В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право
2.7.1. Предстоит разработать перечень правовых актов и самих актов, необходимых для создания и успешного функционирования социального государства, который должен постоянно пополняться по мере поэтапного развития социального государства. В качестве первоочередных правовых актов необходимо:
· с учетом модельных законов ЕврАзЭС принять федеральные законы «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах».Первый из них определит права и обязанности всех субъектов регулирования социальной политикой – государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений в части осуществления ими деятельности в области социальной политики. Второй закон должен установить систему государственных социальных стандартов, охватывающую такие основные сферы социальных отношений как: оплата труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспечение; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами, а также товарами массового спроса; образование; здравоохранение и обеспечение лекарственными средствами; наука; культура; социальное страхование; социальная помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение экологической безопасности; защита социальных прав граждан.
Необходимо дальнейшее развитие нормативной базы социального партнерства, обеспечивающей законодательное определение порядка взаимодействия и взаимной ответственности основных участников переговорного процесса – профсоюзов, работодателей и органов власти. В развитие действующего Трудового кодекса представляется целесообразным принятие федерального закона «О социальном партнерстве», который придал бы необходимую правовую силу и обязательность коллективным соглашениям и договорам.
Кроме того, потребуется:
· повысить статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ответственность сторон за выполнение мероприятий Генерального соглашения. Генеральные соглашения следует рассматривать в качестве конкретной программы согласованных действий Правительства, объединений профсоюзов и предпринимателей в социально-трудовой сфере. Эта программа не должна быть соглашением о намерениях сторон, как это чаще всего и бывает на практике. Генеральное соглашение должно быть нацелено на решение определенного круга социально - трудовых проблем, для осуществления соответствующих задач должно быть предусмотрено необходимое финансирование, а роль и ответственность каждого партнера должны быть зафиксированы;
· ужесточить нормы законодательства (на определенное время) за нарушение, несоблюдение, невыполнение принятых коллективных договоров и соглашений;
· реформировать законодательство в сфере оплаты труда.В том числе:установить минимальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, а сам прожиточный уровень – на уровне благосостояния, достойного для современного человека; стимулировать, в первую очередь, занятых в материальном производстве, особенно в машиностроении, приборостроении, нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, а также в других отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс. Особое внимание должно быть уделено повышению реальной заработной платы работникам отраслей бюджетной сферы и сельского хозяйства. Нужны новые современные формы организации заработной платы, способные заинтересовать работников в полной реализации на производстве своих способностей и возможностей;
· реформировать законодательство в области социального страхования,на основе которого социальными партнерами могли бы быть разработаны новые механизмы страхования, действенные в рыночных условиях;
· разработать и принять закон «О трудовом арбитраже», на основе которого социальные партнеры могли бы находить комплексные решения спорных вопросов в сложных социально-экономических ситуациях.
·разработать и принять «Закон о социальном заказе», который создал бы правовую основу равного (на конкурсной основе) доступа к бюджетному финансированию для учреждений, оказывающих социальные услуги, независимо от формы их собственности.
Наряду с принятием новых законов представляется целесообразным внесение необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство, приведение его в соответствие с положениями и принципами социального государства с социальным рыночным хозяйством.
2.8.Одним из ключевых механизмов функционирования социального государства является государственная кадровая политика Российской Федерации,которая призвана обеспечить:
· разработку основных принципов и приоритетов в области профессионального развития кадрового потенциала общества;
· разработку принципов и механизмов экономического стимулирования субъектов управления по обеспечению востребованности кадрового потенциала общества;
· формирование правовых и организационных основ по защите общества от непрофессионализма и защите интересов граждан, занятых в профессионных видах труда;
· разработку экономических механизмов распределения кадрового потенциала с целью обеспечения и сохранения единого социокультурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
Заключение
Граждане России в 1993 году по своей воле стали на путь строительства социального государства. Такую же модель выбрали и другие страны СНГ: Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Украина. Поэтому конкретные шаги по созданию в Российской Федерации правовых основ и конкретных механизмов функционирования социального государства с социальной рыночной экономикой будут иметь важное не только внутреннее, но и международное значение.
