Тема 4. Рыночная модель поведения российских предприятий
Говоря о закономерностях, характерных для работы предприятия в рыночной экономике, необходимо иметь в виду два аспекта: во-первых, характеристику и тенденции развития предприятия как экономического субъекта, его внутренней организации и складывающихся внутри него отношений, во-вторых, специфические изменения внешних ограничений и параметров деятельности, предприятия, определяющих его внутреннюю организацию и направления развития.
В курсе общей экономической теории предприятие (фирма) рассматривается, прежде всего, в рамках неоклассической методологии с позиции оптимизации ограниченных ресурсов на основе теории оптимизации предельных величин продукта и ресурсов. Теория предельной полезности является ключевым моментом для понимания внешних ограничений со стороны спроса, и возможностей реализации произведенной продукции. Теории факторов производства и предельной производительности определяют внутреннюю организацию производственного процесса на предприятии и выражаются в структуре товарного предложения.
Эти базовые теоретические подходы оказываются, однако, недостаточными для понимания динамики поведения предприятия, сложной мотивации экономического поведения производителя товаров и услуг на рынке. Учитывая особую динамичность процессов, протекающих в переходной экономике, следует опереться также и на динамические подходы к теории фирмы, в основании которых стоял почти столетие тому назад Й.Шумпетер. Его методология учитывала действия предпринимателя не как пассивные приспособления к заданным рыночным условиям, а как активные действия по изменению этих условий, описываемые через различные модели экономического поведения. Пользуясь этой методологией, важно понять влияние современного трансформационного процесса на изменение предпринимательской прибыли и движение капитала.
Исследуя деятельность предприятия как рыночного субъекта в сложнейших и многоплановых условиях экономической трансформации и становления смешанной экономики, необходимо преодолеть излишнюю абстрактность и оторванность от реальной действительности неоклассической теории в целом, дополнив её современными подходами, расширяющими и обогащающими характеристику предприятия, его внутренней организации и параметров развития. Это важно ещё и потому, что переходная экономика как открытая экономическая система быстро входит в современную структуру мирового хозяйства. Поэтому она должна ориентироваться на те новейшие процессы, которые в нём происходят и которые далеко не всегда вписываются в традиционную неоклассическую парадигму. Это – процессы развития постиндустриального, «информационного» общества, во многом определяющие параметры внешней среды и внутреннюю организацию деятельности современного предприятия. Безусловно, помощь в комплексном исследовании этих процессов может оказать неоинституциональная методология, разработанная Р. Коузом, О. Уильямсоном, Д. Нортом и др., позволяющая более широко определить круг проблем, решаемых производителем в рыночной экономике.
В 90-х годах прошлого века, предприятия в России претерпели существенные изменения. Можно без преувеличения сказать, что микроэкономические субъекты производства перешли в качественно новое состояние. С одной стороны, появились подлинно рыночные предприятия, эффективно работающие в новой экономической среде, активно реагирующие на рыночные сигналы и применяющие современные методы внутрифирменного управления. Особенно много таких предприятий действует в сфере обслуживания конечного потребителя. Растет их число и в области производства промышленных товаров. С другой стороны, многие предприятия еще не сформировались как рыночные институты, хотя и существенно изменили свой облик и формы деятельности.
Оценивая особенности предприятий в переходной экономике и не впадая в крайности при их оценке, можно, по-видимому, согласится с Г.Клейнером, который отмечает, что конец XX в. ознаменовался интенсивным поиском институциональных форм, способных наилучшим образом соединить социокультурные ментальные особенности людей с их ролевыми функциями в современном производственно - экономическом процессе. Какие бы особые формы ни принимала трансформация предприятий, в любом случае они должны сохранить свою функцию интегратора и мультипликатора материальных, информационных и капитальных ресурсов, усилий менеджеров и работников по созданию новых продуктов для удовлетворения общественных потребностей. [Вопросы экономики, 2000, №5].
Основные качественные изменения, произошедшие в ходе трансформации предприятий, касаются внутренних и внешних характеристик их деятельности.
1. Изменилась микроэкономическая среда, включая формы взаимодействия между предприятиями, а также предприятия и государства.
2. Изменилась внутренняя организация на предприятии и характер отношений между владельцами, менеджментом и работниками внутри него.
С началом рыночной трансформации были ликвидированы отношения внешнего контроля за деятельностью предприятия со стороны государства. Была упразднена система государственного планирования и проведена приватизация большинства предприятий.
Отношения между предприятиями носят конкурентный характер, который имеет, однако, ряд специфических особенностей, значительно модифицирующих ее характер. Крупные предприятия часто оказываются окружены сетью аффилированных и контролируемых директорами (либо владельцами) фирм, через которые проходят главные финансовые потоки. Вокруг средних и крупных предприятий формируется особая интеграционная нерыночная среда, зачастую относящаяся к теневой экономике.
Роль государства как делового партнера предприятий крайне незначительна (за исключением оборонного сектора). Государственные заказы играют небольшую роль, их оплата часто затягивается. Не отработаны пока ещё и формы управления государственными предприятиями.
