Особенности рынков ресурсов. Функции рынков ресурсов
РЫНКИ РЕСУРСОВ
Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы фирм, предприятий.
Как известно, все экономические ресурсы разделяются на материальные ресурсы (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Соответственно различаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда. Совокупность этих рынков выполняет в современной рыночной экономике важнейшие функции: во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с тем чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, помогает определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.
Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Цены экономических ресурсов выступают в рыночной экономике в виде денежного дохода: прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда), ренты (земельный доход). Следовательно, ценообразование на ресурсы есть образование определенных доходов — прибыли, заработной платы, ренты.
Ценообразование на ресурсы отражает все особенности рынков ресурсов — общие для всех видов и специфические для каждого из них.
Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что вследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства (предложения). В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив; более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, которая делает типичными явлениямонопсонии(единственный покупатель) иолигопсонии (небольшое число покупателей). Яркий образец — рынок труда в небольших городах. Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма. Если к тому же эта рабочая сила немобильна, т. е. по тем или иным причинам не может переместиться на другой участок рынка (в другую отрасль), фирма имеет все возможности для того, чтобы понижать величину заработной платы. Наем меньшего количества работников обеспечивает этой фирме максимальную прибыль. Другой пример — двусторонняя монополия на рынке капитала (например, на рынке оборудования, изготовляемого по индивидуальным заказам). На этом рынке чаще всего выступают один продавец и один покупатель. В такой ситуации не образуется единая равновесная цена и результат сделки целиком зависит от относительной силы сторон.
Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь меду ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой цене. Так, выплата высокой заработной платы работникам определенных профессий стимулирует рост предложения соответствующих категорий рабочей силы. Спрос же на ресурсы отражает обратную связь между ценой и их объемом. Если цена на ресурсы повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.
Особенности рынков ресурсов реализуются через специфические закономерности спроса и предложения.
Особенности спроса на ресурсы. Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Следовательно, изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой — прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию.
На движение спроса на ресурсы влияет и производительность труда', если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продукта — предельный продукт (в денежном выражении — предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы — предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на ресурсы растет, в противоположной ситуации — уменьшается.
Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики спроса на другие ресурсы, т. е. от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и надополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).
При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый — эффект замещения —связан с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (скажем, замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй — эффект объема производства — выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и соответственно сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Как видим, эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение его в цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении.
Таким образом, производный спрос на ресурсы возрастает, если увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.
Понимание особенностей спроса на ресурсы позволяет определить и специфику его эластичности.
Эластичность спроса на ресурсы. Характеристика эластичности спроса на ресурсы раскрывается через его производный характер.
Чувствительность спроса, его реакцию на изменение цены ресурсов определяют три фактора. Первый — эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор — замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если при повышении цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем больше доля ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.
Особенности предложения ресурсов. Хотя ресурсы ограничены, но на какой-то данный момент их общее предложение — величина вполне определенная (например, в таком-то году рабочая сила составила столько-то миллионов человек, посевные площади — столько-то тысяч гектар, добыто столько-то миллионов тонн нефти и т. д.). Следовательно, величина ресурсов не строго фиксирована; больше того, величина ресурсов может изменяться и очень часто реально изменяется под воздействием тех или иных усилий людей. Так, элементы физического капитала можно произвести (оборудование, станки) и построить (здания); изменяя продолжительность рабочего дня и величину заработной платы, можно влиять на предложение труда. Даже отличающееся от других факторов производства фиксированное природой предложение земли тоже может быть увеличено посредством, например, мелиоративных работ. Однако недостаточно продуманные агротехнические мероприятия могут способствовать разрушению плодородия земли и тем самым уменьшать ее пахотные площади.
Раскрыв особенности спроса на ресурсы и их предложения, рассмотрим особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов.
Особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов. Действие закона спроса и предложения для ресурсов, как и для других товаров, зависит прежде всего от условий рынка. В основе предложения ресурсов лежат предельные издержки, а спроса на ресурсы — предельный денежный продукт. Каков механизм использования ресурсов в различных рыночных структурах?
