Тема 24. арабские страны в системе международного бизнеса
Изначально «Ближний Восток» и «Средний Восток» возникли как два разных географических термина, часто противопоставляемых друг другу. Их активное употребление относится к XIX в., когда перед развитыми странами Европы встала проблема решения дальнейшей судьбы переживавших серьезный внутренний и внешнеполитический кризис Османской империи (так называемый «восточный вопрос») и каджарской Персии (так называемый «персидский вопрос»). Для простоты географического ориентирования были выработаны два термина: «Ближний Восток», обозначавший владения Османской империи (т.е. территории, располагавшиеся ближе к Европе), и «Средний Восток», означавший владения персидского шаха и территории, лежавшие к северу от владений Великобритании в Индии (территория, близкая к границам современного Афганистана), т.е. земли, лежавшие посредине между Ближним Востоком и Британской Индией. По мере исчезновения с международной политической повестки восточного и персидского вопросов необходимость такого жесткого деления между двумя регионами отпала, и оба термина практически всегда употребляются вместе как «Ближний и Средний Восток». "В англоязычном мире по инициативе политиков ЕС и США этот термин для упрощения заменен на «Средний Восток». При этом из него как правило исключаются Афганистан, Пакистан и Турция, относимые к другим регионам.
Под географическими рамками БСВ будет пониматься общность территорий следующих стран: Алжир, Бахрейн, Египет, Йемен, Иордания, Ирак, Иран, Катар, Кувейт. Ливан, Ливия, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия и Тунис.
В экономическом плане региональная ситуация также демонстрирует все тенденции к ухудшению, заставляя экспертов говорить о том, что страны БСВ так и не смогли использовать изначально данные им преимущества в людских и материальных ресурсах, а также близость к европейским рынкам. Так, если в 1950 г. государства региона в среднем экспортировали товаров на сумму в 45% от ВВП при среднем показателе по миру в 6%, то к началу XXI в. этот показатель снизился, составив лишь 17%. По данным МВФ, уровень доходов на душу населения в регионе БСВ с 1985 г. был весьма неустойчив, периодически демонстрируя тенденции к снижению. Более того, к 2012 г. этот показатель так и не достиг своего исторического максимума 1977 г., далеко отстав от европейских реалий, которым некогда практически соответствовал.
Изначально наиболее простым казалось следование по пути так называемый «догоняющей» модернизации, подразумевавшей простое копирование западного опыта. В разное время по нему пытались пройти различные государства БСВ: Османская империя в период танзимата (1839—1856 гг.), Турция в период правления М. Кемаля Ататюрка (1923—1938 гг.), Египет в период правления Мухаммада Али, Иран при Реза-шахе (1925—1941 гг.), а затем и при его сыне Мохаммеде Реза-шахе Пехлеви (1941 — 1979 гг.). Однако в большинстве случаев эксперимент оказывался лишь отчасти удачным, так как при реализации данной модели экономического развития руководство стран БСВ зачастую обращало основное внимание на копирование внешних проявлений экономической развитости, свойственных для стран Западной Европы и США. Подобный подход вел к необдуманному переносу западных приемов развития экономики на не всегда подходящую для них ближневосточную почву.
Помимо стандартных ошибок «догоняющих» моделей экономического развития с их глобальными по масштабам и столь же иногда неоправданными экономически проектами (правда, уже копированными с СССР и стран Восточного блока), социальные доктрины вели к укреплению авторитарных режимов с чрезмерным государственным вмешательством в экономику страны, неуклюжим административным аппаратом и чрезмерно раздутыми социальными программами, которые к началу XXI в. стали значительным бременем для ряда государств БСВ.
Была предпринята попытка найти собственный аутентичный путь развития. Так, во второй половине XX — начале XXI в. в регионе особо популярной стала идея об обращении к исламским принципам ведения хозяйства, вылившаяся в создание теории исламской экономики.
В целом исламская экономическая доктрина оперирует тремя основными процессами: производство, перераспределение и потребление. Считается, что если их правильно организовать, то можно создать «справедливое общество», способствующее цельному воспитанию личности и достижению «божественной гармонии». В своих постулатах исламская экономика исходит из того, что на БСВ не произошло отделения личности от общества. По этой причине мнение «большинства» играет важную роль. Пытливость, амбициозность, материальные интересы поощряются и считаются необходимыми, но в то же время нельзя быть богатым настолько, чтобы это выделялось из общепринятых норм. Все должно быть разумно и умеренно. Общество исключает «агрессивное» ведение хозяйства.
