этапе увеличиваются затраты на получение результатов. 5Вероятностьполучения отрицательных результатов снижается 6Уникальностьи неповторимость методов и приемов исслед-я, присущие первым этапам цикла, снижается. При проектировании появляются элементы типовых решений, стандарты. 7Получаемая информация на каждом последующем этапе становиться все более конкретной. Вторая модель инн-го процесса: Кибернетическая .Ее значение обусловлено наличием обратных связей:8О подготовке пр-ва новаой продукции и выявленых при этом недоработках, возникших дополнительных требованиях 9О ходе процесса пр-ва продукции, в том числе выявленных недоработках конструкции, предложениях по улучшения технологии ее пр-ва. 10Об отношениипотребителей к продукции, о выявленных ими дефектах, появлении конкурентной продукции, о желаниях потребителей и т.д.
В условиях постиндустриального общества значение последней информации возрастает. Кибернетическая модель (замкнутая)
И – результат исследований Р– разработка О – опытное пр-во П – пр-во М – маркетинг С – сбыт
Данная модель выражает непрерывность общественных процессов обработки информации, здесь невозможно определить начало или окончание процесса.
Для определения нового инн-го направления или для изменения концепции инн-го развития необходимо внешнее централизованное вмешательство.
Формирование и объединение участников процесса в единую систему позволяет создавать новую научно -техническую продукцию на основе приоритетной технологии и обеспечить дальнейшее развитее на базе собственных разработок.
Кибернетическая модель основана на том, что знания, создаваемые на любых стадиях, являются товаром, т.е. объектом интеллектуальной собственности, что позволяет при их реализации не только компенсировать затраты, но и обеспечить дальнейшее развитие.
18. Источники инновацийУсловия для появления инноваций образуются в обществе непрерывно, однако в силу разных причин они часто бывают незамеченными. П.Друкер выделил 7 основных источников инноваций: Внутренние: 1. Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)2. Неконгруэнтность – несоответствие между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках.3. Потребности производственного процесса 4. Внезапные изменения в структуре отрасли и рынка, «захватившие всех врасплох»
Внешние:5. Демографические изменения
6. Изменения в восприятии и настроении потребителей
7. Новое знание
Наиболее важными являются 3) и 7), так как носят наиболее радикальный характер
Наиболее радикальные изменения происходят на основе новых знаний. Эти инновации, как правило, трудно управляемы. Это связано: 1Наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием. 2 Проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.
В связи с этими инновации, основанные на новых знаниях, требуют:
1. Тщательного анализа всех необходимых факторов
2. Ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходимая четкая стратегическая ориентация
3. Организация предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.
Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «созреть» и быть воспринято обществом. Только в этом случае оно принесет успех.
В сфере товарного обращения новые идеи формируются под влиянием мнений потребителей о возможных способах удовлетворения их потребностей. Широкие контакты с потребителями позволяют формировать более объемный портфель новых идей, сокращает время поиска новых решений, обеспечивает гибкое реагирование на изменение конкурентной среды. Задача увеличения числа новых идей при обновлении торгового ассортимента обусловлено высоким динамизмом спроса. Социальные потребности могут претерпеть существенные изменения в очень короткие сроки, и для своевременной адаптации торговая организация должна обладать определенным запасом идей.
В области разработки и реализации замысла услуг-новинок организации обладают большими возможностями. Производство новых услуг зачастую не требует новых инвестиций, мощной МТБ, сложного ресурсного обеспечения и может быть осуществлено в короткие сроки. Инновационная мобильность в этой сфере значительно выше, что повышает эффективность предпринимательской и маркетинговой деятельности.