В условиях совершенной конкуренции фирмы не влияют на цены ресурсов и цены продуктов; это — работа рынка. Спрос на ресурсы зависит от того, насколько эффективно они используются, какой приносят денежный доход, каков их предельный денежный продукт. Фирмы увеличивают использование ресурсов до тех пор, пока получаемый благодаря их применению предельный денежный продукт не сравняется с предельными издержками ресурсов. Если каждая последующая единица ресурсов добавляет к общему доходу фирм больше, чем к их общим издержкам, то стимулируется дальнейшее привлечение дополнительных ресурсов. В этом случае фирмы присваивают дополнительную прибыль. При превышении предельных издержек ресурсов над предельным денежным продуктом фирмы-производители несут убытки и вынуждены сокращать применение ресурсов.
В условиях несовершенной конкуренции увеличение спроса на ресурсы происходит вместе с уменьшением цены на них, а увеличение предложения — при ее возрастании. Фирмы стремятся ограничить спрос на ресурсы и обеспечить превышение предельного денежного продукта над предельными денежными издержками продукта. В результате извлекается добавочная прибыль. Поставляя на рынок меньше продукта, несовершенный конкурент предъявляет и меньший спрос на ресурсы.
Важнейшее следствие закона спроса и предложения на рынке ресурсов — высокий доход на дефицитные ресурсы, которые остро необходимы для производства предметов потребления; и, напротив, падение дохода на ресурсы, имеющиеся в изобилии, или на появляющиеся их заменители.
Действие закона спроса и предложения на рынке ресурсов может нарушаться не только условиями рынка, но и политикой и практикой государства. На рынок ресурсов воздействуют наряду со стихийно рыночными сознательно целенаправляемые регуляторы. Так, на рынке труда ценообразование на рабочую силу (заработная плата) регулируется профсоюзами и правительством с применением различных методов.
Виды рынков ресурсов
Каждый из видов рынков ресурсов (труда, капитала, земли) имеет свои специфические особенности. Важнейшим из всех рынков ресурсов является рынок труда, имеющий дело с человеческим капиталом. Согласно теории “человеческого капитала” ресурс “К” (knowladge, т. е. знание) является главным из всех ресурсов, а инвестиции в него — наиболее эффективны.
Рынок труда. Рынок труда — самый сложный из всех рынков ресурсов, что связано прежде всего с самим объектом рынка. Рабочая сила (труд) как ресурс характеризуется, во-первых, разными физическими данными и разными способностями, в результате чего при заключении трудового контракта невозможно заранее определить реальный уровень трудовых усилий работника; во-вторых, неодинаковой квалификацией, диктующей необходимость различий в заработной плате работников разных профессий. Поэтому нет единого рынка труда, он делится по профессиям, отраслям, географическому расположению. В этих условиях переход работника с одного рынка на другой связан с большими издержками. В-третьих, рабочая сила мобильна, т. е. может сменять одно занятие другим, переходить от менее к более производительным видам деятельности, перемещаться по территории. В-четвертых, труд, будучи неотделим от человека, неизбежно включает социальный, психологический, политический аспекты. У работников, в отличие от машин, есть права, которые они так или иначе отстаивают. Следовательно, труд является особым, занимающим исключительное положение ресурсом.
Отсюда и специфичность факторов, влияющих на предложение рабочей силы на рынке труда. Это — демографические факторы (темп прироста населения и его трудоспособной части, половозрастная структура), экономические (продолжительность рабочего времени, состояние пенсионного обеспечения, уровень безработицы), психологические (желание работать), социальные (престижные моменты) факторы и факторы, связанные с образованием и подготовкой кадров.
Особенности ресурса рабочей силы оказывают воздействие на формирование спроса на труд: оно всегда происходит на уровне отдельной фирмы. Однако мобильность рабочей силы — возможность перейти на работу в другую отрасль или регион, на другое предприятие, сменить профессию, повысить квалификацию — приводит к тому, что предложение труда в отличие от спроса складывается на уровне отрасли, всей промышленности или общества в целом. Из этого следует, что формирование цены труда (заработной платы) путем конкуренции всех работников осуществляется практически на уровне всего народного хозяйства, вследствие чего во всех регионах устанавливается одинаковый уровень заработной платы работников одной профессии.
