ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. Контрактная теория фирмы, бизнес, фирма, производственная функция, общий, средний и предельный продукт
Контрактная теория фирмы, бизнес, фирма, производственная функция, общий, средний и предельный продукт, закон убывающей производительности, изокванта, карта изоквант, изокоста, равновесие фирмы, предельная норма технической замены, оптимальная комбинация ресурсов, линия роста фирмы в коротком и длительном периодах, отдача от масштаба.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. «Много поваров испортят любой суп»— так можно проиллюстрировать закон убывающей отдачи. Прокомментируйте высказывание.
2. Как разделение труда в производстве повышает экономию отмасштаба?
3. Поясните, как цены на факторы влияют на выбор технологиипроизводства.
4. Определите концепцию производственной функции и изобразите производственную функцию в коротком периоде.
5. Используя график, покажите минимальный эффективный масштаб фирмы и объясните, что он означает.
6. Объясните, как таблица комбинаций факторов производства и карта изоквант могут быть использованы для изображения производственной функции.
7. В чем состоит важность закона убывающей предельной производительности для организации производства?
8. Объясните, как уменьшение нормы предельного замещенияодного фактора на другой изменяет форму изокванты.
9. Почему изокванты имеют положительный наклон?
10. Покажите, как внедрение новой технологии отразится на карте изоквант.
11. Каковы важнейшие различия между фирмами, действующими в промышленности и в сфере услуг? Обсудите эти различия с точки зрения размера фирм и форм собственности.
ТЕСТЫ
1. Положительный эффект от увеличения масштаба производства может быть получен:
а) при рациональном использовании оборудования;
б) при сдаче излишних производственных площадей и оборудования в аренду;
в) при снижении затрат на реализацию;
г) при диверсификации производства.
2. Взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражается при помощи:
а) кривой производственных возможностей;
б) кривой общего объема выпуска продукции;
в) производственной функции;
г) эластичности предложения.
К тестам 3–5:
Единственный переменный ресурс — труд, остальные являются фиксированными.
Число рабочих (чел.) | |||||||
Выпуск продукции (шт.) |
3. Предельный продукт начнет сокращаться при найме:
а) шестого рабочего;
б) четвертого рабочего;
в) третьего рабочего;
г) второго рабочего;
д) первого рабочего.
4. Предельный продукт труда шестого рабочего:
а) 180 шт.;
б) 30 шт.;
в) 15 шт.;
г) отрицательный;
д) невозможно определить при имеющихся данных.
5. Средний продукт достигает максимальной величины, когда заняты:
а) шесть рабочих;
б) пять рабочих;
в) четверо рабочих;
г) трое рабочих;
д) двое рабочих.
6. Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 10%, а объем производства возрастает на 15%, то:
а) наблюдается отрицательный эффект масштаба;
б) наблюдается положительный эффект масштаба;
в) действует закон убывающей производительности.
7. Типичная производственная функция будет:
а) иметь все факторы фиксированными только в краткосрочном периоде;
б) иметь некоторые постоянные факторы только в коротком периоде;
в) иметь, по крайней мере, один постоянный фактор в коротком периоде;
г) показывать только неэффективные объемы выпуска.
8. Любая точка, находящаяся либо на изокванте, либо на изокосте, означает:
а) количество производимого продукта;
б) объем продукта в денежном выражении;
в) комбинацию физических объемов ресурсов;
г) сумму издержек.
9. Изокванта иллюстрирует:
а) кривую общего объема продукта;
б) производственную функцию;
в) различные объемы продукта, которые можно произвести при заданных количествах ресурсов;
г) кривую среднего продукта;
д) кривую предельного продукта.
10. Какое из следующих утверждений, характеризующих связь между ТР, МР, АР, является неверным:
а) АР продолжает расти до тех пор, пока увеличивается МР;
б) АР достигает максимального уровня до того, как ТР становится максимальным;
в) ТР достигает максимального уровня, когда МР = 0.
ОТВЕТЫ
1. а; 2. в; 3. в; 4. в; 5. д;
6. б; 7. б; 8. в; 9. б; 10. а.