Монопольная цена –верхняя цена, по которой монополист может продать товар или услугу, и которая включает максимальную Р3.
Как показывает практика удержать высокую монопольную цену на рынке длительное время невозможно, так как на рынок устремляются другие производители, которые устраняют монополию. Кроме того, монополии вынуждены учитывать реакцию населения на рост цен. Поддерживать высокие цены можно только на те товары, на которые существует эластичный спрос (хлеб, картофель, мясо). Но и в этом случае подорожание продукта ведёт к уменьшению его потребления. У монополистов есть всегда две возможности:
1. создать дефицит небольшой для удержания высокой цены;
2. увеличить объём продажи, но уже по пониженным ценам.
Цены естественных монополистов (на газ, электроэнергию, воду) находятся под контролем государства. Правительство постоянно устанавливают ограничения, чтобы обеспечить определённый уровень рентабельности предприятия.
21. Последствия монополизации экономики.
Процесс монополизации имеет позитивные и негативные последствия.
Позитивные последствия:
1. гиганские предприятия и их объединения имеют больше возможности развивать современное производство, финансировать научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новую технику и технологию, осуществлять переквалификацию работников;
2. расширение масштабов планомерного и организованного развития экономики, сознательного регулирования экономической системы, координации деятельности крупных предприятий;
3. наличие возможностей у гигантских предприятий благодаря массовому производству, экономить на затратах производства, обеспечивать потребителей дешёвыми, качественными товарами.
Негативные последствия:
1. установление монопольных цен, создание искусственного дефицита;
2. монополии тормозят научно-технический прогресс. Это происходит потому, что монополизация производства и сбыта даёт возможность крупным компаниям получать определённое время высокие прибыли, даже не внедряя высокие технологии науки и техники в производственный процесс;
3. монополии затрачивают значительные ресурсы для сохранения и укрепления монополистических позиций (путём подкупа государственных чиновников с целью создания выгодной законодательной базы, сложности в получении от них малыми и средними фирмами разрешения на соответствующий вид деятельности, установления такими чиновниками разных барьеров – лицензионных, патентных и др.);
4. удушение конкуренции – главные движущие силы экономического прогресса. Поэтому, П.Самуэльсон называет монополию экономическим злом.
22. Монополистическая конкуренция
С возникновением монополий свободная конкуренция преобразуется в монополистическую или несовершенную. Она происходит между крупными компаниями (в среде монополизированного сектора, между членами групповых монополий) мелкими и средними фирмами. Эта борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов. Важнейшими чертами несовершенной конкуренции является установление монопольно высоких цен и присваивание на этой основе монопольно высоких прибылей.
Особенностью несовершенной конкуренции является то, что всё больше перемещается из сферы обращения в сферу производства, с отраслевого на межотраслевой уровень. Это означает что конкуренция всё больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают:
ценовую конкуренцию;
неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция означает, что основным способом конкурентной борьбы является цена. В этой борьбе побеждает тот, у кого индивидуальная стоимость товара ниже рыночной стоимости. По сути дела ценовая конкуренция – это борьба за сокращение затрат труда.
Неценовая конкуренция –при ней используются следующие способы:
1. повышение качества продукции за счёт старого соблюдения технологической дисциплины и за счёт использования технических новинок;
2. использование рекламы;
3. улучшение условий продажи товара. Например, фирма при продаже товара даёт запасные части, обязуясь производить ремонт, даёт бесплатную консультацию, иногда и утилизирует данный товар.
Разновидностью несовременной конкуренции является нечестнаяконкуренция, которая ведётся преимущественно неэкономическими методами.
Нечестная конкуренция –это деятельность производителей, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечения доминирующего положения на рынке путём обмана партнёров, покупателей и государственных органов. При нечестной конкуренции используются следующие способы:
производитель даёт ложную информацию о своих товарах и услугах (о качестве, классе и о сорте);
производитель использует фирменное наименование и товарный знак или маркировку другого производителя, на которого они зарегистрированы без его разрешения;
производитель распространяет компрометирующую информацию о товарах своих конкурентов;
производитель оказывает давление на банки и поставщиков ресурсов с тем, чтобы они не предоставляли кредиты и ресурсы конкурентам;
нарушение законов страны. Например, нельзя продавать товар ниже себестоимости;
подкуп чиновников;
промышленный шпионаж;
составление тайных соглашений о единой политике цен и т.д.
23. Антимонопольная практика. Антимонопольное законодательство.