Еще одна особенность рынка труда, усложняющая его функционирование, — это наличие безработицы. При найме рабочей силы трудовой контракт не отражает “качество” работника. Установленный уровень заработной платы может оказаться более высоким, чем соответствующий фактически выявившимся возможностям работника. Снижение же заработной платы для определения реальных усилий работника является нарушением контракта. В такой ситуации цена труда становится негибкой, вызывая избыточное предложение рабочей силы. В то же время потерявшие работу рабочие не нанимаются сразу же на новые места с низкой заработной платой, а стараются найти работу с прежней заработной платой; это препятствует равновесию на рынке рабочей силы. Сложностью отличается и структура, рынка труда. Рынок труда имеет несколько структур — конкурентную, монопсоническую, профсоюзную — в зависимости от характера формирования спроса и предложения труда, а также цены труда, способности покупателей и продавцов труда воздействовать на соотношение спроса и предложения и уровни заработной платы. На конкурентном, рынке труда ни продавцы, ни покупатели не способны влиять на условия купли-продажи труда. На монопсоническом рынке покупатель определяет масштабы спроса и уровень цены, на профсоюзном — продавец товара.
Конкурентный рынок труда характеризуется: а) большим количеством фирм, нанимающих рабочую силу; б) множеством рабочих одинаковой квалификации; в) невозможностью для фирм и рабочих контролировать уровень зарплаты.
Рис. 9.1. Определение уровня зарплаты на конкурентном рынке: а — отдельная фирма; б — рынок; SS — кривая предложения; DD — кривая спроса
Рисунок 9.1, а характеризует определение зарплаты одной фирмой, рис. 9.1, б— установление уровня зарплаты на рынке труда.
Поскольку зарплата определяется рынком, кривая предложения труда для фирмы проходит строго горизонтально. Она будет нанимать рабочих до тех пор, пока предельный денежный доход не сравняется с предельными издержками труда в точке а. Весь доход, полученный от рабочих, нанятых фирмой, составит площадь QWcaBc. Треугольник Wcab представляет добавочный доход, который может быть использован для выплаты доходов по другим факторам производства (капитал, земля). Откуда возник этот добавочный доход? Каждый последующий рабочий, нанятый фирмой, производит добавочный продукт меньшего размера, чем предыдущий. Соответственно уменьшается и заработная плата всех занятых на фирме рабочих. Рабочие фирмы (рис. 9.1, а) создали доход ObaQc , но в виде зарплаты получили только OWc aQc .
На конкурентном рынке (рис. 9.1, б) кривая предложения устремлена вправо и вверх и определяется предельными издержками труда.
Предельные издержки могут быть альтернативными, или издержками упущенных возможностей (см. гл. 5). Уровень заработной платы определяется наиболее эффективным вариантом использования труда. В обществе всегда есть возможность перейти на работу в другую отрасль или регион, на другое предприятие, сменить профессию, повысить квалификацию, заняться домашним хозяйством или предпочесть досуг. Парикмахер устраивается оператором бензоколонки. Профессор университета переходит на работу в фирму или государственный аппарат и т. д.
Если, перейдя в другую фирму (отрасль) или переехав в Другой регион, работник может получить более высокую зарплату, то конкуренция вынуждает повышать ее на прежнем месте работы.
При прочих равных условиях для работников одной и той же профессии, квалификации во всех регионах должен устанавливаться один и тот же уровень зарплаты.
Альтернативные возможности труда, могут быть достаточно узкими. Чтобы сменить место работы, нужно иметь определенные профессию, возраст, здоровье. Возможности выбора работы достаточно широки у представителей так называемых сквозных профессий (бухгалтер, электрик, оператор ЭВМ).
В первом приближении могло показаться, что уровень зарплаты формируется в пределах довольно ограниченных сегментов хозяйства (сегменты пожарных, преподавателей, трубочистов, слесарей и т. д.). Концепция альтернативных издержек утверждает, что процесс формирования цены труда охватывает практически все народное хозяйство через конкуренцию всех работников.
