Причины дефицита госбюджета
1.Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.
Меры по снижению бюджетного дефицита:
1.Переход от финансирования к кредитованию.
2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
3. Снижение расходов на управление государством.
4. Изменение системы налогообложения.
5. Повышение роли местных бюджетов.
Существуют 4 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов;
2) ужесточение налогообложения;
3) секвестр, т. е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям;
4) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно.Нотакая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод:ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла.Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод:бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.
Третья концепция:целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства — поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые точки. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Помимо бюджетных средств каждая страна практикует использование внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды— это фонды денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач. Например, фонд государственного социального страхования, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и др.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг- это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в то же время положительных сальдо бюджета.
Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг— это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний долг— это задолженность правительства данной страны ее гражданам. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт— это банкротство государства-должника. Примером дефолта в новейшей российской истории является прекращение оплаты государством своих обязательств по ГКО в августе 1998 г.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство доходов разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства.
3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны.
4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
Вопросы для самоконтроля:
1) Что такое государственный бюджет? Что входит в доходные и расходные статьи бюджета?
2) Назовите причины дефицита бюджета и способы его покрытия.
3) Какие концепции решения проблемы бюджетного дефицита вы можете назвать?
4) Что такое государственный долг? Какие виды государственного долга вы можете назвать?
5) Каковы последствия государственного долга?
Заключение
Значимость макроэкономической науки определяется тем, что она имеет дело с теми процессами и проблемами, которые обнаруживаются только на общеэкономическом уровне и которые могут быть решены только макроэкономическими средствами.
Следует различать макроэкономику как реально действующую хозяйственную систему и как раздел экономической теории.
Как сфера хозяйственной жизни она представляет экономические отношения в том виде, в каком они сложились на практике в той или иной стране или в международном масштабе. Макроэкономика в виде теории является отражением национального хозяйства в науке. Она составляет предмет учебной дисциплины в вузах.
Существует третий вариант понятия. Он состоит в том, что макроэкономика, кроме всего прочего, выступает как метод научного познания тех процессов, которые совершаются на уровне национального хозяйства.
Макроэкономика рассматривает все звенья материального и нематериального производства как единый хозяйственный организм. Основное внимание уделяется изучению закономерностей и тенденций развития национальной экономики. Объектами изучения являются крупномасштабные экономические величины (национальное производство, его уровень и объемы, общественный продукт, богатство общества, сфера бизнеса, государственный сектор, экономический рост страны, экономическое равновесие, циклические колебания в экономике).
Макроэкономика занята выяснением материальных, денежных, информационных потоков. Размеры, интенсивность и направление этих потоков характеризует «здоровье» экономики.
В поле зрения макроэкономики находятся процессы взаимодействия крупных хозяйственных структур. Большое значение в хозяйственной деятельности имеют теснота и эффективность связей между отраслями, секторами и сферами экономики, между товарным и денежным оборотами, между экономикой и экологией.
Макроэкономическая теория нацелена на решение актуальных народнохозяйственных проблем. Она раскрывает факторы и стимулы для повышения хозяйственной активности людей, помогает решению таких жизненно важных вопросов как занятость, безработица, инфляция.
Макроэкономика опирается на рыночные связи. Национальный рынок складывается на базе локальных и отраслевых рынков. Он представляет общее рыночное пространство в масштабах страны и тесно связан с мировым рынком. Однако проблемы макроэкономики не замыкаются только на рыночных отношениях. Они охватывают и нерыночный сектор. Вспомним, что часть экономики связана с общественными благами, которые используются на нерыночной основе (социальное обеспечение, фундаментальная наука, охрана природы, оборона страны и т.д.).
Следует помнить, что под макроэкономикой понимается не простая сумма предприятий и домашних хозяйств. Напротив, имеется в виду слитное, целостное объединение низовых хозяйственных структур в неразрывный хозяйственный комплекс. Его составные элементы связаны сходными базисными основами: а) общим разделением труда между всеми крупными отраслями, сферами и секторами экономики; б) кооперированием крупных экономических структур для совместной производственной деятельности; в) существованием общенационального рынка, требующего развернутых экономических связей и единого экономического пространства; г) объединяющим свойством государственной собственности; д) производством общественных благ и их коллективным потреблением; е) общенациональной экономической инфраструктурой, создающей условия для скрепления макроэкономических отношений.
Как метод познания, макроэкономика тоже обладает своеобразием. Оно состоит в том, что помимо общих способов исследований, применяется специфические методы анализа:
1. Исследование сосредотачивается либо на всем национальном хозяйстве либо на крупных совокупностях и структурах.
2. Основным специфическим приемом исследования служит метод агрегирования, позволяющий рассматривать экономические проблемы в обобщенном виде.