История развития монополии является одновременно и историей борьбы с ними. Народ сразу почувствовал вред монополий и стал требовать от государства защиты потребителей от своеволия монополий. Особенно это проявилось в Канаде, США. В этих условиях правительства и парламенты вынуждены были вмешаться в экономическую ситуацию. Антимонопольное законодательство возникло в Канаде в 1879 году, через год в США, в Европе в 30-х годах ХХ столетия. Первым антимонопольным законом был закон Шермана. По этому закону объявлялись незаконными соглашения или объединения между предприятиями, если их целью является монополизировать производство и торговлю. Современное антимонопольное законодательство не имеет целью запретить или ликвидировать монополию. Всем стало ясно, что монополии способствуют развитию экономики, поэтому целью антимонопольного законодательства является поставить деятельность монополий под государственный контроль. Генеральная цель антимонопольного законодательства защитить и сохранить конкуренцию, которой угрожают монополии. Можно выделить две основные формы борьбы:
1. предупредить, не дать образоваться монополиям;
2. не дать монополиям использовать своё монопольное положение.
Среди мер предупреждения образования монополий можно выделить следующие:
а) запрещаются образование тех монополий, которые ведут к ограничению производства и торговли;
б) запрещается приобретать акции и другие ценные бумаги у конкурирующих фирм, если это ослабляет конкуренцию и ведёт к созданию монопольного положения.
Антимонопольное законодательство предусматривает меры к уже действующим монополиям:
1. государство облагает высоким налогом монопольную прибыль;
2. государство осуществляет контроль над ценами продукции монополии;
3. монополии в случае нарушения антимонопольного законодательства могут переводиться государственную собственность;
4. за злоупотребление монопольным положением может быть наложено административное наказание;
5. нарушение антимонопольного закона может быть осуществлена демонополизация предприятия.
Проблема заключается в том, как определить, что положение данного предприятия монопольное. Главным признаком монопольного положения считается высокая доля производителя на определённом рынке, затруднения для проникновения на рынок других производителей, а также, если резко повышаются цены на продукты, но при этом соотношение спроса и предложения не изменилось. Разные страны определяют монопольное положение по-разному. В США считается самой лучшей ситуацией на рынке, когда какой-то товар производят 10 и больше фирм. Причём сама крупная из них должна производить не более 31% товара, две самые крупные не более 44%, три – не более 54%. На местном рынке монопольным считается положение, когда предприятие производит более 60% данного товара.
В этом случае по решению суда такое предприятие ликвидируется, если оно ведёт себя агрессивно, т.е. «душит» своих конкурентов путём снижения цен ниже себестоимости или же если это предприятие заключает соглашение с другими фирмами против своих конкурентов.
Государство постоянно контролирует цены природных монополистов (газ, электроэнергия, бензин, нефть). В Украине 51% предприятий является монополистами.
24. Сущность предприятий и их основные виды.
В народное хозяйство любой страны входят разные сферы отраслей и предприятия. Первичным звеном народного хозяйства являются предприятия, которые обеспечивают производство основной массы товаров и услуг, осуществляют научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью присвоения прибыли. Каждое предприятие вступает в отношения с другими. Оно покупает комплектующие изделия, сырьё, вступает в отношения с государством, уплачивая налоги в бюджет, вступает в отношения с банками, получая кредиты и уплачивая проценты. Вступают также в отношения с другими предприятиями в отношения специализации и кооперации. Так, предприятия Украины имеют хозяйственные связи с 33 тыс. предприятий России и других республик бывшего СССР на предприятии происходит соединение работников со средствами производства. Если средства производства принадлежат отдельному собственнику или нескольким собственникам, работники нанимаются за определённую плату, то такие предприятия называются капиталистическими.Если средства производства выкупили работники, то такие предприятия называются коллективными трудовыми.
В Украине функционируют такие виды предприятий:
1. государственные предприятия, которые в свою очередь делятся на общегосударственные и коммунальные;
2. коллективные предприятия – основаны на собственности трудового коллектива;
3. частнокапиталистические – основаны на собственности отдельного лица, которое нанимает рабочую силу;
4. коллективно-капиталистические – основаны на собственности нескольких собственников, которые нанимают рабочую силу;
5. индивидуальные предприятия основаны на частной собственности физического лица и его личном труде;
6. семейные – основаны на собственности семьи и труде членов семьи;
7. смешанные – основано на соединении разных форм собственности, в том числе и с привлечением иностранного капитала.
По характеру экономической деятельности предприятия бывают: производственные, торговые, финансово – кредитные, посреднические.
По количественным показателям –малые, средние и крупные.
В развитых странах преобладают малые предприятия. Например, в США из 20 млн. предприятий 15 млн. малых. К малым предприятиям промышленности относят предприятия до 500 рабочих. В Украине – до 200, а в торговле - до 15 человек.
Позитивные черты малых предприятий:
1. гибкость и мобильность в управлении и организации производства;
2. более полное использование рабочей силы и оборудования, низкий уровень запасов;
3. быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местным условиям, потребностям потребителей, оперативное обновление продукции;
4. возможность быстрого внедрения новых идей, проектов и создание новых образцов продукции;
5. относительно небольшой капитал для их создания;
6. уменьшение затрат производства за счёт узкой специализации, экономии на управленческих затратах и др.;
7. высокие шансы на успех;
8. значительный взнос в создание новых рабочих мест.
