Международной торговли услугами
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ
Экономические предпосылки развития
международной торговли услугами
Исследователи справедливо отмечают, что в 70-х – начале 80-х гг. в торговой политике ряда стран, прежде всего США, явно обозначился возросший интерес к сфере услуг. До этого торгово-политические интересы стран по отношению к услугам ограничивались, как правило, теми секторами услуг, которые прямо связаны с движением товаров во внешней торговле, прежде всего международными морскими перевозками. Большинство видов услуг практически не были представлены в международном обороте.
Углубление процессов международного разделения труда и повышение степени интегрированности национальных экономик отдельных стран в мировое хозяйство кардинальным образом изменили ситуацию. К началу 1980-х гг. значение международной торговли услугами для внутреннего экономического роста и повышения конкурентоспособности на рынках товаров промышленного и сельскохозяйственного производства стала очевидной. Такие услуги, как банковские, страхование, услуги, связанные с операциями на рынке ценных бумаг, телекоммуникационные услуги и обработка данных, авиаперевозки, строительство, лизинговые услуги, резко перешагнули национальные границы.
По некоторым приведенным оценкам исследователей, уже в 80-е гг. ХХ в. ежегодные темпы роста международной торговли услугами обгоняли темпы роста внешней торговли товарами примерно на 2,4−2,8 пункта, т. е. международная торговля услугами стала важнейшей сферой торгово-политических интересов большинства стран. В настоящее время услуги составляют порядка одной четверти в общем объеме мировой торговли и около трех пятых в совокупном объеме иностранных инвестиций. Этим изменениям способствовал ряд экономических предпосылок.
1. Возросла роль услуг, которые используются в качестве вводимых ресурсов производства (в экономической литературе их часто называют производственными). Речь идет, например, о таких услугах, как проектно-конструкторские разработки, подготовка технико-экономического обоснования производства, исследование рынка, обслуживание вычислительной техники, разработка и сопровождение программного обеспечения и обработка данных, бухгалтерский учет, консультирование в области управления и оптимизации деятельности предприятия, юридическое обслуживание, консультирование по вопросам сбыта, транспортировка, реализация продукции. Производственные виды услуг выделились в самостоятельный сектор и широко стали использоваться предприятиями на контрактной основе (этот процесс иногда называют «экстернационализацией» услуг предприятиями обрабатывающей промышленности). Тем самым были созданы новые рынки услуг (разработка программного обеспечения, бухгалтерское обслуживание и многое другое).
В результате предприятия обрабатывающей промышленности получили возможность удовлетворять «пиковый» спрос без дополнительного инвестирования и расширения постоянного штата сотрудников, а также выбирать наиболее эффективного поставщика услуг, что позволило им существенно сократить производственные издержки. В свою очередь, секторы услуг производственного характера смогли повысить свою эффективность на основе специализации.
2. Резко возросло значение секторов услуг в экономике практически всех стран как развитых, так и развивающихся. Особенно это заметно при рассмотрении структуры занятости населения в сфере услуг, которая в существенной мере компенсировала снижение занятости в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности. К примеру, в США доля секторов услуг составляет порядка 80 % в общей численности занятых, 75 % ВНП и 30 % совокупного экспорта США.
3. Технологическая революция, особенно достижения в области телекоммуникаций и информатизации существенно расширили возможности оказания услуг и вызвали к жизни ряд новых услуг. Для оказания многих видов услуг в режиме реального времени теперь уже не требуется физическое присутствие поставщика услуг и потребителя в одном месте. Круг таких услуг неуклонно расширяется, например, многие виды финансовых услуг оказываются (в смысле реализации) на расстоянии посредством телекоммуникаций, быстрыми темпами развивается электронная торговля через Интернет. Отсутствие развитой инфраструктуры телекоммуникаций означает закрытый доступ ко все большему числу рынков. Информация, скорость ее получения и, соответственно, услуги в области информатизации и профессиональных услуг стали ключевым фактором повышения конкурентоспособности в любом секторе экономики.
4. Технический прогресс (например, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям, широкомасштабное строительство автомобильных дорог параллельно железнодорожным) приводит к трансформации неконкурентных рынков (естественных монополий), которые существовали в ряде важнейших секторов услуг (железнодорожный транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации), в конкурентные. В свою очередь, развитие конкуренции на внутренних рынках в секторах, которые прежде представляли собой естественные монополии, создало предпосылки для выхода на эти рынки иностранных поставщиков соответствующих услуг.
5. Появление во многих секторах услуг крупных транснациональных компаний, особенно в финансовой сфере, явилось одновременно как результатом указанных тенденций, так и дополнительным катализатором международной торговли услугами. Крупные международные фирмы заинтересованы в устранении или снижении барьеров выхода на рынки других стран для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрифирменных потоков.