Неравенство среднедушевых доходов

Некое общество состоит из двух социальных групп, внутри каждой из которых доход распределен равномерно. Известно, что среднедушевой доход в первой группе составляет 5 тыс. руб. в месяц, во второй – 25 тыс. руб. в месяц, а во всем обществе среднедушевой доход составляет 20 тыс. руб. в месяц. Определите значение коэффициента Джини для этого общества.

Решение и ответ

Обозначим количество членов более бедной социальной группы за Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru , более богатой - за Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru , а доходы групп соответственно за Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru и Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru . Тогда:
Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru .
Кривая Лоренца будет иметь следующий вид:

Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru

Построив ее, легко посчитать коэффициент Джини:
Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru .

Ответ:

Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru .

$«Три поросенка и Серый волк»$

Жили-были на свете три брата-поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Вот только навыки их различались. За лето Ниф-Ниф мог построить три дома из соломы или два дома из камня. Нуф-Нуф, более тщательный и аккуратный, мог построить за лето целых пять соломенных домиков. И по лесу ходили слухи, что как-то, поспорив с братьями, он смог за лето построить 2 домика из соломы и три дома из камня. Но самым трудолюбивым из поросят был Наф-Наф: в июне он мог построить 2 соломенных домика, в июльский зной его производительность снижалась, и его хватало лишь на то, чтобы целиком построить один домик из соломы и начать еще один. Зато в августе Наф-Наф работал, не покладая рук – не только мог доделать начатое в июле, но и построить 4 новых соломенных домика. А каменщиком Наф-Наф был еще более искусным: на каждый дом из камня он тратил на 40% времени меньше, чем на соломенный.
Построенные домики поросята продавали жителям соседнего леса, которым покупка домика из соломы обходилась в 10 монет, а домика из камня – в 15 монет.
Однажды, нежась в лужице, братья договорились, что будут заниматься строительством вместе, создав девелоперскую компанию «ХрякДомСтрой».
- Но мы же всего лишь поросята, - сказал Наф-Наф, самый разумный из них, – нам нужен бухгалтер, который будет учитывать все наши операции и составлять баланс.
- А давайте позовем Серого волка, - предложил Нуф-Нуф, - ведь после той истории, сделавшей нас знаменитыми, он изменился, тоже работать хочет. Видимо не зря мы его проучили!
Поросята согласились с предложением брата, но решили устроить волку экзамен, чтобы проверить, не собирается ли он снова попытаться «надуть» их. Вот какие задания были предложены Серому волку на экзамене:
1. Покажи, какими являются возможности каждого из братьев-поросят, если они будут работать поодиночке. (5 баллов)
2. На стене одного из домов проиллюстрируй возможности строительства домиков, которыми будет обладать компания «ХрякДомСтрой». (6 баллов)
3. Если надо будет построить несколько соломенных, и несколько каменных домов, какие именно дома должен строить каждый из братьев? (5 баллов)
4. Скажи, какие домики стоит строить, чтобы «ХрякДомСтрой» смог получить максимальный доход от их продажи жителям леса, если солома, необходимая для постройки одного дома, обходится в 3 монеты, а камни – в 10 монет (10 баллов).
Серый волк решил задачки, но теперь перед поросятами встала новая проблема: как проверить ответы волка? За верными ответами они обратились к нам. А мы – к вам.

1) Ниф-ниф : Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru
Нуф-нуф : Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru
Наф-наф : Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru
3)Ниф-ниф строит соломенные
Нуф-нуфу всеравно какие
Наф-наф строит Каменные
4) Ниф-нифу и нуф-нуфу строить только соломенные а Наф-нафу строить Каменные
Прибыль получилась Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru

А в чем проблема-то?