Право защищать общественные интересы в исламской экономике берет на себя государство. Оно следит за тем, чтобы все соответствовало установкам Корана и Сунне (сборника ахбаров). Государство, построенное на исламских правовых нормах, за исполнением которых следят мусульманские правоведы (факихи), в исламской экономической доктрине наделяется ролью судьи и покровителя. Оно дает человеку возможность выбрать поле своей деятельности, развиваться и расти в ней. Государство не позволяет быть оторванным от социума, преследовать только свои сугубо корыстные интересы, как это происходит в западной модели свободного рынка. Границы общественного и частного четко не определены, а следовательно, возможности государственного вмешательства безграничны.
Действительно, БСВ является одним из ключевых производителей нефти и газа в мире, однако это богатство распределено между странами неравномерно. Так, Марокко, Ливан, Иордания, Палестина и Израиль вообще лишены нефти (впрочем, Израиль обладает существенными запасами газа). Из нефтедобывающих стран самыми богатыми являются Катар с уровнем добычи в 500 баррелей нефти в год на душу населения и Кувейт с 320 баррелями, а самыми бедными — Йемен (7 баррелей на душу населения в год), Судан (4 барреля на душу населения в год) и Египет (3 барреля на душу населения в год), По запасам воды первенство принадлежит Ираку, Ирану и Судану, в то время как Ливия и страны — члены Содружества стран арабских государств Персидского залива ССАГПЗ (в первую очередь Кувейт) обладают наименьшими водными ресурсами. Огромно и социальное расслоение. Средний уровень дохода в самых богатых странах региона, к которым относят арабские монархии Персидского залива, а также Израиль, и в беднейшем государстве БСВ — Йемене различается более чем в 25 раз.
Относительное единство номенклатуры предлагаемых товаров, неравномерность экономического развития, центробежные политические процессы, военные конфликты — не единственные факторы, препятствующие экономическим интеграционным процессам в рамках БСВ. Свою лепту в процесс вносят и внешние силы. До определенной степени регион раздираем между различными нерегиональными силами. Так, арабский Магриб (Марокко, Алжир, Тунис и Ливия) в своих экономических интересах более ориентирован на Европу, чем на восточную часть БСВ (Машрек). Египет, пользуясь своим срединным положением, стремится одинаково поддерживать торгово-экономические связи как с Магрибом, так и с Машреком, сохраняя при этом свою самобытность и ориентируясь на экономическую помощь США. Определенные коррективы вносит и деятельность ЕС, который уже многие годы стремится создать единое экономическое пространство Средиземного моря, т.е. переориентировать на себя не только североафриканские страны БСВ, но и Египет, Израиль, Ливан и Сирию. В отношении последней это должно означать частичный разрыв или сокращение наработанных экономических связей с остальными не находящимися на побережье Средиземного моря государствами БСВ. Североафриканские окраины региона, такие как Мавритания и Судан, и вовсе с экономической точки зрения, часто включаются в состав стран черной Африки и региона внутренней Сахары.
Особняком выделяются страны ССАГПЗ, более чем остальные интегрированные в систему международных экономических отношений благодаря своим нефтяным запасам, географическому положению как важного транспортного узла и роли одного из мировых финансовых центров, а также Иран. Исламская республика Иран (ИРИ) с экономической точки зрения постоянно разрывается перед дилеммой выбора своих приоритетных торговых партнеров между странами Дальнего Востока (прежде всего КНР) и государствами ЕС (главным образом, Германией). Экономические же связи с арабским миром на этом фоне имеют для Тегерана вторичную важность, если не подкреплены политическими стимулами (как в случае с Ираком и Сирией). Впрочем, и они не способны вывести государства БСВ в лидирующие экономические партнеры Тегерана.
Важным фактором, который определил особенности социально-экономического развития БСВ, было открытие нефти. Ей довелось сыграть в истории региона двойственную роль. С одной стороны, начало ее добычи стало для государств Персидского залива, Алжира, Египта, Ливии и Йемена своеобразным «благословением», которое снабдило их важным, устойчивым и зачастую единственным источником бюджетного дохода, который позволил им провести необходимые преобразования по созданию собственных социальных, экономических и политических структур в постколониальный период. В случае со странами ССАГПЗ нефть во многом явилась движущим фактором возникновения их государственности.
