Эффективная заработная плата в автомобильной компании форда
Один из первых примеров использования эффективной заработной платы можно найти в истории компании Форда, одного из самых крупных производителей автомобилей в Америке. До 1913 г. производство автомобилей существенно зависело от высококвалифицированных рабочих. Но введение сборочного конвейера радикально изменило положение. Теперь требовались специалисты гораздо
более низкого уровня, а производство все больше стало зависеть от поддержания оборудования конвейера в рабочем состоянии. Но как только автомобильные заводы видоизменились, рабочие почувствовали разочарование. В 1913 г. текучесть кадров на Форде составила 380%. В следующем году она достигла 1000 %, что резко снизило прибыльность.
Фирме понадобилось обеспечить стабильность рабочей силы, и Генри Форд, а также его деловой партнер Джеймс Казенс добились этого. В 1914 г., когда дневная оплата труда в отрасли в среднем составляла от 2,00 до 3,00 долл., компания Форда ввела для своих рабочих дневной заработок в 5,00 долл. Эта мера была продиктована стремлением повысить эффективность труда (а никак не щедростью). Цель заключалась в привлечении лучших работников, которые бы не оставляли компанию, и в конечном счете — в увеличении прибылей.
Хотя Генри Форда критиковали за это решение, оно возымело успех. Кадры стали более стабильными, а известность фирмы обеспечила реализацию продукции. И поскольку Генри Форд получил возможность отбора рабочих, он смог нанять более производительных. Как следует из расчетов начальника отдела труда фирмы Форда, производительность труда фирмы выросла на 51 %. Согласно другому исследованию, число прогулов уменьшилось вдвое, а пропуски по уважительным причинам также резко сократились. Итак, эффективность повысилась в большей степени, чем того требовало возмещение дополнительных затрат на оплату труда. В результате прибыльность Форда существенно возросла: с 30 млн. долл. в 1914 г. до 60 млн. в 1916 г.
Выводы
1. Продавец продукта часто имеет лучшую информацию о его качестве, чем покупатель. Асимметричность информации такого типа обусловливает несостоятельность рынка, на котором плохие продукты вытесняют хорошие. Несостоятельность рынка может быть преодолена, если продавцы предлагают стандартизованные продукты, обеспечивают гарантии и поручительства или находят другие возможности поддержать хорошую репутацию их продукции.
2. Рынки страхования часто характеризуются информационной асимметрией, так как страхующаяся сторона
имеет лучшую информацию о степени риска, чем страховая компания. Это приводит к неблагоприятному отбору, при котором страхование касается худших, а не лучших ситуаций риска. Другая проблема страховых рынков заключается в моральной нагрузке, т. е. в том, что страхующаяся сторона меньше заботится о предотвращении потерь после заключения договора, чем до этого.
3. Продавцы могут решить проблему асимметричной информации, давая покупателям своего рода сигналы о качестве их товара. Например, работники могут сигнализировать о своей высокой производительности, имея хорошее образование.
4. Асимметричность информации может быть связана с большими издержками для собственников фирмы (заказчика) по наблюдению за поведением менеджеров фирмы (агента). Менеджеры могут быть заинтересованы в дополнительных льготах для себя или в максимизации общей выручки, несмотря на то, что держателям акций нужно максимизировать прибыль.
5. Собственники могут избежать некоторых проблем заказчика — агента, заключая контракты, стимулирующие исполнителей к высокоэффективной деятельности.
6. Асимметричностью информации может быть объяснено наличие значительной безработицы, при том что некоторые работники активно ищут работу. Согласно теории эффективной заработной платы ее уровень, превышающий конкурентную оплату (эффективная заработная плата), повышает продуктивность, отбивая у рабочих охоту отлынивать от своих обязанностей.
ГЛАВА 17