Настоящая Концепция социального государства Российской Федерации может быть использована при разработке программ социально - экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Реализация конституционной цели по созданию правового социального государства является не просто желаемым, предпочтительным, но и единственно возможным, безальтернативным вариантом для России. При политической воле органов государственной власти и участии всех общественных сил эта цель может и должна стать общенациональной идеей и программой действий всех граждан России.
Рекомендации
научно – практической конференции
«Концепция социального государства Российской Федерации»
(г. Москва, Академия труда и социальных отношений, 20 января 2004 г.)
1. Участники научно – практической конференции, рассмотрев разработанную Временным творческим коллективом (ВТК) и представленную Оргкомитетом конференции Концепцию социального государства Российской Федерации, отмечают, что Концепция прошла общественную апробацию и научную экспертизу. Концепция была обсуждена и в основном одобрена на заседании круглого стола в Академии труда и социальных отношений 19 ноября 2002 г., представлена Президенту Российской Федерации В.В. Путину и по поручению Правительства РФ была рассмотрена Министерством труда и социального развития совместно с Министерством экономического развития и торговли, Министерством природных ресурсов, Министерством иностранных дел, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством образования, Министерством финансов, Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Предложения министерств, ведомств и государственных внебюджетных фондов к Концепции в мае 2003 г. были переданы творческому коллективу с просьбой доработать Концепцию и обсудить ее на конференции с последующим представлением в Государственный Совет РФ. Доработанный текст Концепции был рассмотрен на заседании круглого стола в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 10 ноября 2003 г., принят ее участниками и рекомендован к рассмотрению на научно – практической конференции.
2.Участники конференции, обсудив Концепцию социального государства Российской Федерации, пришли к следующим выводам:
2.1. Концепция в полной мере отражает современный уровень знаний о правовом демократическом социальном государстве, раскрывает содержание основных положений и принципов, лежащих в основе деятельности социального государства.
2.2. Концепция формулирует стратегические цели социального развития Российской Федерации, являющейся по Конституции социальным государством, определяет приоритеты социальной политики Российского государства с учетом реально сложившейся в обществе социально – экономической ситуации.
2.3. Концепция дает в целом правильное представление об основных механизмах, обеспечивающих поэтапное движение современной России к социальному государству с социальной рыночной экономикой.
2.4. Концепция может быть использована при разработке программ социально – экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, при разработке Социальной доктрины или Социального кодекса Российской Федерации.
3. Участники конференции, отметив научное и практическое значение Концепции социального государства Российской Федерации, решили:
3.1. Одобрить Концепцию с учетом замечаний и предложений, высказанных на конференции.
3.2. Предложить Оргкомитету конференции до 20 февраля 2004 г. направить Концепцию социального государства Президенту РФ В.В. Путину с просьбой рассмотреть ее на заседании Государственного Совета Российской Федерации.
3.3.Рекомендовать Оргкомитету конференции обратиться к Президенту РФ В.В. Путину с предложением о восстановлении Совета по социальной политике при Президенте Российской Федерации.
3.4. Рекомендовать Российской академии наук, Академии труда и социальных отношений с участием других заинтересованных научных и учебных учреждений и организаций разработать в первом полугодии 2004 г. проект перспективного комплексного плана научно – исследовательских работ по проблемам социального государства.
3.5.Рекомендовать Министерству образования РФ рассмотреть вопрос о включении в государственный образовательный стандарт по ряду специальностей учебной дисциплины «Основы социального государства».
3.6. В целях популяризации идей социального государства и оказания необходимой учебной, методической и научной помощи заинтересованным организациям, организовать работу постоянно действующего Учебно-консультационного центра на базе Научного центра по проблемам социального государства Академии труда и социальных отношений.
3.7.Рекомендовать Оргкомитету и Временному творческому коллективу продолжить разработку предложений и мер по общественному и научному сопровождению хода реализации положений Концепции социального государства Российской Федерации.
3.8.Рекомендовать Оргкомитету и Академии труда и социальных отношений издать материалы настоящей конференции и направить их всем участникам конференции и другим заинтересованным организациям.
СОСТАВ ВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА[21]
По разработке Концепции