С другой стороны, та же нефть явилась проклятием, превратившим многие страны БСВ (преимущественно страны — члены ССАГПЗ, Ливия, Ирак и частично Иран) в государства-рантье, чьим основным доходом стало получение ренты с компаний, добывающих и экспортирующих их природные ресурсы.
Одним из главных следствий влияния вышеупомянутых факторов на социально-экономическое развитие стран БСВ стало абсолютное доминирование в их экономике государственного сектора над частным. До сих пор, несмотря на приватизационные процессы 1990—2000-х гг. частные компании в большинстве стран являются своеобразным придатком государственного бизнеса, а также зачастую напрямую или косвенно связаны с ним. Главное ноле их деятельности как правило легкая промышленность, торговля, сфера услуг, туризм и лишь в незначительной части банковское дело, и транспортные перевозки. Впрочем, специализация частного сектора во многом зависит и от особенностей страны региона. Так, в Сирии и Египте высокая концентрация частных фирм наблюдается в пищевой, текстильной, ткацкой, стекольной и химической промышленностях, а также в камнедобыче и металлургии. В странах ССАГПЗ, наоборот, производственному сектору предприниматели предпочитают строительный сектор, розничную торговлю, ремонт машин и связанные с нефтью отрасли. В Иране же участие частного бизнеса в экономической жизни страны законодательно ограничено легкой промышленностью и сферой услуг. Универсален в этом ключе для БСВ аграрный сектор, чья основная производственная сила в большинстве стран представлена самозанятым населением, а также кооперативами (сбытового и реже производственного характера).
Наибольшая доля частных компаний на БСВ представлена семейными фирмами и крупными холдингами зонтичного типа, контролируемыми как правило кланом или группой аффилированных лиц. Доля семейных и клановых структур в общем количестве частных компаний приближается к 80%, что уникально для любого другого региона мира. При этом подобные предприятия
Эффективному ведению бизнеса на БСВ традиционно мешает целый набор факторов. В качестве наиболее серьезных проблем можно выделить следующие:
— неразвитость или перекосы в развитии финансового и земельного рынков, а также рынка труда;
— высокие административные издержки;
— отсутствие равного доступа к ресурсам и экономической инфраструктуре (финансам, электроэнергии, телекоммуникациям, воде);
— социально-экономическая и политическая нестабильность.
Существование высоких административных барьеров неизбежно ведет к возникновению полулегальных или вовсе незаконных путей их обхода. Как следствие, взяточничество в регионе БСВ обрело огромные масштабы. В частности, по оценкам аналитиков Всемирного банка и некоторых независимых экспертов, в разных странах взятка за получение телефонной линии может составить 10% от показателя ВВП при расчете на душу населения, в то время как разрешение на строительство встанет в 33% от показателя ВВП при расчете на душу населения. Например, в Алжире неофициальная плата чиновнику за выполнение его официальных обязанностей и не препятствование в урегулировании возникших вопросов составляет 13% от показателя ВВП при расчете на душу населения.
По структуре экспорта и импорта страны БСВ не могут похвастаться значительным разнообразием, равно как и весьма стандартен список их торговых партнеров. Более того, в XX — начале XXI в. несмотря на все попытки местных властей номенклатура товаров, поставляемых регионом на внешние рынки, постепенно сокращалась. Так, примерно 50% экспорта БСВ приходится на долю развитых стран Европы и Азии. Доля услуг в общем объеме внешних поставок чрезвычайно мала. Среди экспортируемых товаров доминирует и постоянно увеличивается доля углеводородного сырья, а также нефтехимии, что сопровождается неуклонным снижением доли ненефтяных и сельскохозяйственных товаров.
На этом фоне объемы готовой продукции среди экспортируемых БСВ товаров постепенно снижаются. За период с 1995 по 2006 г. доля готовых экспортных товаров в ВВП стран БСВ сократилась с 17 до 15%. Доля высоко- и среднетехнологичной продукции среди них составляет лишь 20% (при этом речь идет все же о среднетехнологичных товарах). Разнообразие поставляемых за рубеж ненефтяных продуктов также невелико. По данным исследователей, даже в странах, где ненефтяной экспорт относительно развит, четыре группы ненефтяных товаров как правило ответственны за 2/3 доходов этих государств от ВЭД, В 1990-е гг. всего одна группа товаров - одежда - составляла 1/5 от всего ненефтяного экспорта БСВ.