Агрегат есть результат укрупнения. Он представляет сводный итог многих одноименных показателей и выводится путем их суммирования. Используются совокупные величины, скажем, не отдельные виды продукции, а единый национальный продукт, не цена конкретного товара, а средний уровень цен, не ставка процента какого-то банка, а общая рыночная процентная ставка. Все вместе агрегированные показатели дают общую характеристику экономической деятельности общества.
3. Анализ строится на принципах системы национальных счетов, обеспечивающих сопоставимость экономических показателей на мировом уровне при международных сравнениях.
4. Изучение национальной экономики проводится с использованием макроэкономических моделей, отражающих общее развитие экономики или отдельных её частей. Применяются модели балансовые, имитационные, рыночного равновесия, экономического роста.
5. Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов и явлений осуществляется под углом зрения реализации национальных интересов.
Особое внимание уделяется всему тому, что обеспечивает укрепление народного хозяйства страны.
Макроэкономика служит научной основой экономической политики государства. Она учит, что надо считаться с общенациональными условиями функционирования экономики. Ее выводы помогают выработке рациональных способов государственного регулирования народнохозяйственных процессов.
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
1. Абакумова О. Г. Макроэкономика. - М.: Приор-издат, 2010. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72711.
2. Анисимов А. А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. - М.: Юнити-Дана, 2012. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114708.
3. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс (фундаментальная теория экономики). - М.: Дашков и Ко, 2010.
4. Елисеев А. С. Экономика: Бизнес-курс МВА. - М.: Дашков и Ко, 2010.
5. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Макроэкономика -1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций. - М.: Дашков и Ко, 2011. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116017.
6. Золотарчук В.В. Макроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2011.
7. Зубко Н. М., Зборина И. М. , Каллаур А. Н. Макроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2011. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78496.
8. Кабанов А. Ю. Макроэкономика: теория и практика. Часть 1. Макроэкономика: экономическое измерение и основные показатели функционирования экономики. - Иваново: Институт бизнеса, информационных технологий и финансов, 2011. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96647.
9. Кузнецов Б. Т. Макроэкономика. - М.: Юнити-Дана, 2012. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115415.
10. Марыганова Е. А. Макроэкономика. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=91067.
11. Новикова И. В. Макроэкономика. Курс интенсивной подготовки. - Минск: ТетраСистемс, 2011.
12. Новикова И. В. Макроэкономика. - Минск: ТетраСистемс, 2010.
13. Резник Г. А. Макроэкономика: практикум. - М.: Финансы и статистика, 2010. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=59414.
б) дополнительная литература:
1. Васильева Е. В. Экономическая теория. - М.: ЮРАЙТ, 2011.
2. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория. - CПб : Питер, 2007.
3. Зубко Н. М. Экономическая теория. - Минск: ТетраСистемс, 2010.
4. Ларионов И. К. Экономическая теория. - М.: Дашков и Ко, 2012.
5. Ларионов И. К. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие. - М.: Дашков и Ко, 2012.
6. Лобачева Е. Н. Экономическая теория. - М.: ЮРАЙТ, 2012.
7. Микpоэкономика: практический подход / Под pед.Гpязновой А.Г., Юданова А.Ю. - М. : КноРус, 2008.
8. Николаева И. П. Экономическая теория. - М.: Дашков и Ко, 2013.
9. Новикова И. В. Экономическая теория. - Минск: ТетраСистемс, 2011.
10. Сафрончук, М.В. Микроэкономика / М.В.Сафрончук. - М. : КНОРУС, 2007.
11. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ.ред.В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2007.
12. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. - СПб: Питер, 2008.
13. Экономическая теория. Часть 2: Макроэкономика / Сост. Н.Н.Широбокова. - Учебное пособие. - Самара : МИР, 2009.
14. Журналы: «Вопросы экономики», «Экономические науки», «ЭКО», «Журнал экономической теории», «Российский экономический журнал», «Экономическая наука современной России».
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
– СПС «Консультант Плюс»;
– СПС «Гарант»;
– Интернет-источники:
www.gks.ru.
www.finanalis.ru.
www.finman.ru.
www.gaap.ru.
www.klerk.ru.
http://www.youtube.com/watch?v=GGHrBEydU9k.
http://www.youtube.com/watch?v=dwRzbwvKH7w.
http://www.youtube.com/watch?v=QVRBfve2tZQ.
http://my.mail.ru/video/mail/koles_kzplan/555/575.html#video=/mail/koles_kzplan/555/575.
Учебно-методическое издание
Нестерова Светлана Игоревна
МАКРОЭКОНОМИКА
Учебное пособие
Подписано к печати 23.10.2014.
Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная.
Печать ризограф.
Тираж 100 экз.
Международный институт рынка
443030, Самара, ул. Г.С.Аксакова, 21