Вопрос 3. сущность фирмы как формы организации.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как «черный ящик» и не ставит вопрос о том, почему возникает фирма и почему существует множество видов фирм.

вопрос 3. сущность фирмы как формы организации. - student2.ru

Рис.13. Трактовка природы рынка и фирмы в неоклассической теории

вопрос 3. сущность фирмы как формы организации. - student2.ru

Рис. 14. Трактовка природы рынка и фирмы в неоинституциональной теории

Согласно институциональной концепции, фирма и рынок рассматриваются как альтернативные, взаимоисключающиеся способы организации хозяйственной деятельности. Фирма противопоставляется рынку как система внутреннего производства внешнему. Фирма – это коалиция сознательных и согласованных действий экономических агентов, в то время как рынок – результат спонтанного хозяйственного развития. Фирма осуществляет объединение экономических ресурсов на длительный срок. Процесс привлечения ресурсов осуществляется на контрактной основе. В связи с этим ее деятельность невозможна без заключения долгосрочных контрактов с собственниками экономических ресурсов. Напротив, рыночные взаимоотношения часто строятся на основе краткосрочных или разовых сделок.

К факторам, определяющим эффективность фирмы по сравнению со стихийным порядком (рынком), можно отнести следующие:

· экономия трансакционных издержек при проведении сложных и длительных операций – фирма имеет возможность заменить ряд отдельных трансакций по привлечению факторов единственным долгосрочным контрактом благодаря тому, что она аккумулирует большое количество ресурсов на длительное время. В рамках фирмы сокращаются затраты на организацию поиска необходимых ресурсов, нет необходимости часто перезаключать контракты, поскольку деловые связи приобретают длительный и устойчивый характер. В результате существенно уменьшаются трансакционные издержки.

· достижение синергетического эффекта за счет работы «командой» – синергетический эффект в рамках фирмы достигается на основе «сложения сил» всех собственников. Использование кооперации ресурсов в составе целой «команды» порождает достижение значительно лучших результатов по сравнению с работой поодиночке. И. Ансофф, родоначальник стратегического планирования и управления, выделяет четыре типа синергизма фирмы: синергизм продаж; оперативный синергизм; инвестиционный синергизм; синергизм менеджмента (Ансофф И. Новая корпоративная стратегия.- СПб.: Питер, 1999, с. 127 – 130).

· экономия агентских издержек – фирма, являясь «сетью контрактов» (У. Мекинг, М. Дженсен), стремиться к выбору оптимальной формы контракта, обеспечивающего максимальную экономию на трасакционных (агентских) издержка – издержках, сопровождающих отношения между принципалом (руководителем) и агентами (исполнителями).

· экономия издержек измерения – способность фирмы к экономии издержек измерения, т. е. затрат, связанных с процедурой оценки качества приобретаемого товара, его количества, соответствия международным нормам и стандартам, была отмечена американским экономистом Й. Барцелем. На практике измерение обходится дешевле при измерении по затратам, на отдельных стадиях создания блага, а не на конечной стадии производственного процесса – по выпуску.

· снижение риска недобросовестности контрагентов – в целях преодоления возможного обмана со стороны контрагентов или сокращения этой опасности фирма использует существующую в ней иерархию: осуществляет замену операций, осуществляемых на рынке, на внутрифирменные операции, т. е. фирма вводит жесткую систему контроля над выполнением контрактных обязательств.

· снижение риска использования специфических активов – перемещение активов внутрь иерархической системы создает надежную защиту специфических ресурсов от вымогательства и позволяет их владельцам быстрее адаптироваться к возможным непредвиденным изменениям.

· лучшая адаптация к внезапным изменениям ситуации – повышенная приспособляемость фирмы к возникающим неожиданным обстоятельствам и событиям обеспечивается благодаря существующей в ней иерархии и гармонизации интересов.

Хотя фирма является более эффективной формой организации хозяйствования, чем рынок, последний продолжает существовать наряду с фирмами. Это обстоятельство объясняется, во-первых, ограничением размеров фирмы, т.к. фирма не может расширяться до бесконечности, во-вторых, по мере расширения фирмы в управлении ею появляются недостатки: ослабление мотивации работников, потеря контроля управления и рост издержек учета.

В современной институциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.

Как уже отмечалось, в институциональной теории выделяются основные типы контрактов:

· классический

· неоклассический

· отношенческий, или имплицитный.

Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов. При этом выделяется три группы ресурсов: общие, специфические и интерспецифические.

· Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.

· Специфические ресурсы— это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

· Интерспецифические ресурсы — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.

Другими словами, фирма выступает как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью отношенческих (или имплицитных) контрактов по поводу интерспецифических ресурсов, при этом, естественно, фирма использует и другие ресурсы – специфические и общие. Наличие интерспецифических ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль.

Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм:

· уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм;

· многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, многообразие фирм.

В институциональной теории фирмы фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками, которые определяют соответственно нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и верхнюю границу, ее максимальный размер.

Трансакционные из­держки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов (затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде­ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе­го выполнения контракта).

Издержки контроля –это издержки, связанные с выполнением внут­ренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в ре­зультате недолжного выполнения контрактов.

Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою оче­редь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунис­тического поведения во многих случаях снимается развитием внутрен­них контрактов.

Основные типы фирм.

При объяснении внутрифирменной структуры учитывается как динамика трансакционных издержек, так зависимость организации от предшествующей траектории развития.

Факторы траектории развитии:

· Институциональная среда, в том числе траектория институционального развития.

· Степень специфичности активов.

· Степень неопределенности внешней среды.

· Степень склонности к риску.

· Степень сложности сделок.

· Соотношение цены доступа к закону и цены внелегальности.

Организационно-правовые формы фирм. В развитой экономикеизвестны широко распространенные формы экономической организации:

1. Фирма, находящаяся в единоличном владении, – коммерческое предприятие, в котором одно лицо является одновременно и единственным претендентом на остаточный доход, и единственным субъектом принятия окончательных решений.

Основными недостатками такой фирмы являются:

· проблема временнго горизонта;

· проблема диверсификации.

Преимущества индивидуальных фирм проявляются в маломасштабных видах деятельности, в производстве продукции определенного качества и т.д.

2. Товарищество (партнерство) – фирма, принадлежащая двум или более лицам, которые совместно ею владеют и управляют, получая часть прибыли, и при этом несут неограниченную ответственность за деятельность фирмы.

Преимущества:

· объединение ресурсов, что смягчает финансовые ограничения и позволяет получить экономию на масштабе производства;

· снижение издержек принятия риска, т. к. каждый участник может вложить в фирму только часть своего богатства, а фирма может произвести диверсификацию производимых ею товаров.

Проблемы функционирования товариществ:

· проблема общей собственности;

· проблема агентских отношений, сопряженных с большими издержками, у крупных профессиональных товариществ.

3. Закрытая корпорация– фирма, обыкновенные акции которой не предлагаются для продажи на фондовом рынке, а распределяются между ограниченным числом участников.

Преимущества закрытой корпорации:

· участники обладают ограниченной ответственностью, что снижает издержки принятия риска, которые переносятся на внешних должников;

· собственность отделена от управления не полностью благодаря ограниченному выбору акционеров и неформальным отношениям между ними, что смягчает проблему агентских отношений;

· за счет объединения частично решаются финансовые проблемы.

Недостатки закрытой корпорации:

· по мере увеличения числа собственников-управляющих обостряется проблема общей собственности;

· акции закрытых корпораций не оцениваются и не продаются на фондовом рынке, а значит, трансакционные издержки прекращения прав собственности отдельного участника путем продажи своих акций могут быть высоки;

· возникает неэффективность, обусловленная риском потерять остаточный доход.

Закрытые корпорации существуют там, где рынки связаны с большим риском, а также в сфере венчурного бизнеса.

Эта группа фирм не следует правилу принятия решений на основе принципа повышения рыночной стоимости фирмы.

4. Открытая корпорация – организация, акции которой продаются и покупаются на фондовом рынке.

Она обладает рядом преимуществ:

· мобилизация путем выпуска акций значительный объем денежных средств в короткие сроки, что обусловливает ее преобладание в крупносерийном производстве;

· минимальные противоречия между максимизацией полезности собственниками-акционерами и максимизацией рыночной стоимости фирмы, так как собственники заинтересованы в максимизации стоимости акций;

· ограниченная ответственность.

Открытой корпорации присущи и недостатки – если фирма, стремясь к экономии на масштабе, укрупняется, растут управленческие издержки и издержки внутренних агентских отношений, что снижает ее эффективность. Возникает конфликт интересов собственников-аутсайдеров и профессиональных менеджеров внутри корпорации и рассредоточенной системы контроля на всех уровнях иерархии.