Модель монопсонии. Эта структура рынка труда характеризуется наличием одного покупателя. У последнего возникает возможность воздействовать на величину зарплаты. Для этого необходимо, чтобы фирма была крупным нанимателем рабочей силы в данной отрасли, а также чтобы труд на данной фирме был бы малоподвижным — затруднен переход по каким-то причинам на альтернативные рабочие места, а также отлив рабочих в другие регионы. Такая ситуация возникает в небольших городах, занятость населения в которых зависит от одной фирмы. Когда существует 3—4 фирмы, нанимающие рабочих, возникает олигопсония.
На рынке одного покупателя уровень занятости будет меньше и соответственно заработная плата ниже, чем на конкурентном рынке.
Qm Qc
Количество труда
Рис. 9.2. Определение уровня зарплаты на рынке одного покупателя
На рис. 9.2 показано, что кривая спроса и предложения на конкурентном рынке пересекалась бы в точке а. Предельные издержки труда в этой точке равны предельному денежному продукту. Прибыль сверх обычной отсутствует. Единственный покупатель максимизирует прибыль путем найма меньшего количества рабочих. Это дает возможность сократить затраты на заработную плату. Спрос на рабочую силу сокращается до точки Ь. Соответственно и зарплата уменьшается с W до W. Покупатель получит добавочную прибыль.
Профсоюзная модель.На многих рынках рабочие продают свою рабочую силу коллективно через профсоюз. Профсоюзы используют следующие способы повышения заработной платы.
1. Введение ограничений на предложение труда. Иммиграционные барьеры, законодательство об ограничении рабочей недели, длительный период ученичества, запрет на принятие новых членов в профсоюз и на занятие рабочих мест нечленами профсоюза — все эти ограничительные меры использовались в прошлом. Применялись и более тонкие ограничения: лимитировалась тяжесть труда, например число обслуживаемых станков или количество укладываемых кирпичей, ширина малярной кисти; использовались и другие меры замедления работы.
2. Увеличение уровня стандартной заработной платы. Прямые ограничения на предложение труда не нужны профсоюзам, за исключением поддержания высокого уровня стандартной заработной платы. Если предприниматель выплачивает нанятым рабочим стандартную заработную плату, профсоюз не регулирует количество занятых. Предприниматель набирает нужное ему количество рабочих, все остальные искатели рабочих мест автоматически исключаются с рынка труда.
3. Увеличение спроса на труд. Профсоюзы изучают пути снижения цен на производимые товары путем повышения производительности труда и качества управления. Они помогают рекламировать товар, агитируют за принятие тарифов для защиты местного рынка, стремятся убедить правительство платить более высокие цены по трудовым контрактам.
4. Устранение эксплуатации труда монополистом. Профсоюзы противостоят монополистической власти предпринимателей на рынке труда, например в небольшом городке, где действует всего одна фирма. В этой ситуации единственный продавец — организация профсоюза — может иметь результатом своей деятельности более высокий уровень заработной платы без сокращения занятости.
Отмеченные особенности рынка труда позволяют сделать вывод, что рынок труда является наиболее несовершенным.
Рынок природных ресурсов. Специфичен и рынок природных ресурсов, т. е. практически рынок земли. Вследствие фиксированности площади земельных угодий природой предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов.
Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в собственность (частную). В то же время спрос на земельные ресурсы устойчиво выше предложения из-за: а) роста потребности в сельскохозяйственной продукции (за счет ее формируется большая часть национального дохода) и продукции полезных ископаемых; б) роста неземледельческого населения в условиях урбанизации. В результате спрос на земельные ресурсы устойчиво выше предложения.
В условиях, когда предложение земли совершенно неэластично (по отношению к ее цене), доход, полученный посредством любого производства, выступает в виде чистой экономической ренты.Такая характеристика дохода означает, что данный конкретно рассматриваемый фактор производства не имеет (в силу ограниченности земли) альтернативной стоимости, поэтому любой доход здесь оказывается экономической рентой.
