Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это количество конечных товаров и услуг, которое готовы приобрести макроэкономические агенты, при каждом возможном уровне цен

Главным фактором, влияющим на совокупный спрос, выступает уровень цен. Чем выше уровень цен, тем меньше величина совокупного спроса и наоборот. Графическиэту зависимость отражает кривая совокупного спроса (AD). Кривая AD (рис. 9.1) строится в координатной плоскости, где по оси ординат откладывается общий уровень цен в стране (P), а по оси абсцисс – уровень реального ВВП (Y).

AD
Рис. 9.1. Кривая совокупного спроса
P
Y

Отрицательную зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса представители разных школ экономической теории объясняют по-разному.

Неоклассики исходят из количественной теории денег:

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это количество конечных товаров и услуг, которое готовы приобрести макроэкономические агенты, при каждом возможном уровне цен - student2.ru

где М масса денег в обращении;
V скорость обращения денег;
P уровень цен;
Y реальный ВВП.

Отсюда Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это количество конечных товаров и услуг, которое готовы приобрести макроэкономические агенты, при каждом возможном уровне цен - student2.ru или Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это количество конечных товаров и услуг, которое готовы приобрести макроэкономические агенты, при каждом возможном уровне цен - student2.ru

При условии, что M и V – фиксированные величины, получается обратно пропорциональная зависимость между P и Y, что и изображается на графике как кривая AD с отрицательным наклоном.

Кейнсианцы исходят из того, что совокупный спрос можно представить как сумму совокупных расходов макроэкономических агентов:

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это количество конечных товаров и услуг, которое готовы приобрести макроэкономические агенты, при каждом возможном уровне цен - student2.ru

Поэтому обратная зависимость между совокупным спросом и уровнем цен объясняется тремя эффектами: эффектом процентной ставки, эффектом реального богатства и эффектом импортных закупок.

1. Эффект процентной ставки заключается в том, что увеличение уровня цен в экономике при прочих равных условиях вызывает увеличение процентной ставки, что снижает инвестиционный и потребительский спрос и, следовательно, уменьшает совокупный спрос. Если уровень цен в экономике увеличивается, то спрос на деньги также увеличивается, так как населению и фирмам требуется больше денег для оплаты подорожавших товаров. При неизменности предложения денег это ведет к росту процентной ставки. В условиях высокой процентной ставки становятся невыгодными как потребительский, так и инвестиционный кредиты. Как следствие, население сокращает потребительский спрос, а фирмы инвестиционный спрос, что ведет к сокращению совокупного
спроса.

2. Эффект реального богатства состоит в уменьшении покупательной способности населения в результате увеличения уровня цен. В рыночной экономике определенная часть богатства домашних хозяйств представлена различными финансовыми активами с фиксированной номинальной стоимостью (наличные деньги, вклады до востребования в банках, акции, облигации и т. п.). С ростом уровня цен их реальная стоимость уменьшается, население становится беднее и уменьшает свои потребительские расходы, а значит, уменьшается и величина совокупного спроса.

3.Эффект импортных закупок заключается в сокращении чистого экспорта, которое обусловлено тем, что повышение уровня цен в данной стране ведет к увеличению импорта и сокращению экспорта. Снижение чистого экспорта сокращает совокупный спрос.

Кривая совокупного спроса показывает изменение величины совокупного спроса, под влиянием изменения уровня цен, т. е. ценового фактора. Графически это выражается как движение по или вдоль линии совокупного спроса. Если же изменяются неценовые факторы, то изменяется совокупный спрос в целом. Графически это выражается как сдвиг кривой AD вправо, если совокупный спрос увеличивается, или влево, если он уменьшается (рис. 9.2).

К неценовым относятся те факторы совокупного спроса, которые оказывают влияние на его отдельные элементы. В частности, к ним можно отнести: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, трансферты, уровень процентной ставки, условия на внешних рынках и т. п. Уравнение количественной теории денег дает еще два неценовых фактора совокупного спроса: количество денег в обращении и скорость их оборота. Например, увеличение совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо) может явиться следствием роста благосостояния населения, снижения налогов, увеличения трансфертов, снижения процентной ставки или увеличения количества денег в обращении.

P
AD0
Рис. 9.2. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос
AD1
AD2
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAYPOTdMgA AADeAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT2vCQBTE74V+h+UVvNVN0xokuhEJSEXqQevF2zP7 8gezb9Psqmk/fbcg9DjMzG+Y+WIwrbhS7xrLCl7GEQjiwuqGKwWHz9XzFITzyBpby6TgmxwssseH Oaba3nhH172vRICwS1FB7X2XSumKmgy6se2Ig1fa3qAPsq+k7vEW4KaVcRQl0mDDYaHGjvKaivP+ YhRs8tUWd6fYTH/a/P2jXHZfh+NEqdHTsJyB8DT4//C9vdYK4ugteYW/O+EKyOwXAAD//wMAUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVz XS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMv LnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3No YXBleG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBg85N0yAAAAN4AAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABk cnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAjQMAAAAA " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
Y

9.3. Совокупное предложение:

Наши рекомендации