Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (проект)
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике состоит из двух уровней: базовый уровень (уровень А) и профильного уровня (уровня Б). Реформирование школьного образования целесообразно предполагает превращение значительной части классов старшей ступени в профильные классы, в которых учащиеся смогут получить возможность выбрать наиболее приемлемую для себя будущую профессиональную траекторию собственного роста с учетом личных склонностей и проявления способностей.
Условиями решения образовательных задач в профильной школе с экономической траекторией являются:
- наличие хорошо подготовленного педагога (учителя экономики);
- наличие учителя математики, готового к преподаванию курса математики для экономистов;
- подготовка учащихся по иностранному языку на уровне, позволяющем достаточно быстро перейти от общего курса к курсу со специальными лексикическими задачами;
- содержательное взаимодействие школы с вузом (вузами) экономического профиля или экономическими факультетами, где можно было бы обеспечить регулярное повышение квалификации учителей школы.
Совершенно очевидно, что обучение в профильном классе должно основываться на обязательном курсе экономики с учебными материалами продвинутого уровня. Другим вариантом содержательного подхода к профильному классу в старшей ступени может быть существенное редуцирование теоретической подготовки и введение серьезных элементов прикладной экономической подготовки. Такой подход целесообразен, если профильный класс готовит учащихся к среднему профессиональному образованию либо к поступлению в вузы (на факультеты) прикладного профиля.
Изучение экономики на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение основ научных экономических знаний, представлений об экономической деятельности фирмы и государства, в том числе для подготовки к изучению социально-экономических дисциплин в системе среднего профессионального и высшего образования или путем самообразования;
- ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики на уровне фирмы и взаимоотношений с государством, необходимыми для практического участия в экономической жизни, включая предпринимательство;
- - овладение умением применять полученные знания для решения познавательных и практических экономических задач, находить нужную информацию и выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением научного анализа, адаптироваться к происходящим изменениям в российской экономике;
- расширение социального кругозора личности в период ранней юности, развитие интереса к изучению экономической науки, способности к самоопределению и самореализации, в том числе в области предпринимательства и экономического анализа;
- воспитание приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, экономического образа мышления, уважения права собственника во всех его формах, социальной ответственности в экономической деятельности на уровне фирмы и государства.
- приобретение компетентности:
- в сфере гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, во взаимоотношениях людей в сфере бизнеса, в экономических взаимоотношениях гражданина и государства, обретение навыков принятия самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли потребителя, работника предпринимателя.
- в сфере познавательной деятельности – анализ на основе полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи, освоение основ исследовательского аппарата экономической науки;
- в сфере трудовой деятельности – понимание закономерностей рынка труда, специфики предпринимательской деятельности, причин и форм безработицы;
- в сфере массовой коммуникации – развитие у учащихся способности умения подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, применять основы экономического анализа, находить и критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике, сфере бизнеса, международных экономических отношений, содержащуюся в средствах массовой информации, справочниках и статистических публикациях и вырабатывать собственное аргументированное мнение.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Ценностные ориентиры: экономический образ мышления, рациональное поведение гражданина, эффективное экономическое поведение, уважение к предпринимательству, социально-ориентированная экономическая политика государства.
Способы деятельности.Соотнесение доходов и расходов на примере фирмы и государства. Решение элементарных расчетных задач с экономическим содержанием, в том числе с использованием предельных величин. Определение оптимального соотношения затрат и результатов. Определение бухгалтерских и экономических затрат и прибыли.