С чистой экономической рентой связано такое понятие, как цена земли. Когда земля приобретается в собственность, ее цена, как и все прочие цены, определяется спросом и предложением. Рыночная цена земли есть капитализированная рента, т. е. она равна суммарной величине всех будущих арендных платежей, которые, как ожидается, способен принести конкретный земельный участок.
Чистая экономическая рента не связана со способами использования земельных угодий. На практике же различные участки земли отличаются по плодородию, местоположению, климатическим условиям. Это означает, что земельные участки приносят не равные доходы, а напротив, они обнаруживают разную степень производительности, что сказывается на величине ренты. Следовательно, если земельные участки ранжируются по степени их производительности, то образуется дифференциальная рента, которая представляет доход, полученный за счет использования более производительных ресурсов.
Все сказанное относится к земельным участкам, характеристики которых (плодородие, местоположение, климатические условия) делают их воспроизводимыми, т. е. при правильной системе агротехнических мероприятий участок может давать хорошие результаты каждый год.
Но определенные природные ресурсы являются невоспроизводимыми (месторождение нефти, железной руды, цветных металлов), т. е. рано или поздно месторождения иссякнут, и темпы добычи природных ресурсов на них будут падать.
Для невоспроизводимых ресурсов существует две возможности их использования: либо немедленное потребление для расширения текущего потребления, либо их консервация для производства будущих благ. Решающим фактором немедленного использования невоспроизводимых ресурсов является повышение оценки сегодняшнего потребления относительно будущего. Консервация невоспроизводимых ресурсов означает более выгодное использование их в будущем в силу истощения запасов этих ресурсов. Отсюда можно сделать вывод, что оптимальное использование невоспроизводимых ресурсов предполагает корректировку и баланс плюсов и минусов их немедленного потребления, т. е. требуется компромисс между настоящим и будущим. Если на конкурентном рынке ожидаемые темпы роста цен на невоспроизводимые ресурсы превышают уровень дохода на капитал, то становится выгодным переместить ресурсы из текущего потребления в будущее. Следовательно, на рынках происходит перераспределение невоспроизводимых природных ресурсов, а сам рынок природных ресурсов содержит в себе механизм их консервации.
Рынок физического капитала. Особенностями обладает и рынок физического капитала.Физический капитал — это производственный фактор длительного пользования (основной капитал), он участвует в производстве на протяжении многих лет. Поэтому для характеристики рынка капитала важно учитывать фактор времени. Чтобы решить, выгодны ли капиталовложения, фирмы сравнивают стоимость единицы капитала в настоящий момент с будущей прибылью, обеспеченной этой единицей вложений. Процедура, позволяющая вычислить сегодняшнее значение любой суммы, которая может быть получена в будущем, называетсядисконтированием. А текущая стоимость будущих доходов —дисконтированной стоимостью. Если дисконтированная стоимость ожидаемых в будущем доходов от капиталовложений больше, чем издержки на капиталовложения, то есть смысл делать инвестиции. Следовательно, дисконтированная стоимость необходима фирмам для принятия решений о капиталовложениях, а значит, и обращении к рынку физического капитала.
Структура рынка физического капитала отличается высокой неоднородностью и крайним разнообразием качества объектов обмена. Одним из существенных сегментов рынка физического капитала является рынок подержанного оборудования. Особенность этого сегмента рынка физического капитала состоит в том, что именно на нем определяется норма износа — важнейшая характеристика функционирования физического капитала.
Другим сегментом является рынок высокоспецифичного оборудования, изготовляемого по индивидуальным заказам. На этом рынке чаще всего представлена двухсторонняя монополия, где исход торга зависит от относительной силы сторон (нет равновесной цены и равновесного количества).
Спрос на товары производственного назначения и их цена определяют размер капиталовложений. Но деньги для капиталовложений черпаются на денежном рынке. Хотя денежный капитал не является ресурсом, но на деньги можно приобрести факторы производства и начать или расширять производство. Поэтому физический капитал тесно связан с денежным капиталом, а рынок физического капитала — с рынком денежного капитала. С помощью денежного рынка осуществляются тесные взаимосвязи между всеми рынками ресурсов.