Негативные черты деятельности малых предприятий:
1. низкая производительность труда (в большинстве случаев);
2. неспособность внедрять новейшие технологии науки и техники;
3. высокая интенсивность труда за счёт удлинения рабочего дня, использования семейного труда;
4. экономия средств на создание условий труда, технику безопасности;
5. ограниченные возможности повышения квалификационного уровня;
6. большие трудности с финансированием, получением кредитов, недостаточно оборотных средств и т.д.
25. Принципы и функции деятельности предприятий.
Принципы деятельности предприятий. Каждое предприятие, независимо от размеров, форм собственности и других критериев, должно в результате своей деятельности получать прибыль. Для этого оно должно действовать на принципах хозяйственного (или коммерческого) расчёта.
Такими основными принципами являются: самоокупаемость, самофинансирование, самообеспечение, материальная заинтересованность, экономическая ответственность, хозяйственная самостоятельность в рамках действующего законодательства и контроль государственных органов за его соблюдением.
Эти принципы в разной мере касаются крупных, средних и малых предприятий разных отраслей хозяйства. Так, в сельском хозяйстве развитых стран большинство фирм датируются государством, всестороннюю помощь оно оказывает мелким фирмам.
Важнейшие стороны хозяйственного расчёта:
1. получение прибыли на основе создания необходимых обществу товаров и услуг и повышения эффективности производства;
2. экономическая ответственность за неумелое хозяйствование, неэффективное использование ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Последствием такого хозяйствования может быть банкротство.
Поэтому западные учёные называют экономику системой прибыли и убытков. Об экономической ответственности хозяйственного расчёта свидетельствует тот факт, что в США из 60 тыс. новых, как правило, малых фирм, которые возникают ежегодно, разоряется почти 400 тыс. В Англии на протяжении первого года банкротами стала каждая четвёртая фирма.
Экономическую ответственность предприятия несут и перед другими предприятиями за выполнение своих договорных обязательств, за выполнение заказов государства, перед потребителями, банками и т.д.
Основные принципы деятельности предприятий воплощаются в основных их функциях.
Основные функции предприятий. Предприятие, как основное звено народного хозяйства, призвано реализовывать основную цель экономики, экономической системы, т.е. выпускать максимально возможное количество товаров и услуг при минимальных затратах для удовлетворения общественных потребностей. Для реализации этой цели предприятие должно выполнять определённые функции. Поскольку в системе экономических отношений различают технико-экономические, организационно-экономические и производственные отношения (отношения экономической собственности), то соответствующие функции должны выполнять и предприятия.
Технико-экономическая функция предусматривает внедрение новой техники и технологии, внедрение достижений науки в производство, получение качественных комплектующих изделий и предметов труда, наём или подготовку рабочей силы соответствующего качества, рационализацию производственных процессов и т.д.
Организационно-экономическая функция означает управление процессами производства и сбыта товаров, рациональную организацию труда работников путём внедрения прогрессивных форм и методов труда, составления контрактов, изучения рынков и т.д. Эта функция является реализацией таких форм организационно-экономических отношений, как менеджмент и маркетинг.
Функция реализации отношений экономической собственности предусматривает управление собственностью, контролем над процессом ценообразования, распределением доходов, выпуском акций и их продажей, привлечение внешних источников финансирования и т.д.
26. Предпринимательство и его функции. Виды предпринимательской деятельности.
Деятельность любого предприятия связана с предпринимательством и предпринимателями.
Главными чертами предпринимателя являются поиск возможностей и инициатива, готовность к риску, ответственность и способность жертвовать в интересах дела, ориентация на эффективность и качество, целеустремлённость, стремление к информированности, умение убеждать, устанавливать и поддерживать связи.
Предпринимательство –организационно-хозяйственное новаторство на основе использования разнообразных возможностей для выпуска новых или старых товаров новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизация производства с целью получения прибыли и самореализации собственной цели.
Предпринимательство следует отличать от бизнеса. Бизнес более ёмкая категория, поскольку означает какой-либо вид деятельности, даже противозаконный.
Функции предпринимательства. Основные функции предпринимательства, в которых раскрыта его сущность:
1. новаторская – производство новых идей, создание новых товаров и т.д.;
2. организационная – внедрение новых форм и методов организации производства;
3. хозяйственная – эффективное использование разных ресурсов;
4. социальная – содействует реализации социальной цели общества;
5. личностная – реализация и развитие потенциала личности.
На низшей стадии капитализма предприниматель воплощал черты собственника, организатора и управляющего (менеджера). Сейчас сочетание этих черт свойственно только на частном предприятии.
На высшей стадии капитализма в условиях господства крупных акционерных компаний происходит обособление капитала – собственности от капитала – функции и процессом организации и управления производством начинают заниматься профессиональные управленцы – менеджеры.