Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в РБ

Рыночная власть - способность отдельных фирм влиять на цены. Фирма с достаточной рыночной властью может поднять цену выше предельных издержек, снизив объем выпуска ниже ситуации при совершенной конкуренции.

Рыночная власть может возникнуть в нескольких различных случаях:

-монополия, при которой на рынке работает только одна фирма, и она полностью блокирует вход на этот рынок

-При олигополии, когда на рынке присутствуют несколько продавцов, фирмы в отрасли способны поднять цену выше предельных издержек.

-если в отрасли имеется много фирм, то каждая из них может обладать некоторой рыночной властью, поскольку эти фирмы производят дифференцированные товары. (определенная фирма считается особенной у покупателей)

Источники рыночной власти:

недостаточный уровень конкуренции в отрасли;

защищенность особой ситуации фирмы различными лицензиями и патентами;

умелое маркетинговое воздействие фирм на сознание покупателей, становящихся поклонниками продукции именно этих производителей;

особые чрезвычайные ситуации на рынке (стихийные бедствия или паника).

Во всех этих случаях фирмы могут значительно воздействовать на уровень цены своей продукции, а покупатели вынуждены будут с ней соглашаться.

При монопольной власти происходит рост цен и снижается объем продаж, в результате чего общество получает меньшее количество товаров по более высокой цене, нежели это возможно при конкуренции продавцов.

Основные показатели монопольной власти:

1.Коэффициент рыночной концентрации определяется как процент продаж, приходящийся на определенное количество самых крупных фирм в отрасли (обычно 4, 8, 20 и 50 фирм). Этот показатель легко рассчитать, но он хар-т не по-ложение всех фирм в отрасли, а только нескольких самых больших.

2.Число фирм в отрасли. Это самый первый признак, по которому выделяют различные типы рыночных структур. Чем больше фирм в отрасли, тем больше в ней конкуренции и меньше монопольной власти.

3.Индекс Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: HHI = Р21 + Р22 + … + Р2n , где НHI – показатель концентрации, Рn — процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение НHI – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н і 1800, то отрасль считается высокомонополизированной.

4.Показатель Лернера L = (P-MC)/P, показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его прои где L – значение коэффициента Лернера; Р – цена продукции; МС – предельные издержки выпуска продукции; ATC – средние общие издержки 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

5.Индекс монопольной власти (M), который показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P;

Проблема монополизма в РБ

Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

В Республике Беларусь и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом и находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.

Республики Беларусь сопровождается усилением монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других.

В Республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Наши рекомендации