1) У Ниф-Нифа есть две крайние точки на КПВ, у Нуф-Нуфа есть крайняя точка по оси соломы и точка (2;3) (если строить КПВ в осях (соломенные домики;каменные домики)), у Наф-Нафа две крайние точки 8 и Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru по оси ординат и абсцисс соответственно. Если чуть подробнее с Наф-Нафом, то у нас есть крайняя точка 8, также известно, что на каменные домики тратится на 40% меньше, то есть 60%, значит другая крайняя точка: Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru
2) Здесь просто смотрите у кого меньшая альтернативная стоимость в производстве какого-либо вида домиков, потом начинаете строить общую КПВ, начиная с наименьшей а.с.
3) Опять же все сводится к альтернативной стоимости
4) Проверяете "краевые" точки суммарной КПВ, то есть 2 точки излома и две крайние точки. Если более обоснованно, то тут вроде надо записать, что Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru и пусть эта прямая "ездит" по суммарной КПВ до тех пор, пока Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru не будет максимально.
Кстати, в задачнике Акимова есть очень похожие задачи на эту тему,просто там вместо прибыли, надо было максимизировать выручку.

Задача про зайцев

В темно-синем лесу, где трепещут осины, компания «Зайцы Ltd.» является монополистом на рынке трын-травы и имеет функцию издержек Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru . Ежемесячно проводятся торги, каждый месяц функция спроса на трын-траву одинакова и задается уравнением Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru . Дед Мазай, представляющий в лесу государство, собирается вмешаться в ценообразование. Он хочет добиться снижения цены до определенного уровня Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru , но, чтобы вмешательство не казалось резким, Мазай будет проводить свою политику в три этапа:

1. Установит потолок цены на уровне Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru , который выше Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru , но при котором «Зайцы Ltd.» будут производить столько же, сколько производили бы при Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru .

2. Снизит потолок до такого уровня Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru , при котором оптимальный выпуск «Зайцев Ltd.» максимален.

3. Наконец, снизит потолок до уровня Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru .

Когда Дед Мазай спросил «Зайцев Ltd.», выгодно ли им косить трын-траву при цене Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru или лучше уйти с рынка, они ответили своей знаменитой фразой: «А нам всё равно!».

1. Какую прибыль получили бы «Зайцы Ltd.», если бы не было Деда Мазая?

2. Найдите цены, которые установятся на рынке после каждого этапа вмешательства. Какую прибыль будут получать «Зайцы Ltd.» при каждой из этих цен?

3. Прокомментируйте действия Деда Мазая с точки зрения общественного благосостояния.

Решение и ответ

Найдем прибыль «Зайцев Ltd.» до государственного вмешательства:

Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru  

Рассмотрим механизм выбора монополистом объема производства при установке потолка цены Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru . Новая кривая спроса будет иметь два участка: ниже уровня Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru она останется прежней, а на уровне Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru станет совершенно неэластичной. Исходя из этого, Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru левее Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru будет горизонтальной на уровне Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru , а правее останется прежней (жирная линия на рисунке 1).

Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru

При каждом значении Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru «Зайцы Ltd.» определяют уровень выпуска, при котором Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru пересекает новую Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru .

Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru , значит, речь идет о долгосрочном периоде. Поскольку при цене Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru фирме безразлично, уйти из отрасли или остаться, эта цена равна минимуму средних издержек (она получает нулевую экономическую прибыль при оптимальном выпуске). Очевидно, что оптимальный объем выпуска в этом случае лежит на горизонтальном участке кривой Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru .

Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru  

Какую цену Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru может установить Дед Мазай, чтобы объем производства тоже был равен 5? Такую, чтобы величина спроса при этой цене была равна 5.
Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru

Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru

Осталось найти Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru . Максимальный из оптимальных объемов производства достигается при установке потолка на уровне пересечения Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru и кривой спроса. (Кстати, именно такая цена и такой объем производства сложились бы на рынке, если бы он был совершенно конкурентен.) Если потолок будет выше или ниже этого уровня, «Зайцам Ltd.» будет выгодно снизить выпуск.

Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru

Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru  

Говоря о последствиях действий Деда Мазая для общества, можно заметить, что установка цен Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru и Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru целесообразна, так как снижает уровень цены и увеличивает объем продаж (при Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru ситуация сходна с совершенной конкуренцией), а снижение цены до Неравенство среднедушевых доходов - student2.ru вызывает появление потерь общества от ценового регулирования и появления дефицита трын-травы на рынке.

Примечание:

Подробно и с картинками поведение монополиста в условиях ценового регулирования описано в известном учебнике Роберта Пиндайка и Даниэля Рубинфельда в главе «Рыночная власть: монополия и монопсония».

Конец формы

Наши рекомендации