Не менее значительные изменения произошли и во внутренней структуре организации. Внутренние отношения в значительной степени перестали быть сферой государственной регламентации и контроля. В то же время ещё не сформировался новый эффективный стиль управления, и появились специфические проблемы переходного периода. Среди них надо назвать, прежде всего, доминирование краткосрочных целей развития перед долгосрочными. Как следствие – снижение инновационной активности; рост социальной напряженности между управляющими и собственниками предприятий, войны за передел собственности и влияния; снижение занятости, квалификации работников, распад трудовых коллективов. В целом можно говорить о наличии в переходной экономике разбалансированности внутренней среды предприятия.
Особенности внешней и внутренней среды предприятий определяют типы их стратегического поведения. Прежде всего, предприятиям приходится отказываться от стереотипов поведения, сформированных в прежней плановой экономике. Среди таких принципиальных изменений поведения предприятий можно выделить следующие:
1. При появлении рыночной конкуренции (в том числе, внешней) в переходной экономике предприятиям пришлось переходить к стратегии товарной дифференциации, обеспечивающей значительную гибкость и ориентацию на интересы конкретных потребителей;
2. Переход к условиям рыночной эффективности заставил предприятия искать иные варианты производственной кооперации, включая ее финансовую поддержку. Стали развиваться финансово-промышленные группы и другие формы объединений, продиктованные рынком;
3. Рыночная экономика ознаменовалась отказом от прямого государственного финансирования предприятий;
4. В условиях рыночной экономики происходит довольно быстрое насыщение товарных рынков. Появляются трудности сбыта, усиливаемые колебаниями конъюнктуры. Предприятия начинают непосредственно (или через торговых посредников) заботиться о реализации своей продукции. Стратегия предприятия все больше и больше определяется перспективами изменения потребительского спроса;
5. В переходной экономике на смену вертикальном отношениям должны приходить горизонтальные связи по обеспечению взаимодействия предприятий одной технологической цепочки или одного вида продукции (договора, соглашения, объединения, ассоциации). Характерно, что все они строятся уже по другому принципу – на основе рыночной конкуренции и с учётом рыночной эффективности;
6. В переходной рыночной экономике возникает неопределенность в отношении цен. Возникают новые, специфические риски, усиливающиеся неустойчивостью переходной экономики, а также асимметрией рыночной информации, характерной для этого периода. В результате в стратегиях предприятий доминируют краткосрочные цели, достижение которых сопряжено с меньшими рисками;
7. Предприятия переходили к стратегии выживания особого рода: они стремились сохранить производственные мощности и трудовой коллектив. Недостатки институционального регулирования со стороны государства позволяли им сохранять свой юридический статус при огромных простоях оборудования и избыточной занятости. Развивалось специфическое явление патернализма на микроуровне.
Современное положение российских предприятий уже значительно отличается от того, которое было 10 лет тому назад, в начале экономических реформ. Изменилась также и мотивация, лежащая в основе разработки предпринимательской стратегии и, следовательно, в основе экономического поведения. Появляются положительные тенденции в структурной перестройке предприятий. Обследования предприятий и опросы директоров свидетельствуют о применении российскими предприятиями разнообразных способов реструктуризации, которые использовались и в странах Восточной Европы в начале периода экономического роста:
· Изменение номенклатуры продукции;
· Продажа и сдача в аренду ненужных фондов малым и средним предприятиям;
· Снижение издержек;
· Освобождение предприятий от социальных объектов;
· Переориентация деятельности на рыночный спрос.
По мере формирования новой модели предприятия новые приобретения все чаще стимулируют создание новых рабочих мест, компенсируя этим необходимое сокращение старых. Постепенно будет происходить также отказ от патерналистской корпоративной культуры, распространенной прежде среди директоров государственных предприятий. Это будет стимулировать структурную перестройку рабочей силы, ускорять формирование рыночной модели поведения предприятия.
В заключении остановимся на проблеме создания объединений предприятий (ФПГ, концерны, холдинги) для повышения эффективности деятельности государственных и приватизационных предприятий. Чем диктуется необходимость создания таких объединений.
Во-первых, создание объединений предприятий в известной мере восстанавливает управляемость промышленности в новых рыночных условиях на основе преимущественно экономических методов.
Во-вторых, объединения открывают новые возможности инвестирования, что крайне важно в условиях инвестиционного кризиса, а также улучшения финансового положения предприятий, которые у значительной части остается тяжелым.
В-третьих, следует отметить их роль для выхода на мировой рынок.
Сейчас нашим предприятиям и производственным объединениям противостоят мощные национальные и транснациональные монополии, имеющие сотни предприятий, значительную научную базу и экспериментальные производства. Очевидно, что в этих условиях выход на мировые стандарты и тем более на мировой рынок существенно затруднены.
В-четвертых, объединения предприятий могут и должны сыграть значительную роль в формировании прогрессивной производительной структуры обрабатывающей промышленности, основанной на вертикальной интеграции и диверсифицированных комплексах. Если ранее вертикальной интеграции и диверсификации производства мешала отраслевая система управления, то в современных условиях необходимо использовать благоприятные условия для перехода к более прогрессивной форме организации производства.
В-пятых, объединения предприятий в современных условиях приватизации производства, акционирования способны сохранить сложившиеся технологические цепочки (опасность разрушения которых в процессе приватизации была весьма реальна и частично реализовалась), более того, несколько усовершенствовать их, придав им завершенность и диверсифицированность.
В-шестых, в рамках объединений могут сложиться достаточно благоприятные условия для развития технического прогресса при наличии научно-технических учреждений в их составе, и особенно для внедрения технических достижений и разработки передовых технологий.