5. Финансовая компания на взаимных началах – это форма организации, в которой клиенты одновременно являются и претендентами на остаточный доход, т.е. круг потребителей услуг компаний жестко ограничен их членами. Компании на взаимных началах являются устойчивыми организациями, а изъятие ресурсов собственниками есть форма частичного поглощения или частичной ликвидации фирмы.

Недостатки этих компаний:

· право выхода из компании, т.е. возможность в любое время забрать свою долю, жестко ограничивает сферу деятельности компаний и тип активов, в которые они могут делать вложения;

· управляющие обособлены от собственников, а значит, для компаний на взаимных началах основной проблемой становится проблема агентских отношений и контроля за деятельностью менеджеров

6. Некоммерческие организации – частично финансируются пожертвованиями, выживают в условиях конкуренции, предлагая свой товар по меньшей цене и покрывая свои издержки за счет доходов от пожертвований и от продаж.

В некоммерческих организациях не существует претензий на остаточный доход, что позволяет избежать проблем агентских отношений между спонсорами и претендентами. Проблемы агентских отношений второго типа частично снимаются участием спонсоров в работе правлений некоммерческих организаций.

7. Политическая, или публичная фирма – это разного уровня государственные предприятия муниципальные предприятия, которые могут функционировать в различных секторах экономики. Часто такие фирмы связаны с убыточной деятельностью и требуют дополнительного бюджетного финансирования.

Поведение фирмы обусловлено целями фирмы, интересами руководства, рыночными условиями (конкурентные возможности и ограничения). Как свидетельствует практика хозяйственной деятельности фирме характерно множественность целевых установок, представляющих собой иерархическую систему, эволюционирующую во времени и в пространстве в зависимости от складывающихся рыночных условий. Поэтому однозначно определить цель фирмы не представляется возможным.

Неоклассическая теория полагает, что целью фирмы является максимизация прибыли. Такое предположение наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, определяет задачу конкурентного взаимодействия фирм и позволяет моделирование поведения фирм.

Однако дать выражение цели фирмы в определениях максимизации довольно сложно, поскольку:

· в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как инструмент принятия решений малопригодна;

· по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей и максимизация прибыли как цель угасает;

· сами фирмы могут не стремиться к максимизации прибыли, из-за опасения усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства;

· существуют объективные трудности достижения такой цели, т. к. это связано с дополнительными затратами, которые могут превысить ожидаемые выгоды, и дополнительными рисками.

Альтернативными экономическими целями фирмы могут быть:

· Выживание в долгосрочной перспективе – фундаментальный мотив деятельности. Фирма может добиться этого посредством достижения ряда промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность.

· Максимизация продаж или выручки, что является важным показателем результативности деятельности фирмы. Для менеджеров снижение выручки до объемов максимизации прибыли не выгодно по следующим причинам: падение привлекательности фирмы; потери дистрибьюторов и сокращение каналов сбыта; снижение рыночной власти.

· Нацеленность руководства фирм на валовые показатели — нередкое явление, поскольку часто именно с этими показателями связано вознаграждение руководства.

· Экономический рост как показатель делового успеха и для владельцев, и для инвесторов, он не только способствует расширению возможностей фирмы для маневра и защиты от рыночной неопределенности (за счет расширения доли рынка), но и выступает в качестве средства для достижения более отдаленных целей.

· В сложных корпоративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики)в связи с необходимостью поиска баланса интересов сторон целью может стать стремление к удовлетворенности. Стремление к удовлетворенности есть признак рациональности поведения, так как фирма практически всегда сталкивается с конфликтностью целей и главный для нее вопрос — обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе.

· Удовлетворительная прибыль –в условиях информационной неопределенности и риска фирмы не только объективно не способны максимизировать прибыль, но и не способны оценить – достигли ли они максимальной прибыли.

· Лидерство в научно-техническом прогрессе –может быть долгосрочной целью, поскольку обеспечивает фирме рыночную власть, увеличивает рыночную нишу и валовую выручку.

· Минимизация издержеккакодна из целей фирмы актуальна в условиях сложной экономической ситуации (спад производства во время кризиса, усиление конкуренции).

Все сказанное отнюдь не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира фирмы. Прибыль является не только вознаграждением предпринимателя и показателем эффективности функционирования фирмы, но и источником ее развития. Очевидно, что формирование прибыли связано с эффективностью функционирования фирмы, она вынуждена ориентироваться на получение прибыли, в противном случае будет вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная структура. Поэтому, даже при наличии четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли в конечном счете присутствует всегда.

Наши рекомендации