Тема 7. Технология ведения переговоров по регулированию социально-трудовых отношений
Переговоры – специфический вид межличностного взаимодействия сторон, вид совместной деятельности, направленный на разрешение конфликтов или организацию сотрудничества, и предполагающий совместное принятие решения, оформленного письменным соглашением или договором.
Виды переговоров определяются следующими критериями:
- объектная (предметная сторона): политические, военные, финансовые, торговые, дипломатические, по регулированию социально-трудовых отношений и др.;
- субъектная сторона: межличностные, межорганизационные, межнациональные, индивидуальные, коллективные, двусторонние, многосторонние и др.;
- характер коммуникации: деловой разговор, консультации, дискуссия, полемика и др.;
- направленность взаимодействия сторон: переговоры в рамках сотрудничества и переговоры в рамках конфликта;
- характер взаимодействия сторон: прямые и непрямые (через посредников);
- результат: плодотворные и бесплодные.
Основные функции переговоров – разрешать конфликты и находить пути сотрудничества.
Переговорный процесс как является важнейшим механизмом решения проблем посредством выявления и согласования интересов.
Следует различать позиции и интересы участников переговоров. Позиция – это сформулированное видение путей разрешения проблемной ситуации или предмета переговоров. Интерес – это осознанная потребность стороны переговоров. Интересы всегда шире позиции.
Эффективные переговоры – это переговоры, участники которых следуют определенным правилам («Гарвардский метод переговоров»):
- не тратить время на позиционный торг;
- уважать собеседника и отделять людей от проблемы;
- сосредоточить внимание на интересах, а не на позициях;
- изобретать взаимовыгодные варианты;
- настаивать на использовании объективных критериев;
- не поддаваться давлению;
- вовремя распознавать намерения и уловки оппонентов.
Интересы работников и работодателей на переговорах не всегда находятся в непримиримом противоречии. Например, и те, и другие заинтересованы в устойчивом положении и развитии своей организации. Поэтому отправная точка во взаимодействии на коллективных переговоров – поиск того, в чем одинаково заинтересованы обе стороны.
Согласно статьей 27 Трудового кодекса РФ, коллективные переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений являются одной из форм социального партнерства.
В Трудовом кодексе (раздел II «Социальное партнерство в сфере труда») подробно регламентированы особенности представительства стороны работников и стороны работодателей на коллективных переговорах на различных уровнях социального партнерства.
Особенно важен в этой связи вопрос представительства стороны работников. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
При проведении коллективных переговоров на уровне организации возможны иные, непрофсоюзные представители работников, но только в том случае, если первичной профсоюзной организации там нет или она объединяет менее половины работников и не получила соответствующие полномочия на собрании (конференции) работников.
В соответствии с постановлением Исполкома ФНПР № 4-3 от 28 августа 2002 года «Об организации и проведении единой переговорной кампании» 2 октября 2002 года на заседании Генерального совета ФНПР была принята технология Единой переговорной кампании, смысл которой заключается в реализации трех составляющих: единых сроков, единых требований, единых действий профсоюзов. В силу объективных социально-экономических причин, внедрение Единой переговорной кампании носит характер длительного процесса. В настоящее время принципы ЕПК нашли применение в практике социального партнерства в ряде отраслей и регионов.
Основными этапы переговорного процесса являются: подготовка к переговорам, проведение переговоров, заключительный этап переговоров.
Тщательная подготовка к переговорам — основополагающий фактор их успеха. Эксперты считают, что 80% времени, отведенного на все этапы переговорного процесса, должно быть потрачено на первый подготовительный этап. В этот этап входят: планирование переговорного процесса, постановка целей, выявление области взаимных интересов и пределов возможности сторон, информационная подготовка, выбор стратегии и тактики переговоров, формирование делегаций представителей сторон и обучение команды «переговорщиков». При отборе членов делегации необходимо обращать внимание не только на компетенцию возможного участника в предмете коллективных переговоров, но и на его коммуникативные навыки, уровень конфликтности и другие личные качества.
Психология делового общения на переговорах включает в себя следующие элементы: умение убеждать, активное слушание, техника постановки вопросов, аргументация, элементы невербальной коммуникации.
Основные стили ведения переговоров: жесткий и мягкий.
Основные стратегии переговоров: «выигрыш-выигрыш», «выигрыш-проигрыш», «проигрыш-выигрыш», «проигрыш -проигрыш»
Основными тактическими приемами, используемыми участниками переговоров, являются: уход, затяжка, выжидание, выражение согласия, выражение несогласия, медленное приоткрывание своей позиции, пакетирование, выдвижение требований в последнюю минуту, постепенное повышение сложности, разделение проблемы на составляющие.
В соответствии с Трудовым кодексом, представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Уклонение работодателя или лица, его предоставляющего, от участия в коллективных переговорах, является административным правонарушением – так же, как и непредоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для переговоров, и необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения и необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения.
Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.
Переговоры по подготовке проекта соглашения и его заключению проходят в рамках комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая образуется по решению сторон конкретного уровня социального партнерства на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Согласно статье 37 Трудового кодекса РФ, стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
В Трудовом кодексе (статья 39) предусмотрены гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками переговоров.
В то же время, статьей 40 Трудового кодекса предусмотрено, что при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий, а неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с законодательством.
Заключительный этап переговоров предполагает подписание коллективного договора, соглашения и анализ достигнутых результатов. Основными критериями результативности переговоров являются: подписание правовых актов социального партнерства, степень решения в них проблем, стоящих перед каждой из сторон, выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств.
На практике, коллективные переговоры являются непрерывным процессом, поскольку работа комиссий, образуемых сторонами социального партнерства, включает в себя переговоры о внесении в коллективный договор, соглашение дополнений и изменений, о выполнении взятых на себя сторонами обязательств, а также о том, что войдет в повестку дня предстоящих коллективных переговоров.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .....................................................................................................3
Программа учебной дисциплины .......................................................5
Учебно-тематический план дисциплины (распре-
деление часов) …………………………………………………................5
Содержание дисциплины по темам ................................................6
1.3. Методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины…………………………………………………………......25
2. План семинарских занятий…...........................................................33
3. Перечень тем для контрольных работ …………………………...36