Общий перечень рекомендуемой литературы
МОДЕЛИРОВАНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной и очно-заочной формы обучения по экономическим специальностям (080507.65 «Менеджмент организации», 080301.65 «Коммерция (торговое дело)», 080111.65 «Маркетинг»)
Калининград
Издательство БГАРФ
ББК 65.240 -21
Автор: Дерендяева Т.М.,к.п.н., доцент
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры менеджмента 13 января 2011 г., протокол №6.
Рецензент: к.т.н., доцент Тимофеева В.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие организационно-методические указания………………
2.Примерный тематический план занятий по дисциплине……….
3. Общий перечень рекомендуемой литературы……………………
4. Содержание программы учебной дисциплины и методические
указания к самостоятельному изучению…………………………
5. Задания и методические указания по выполнению
контрольных работ…………………………………………………
6. Формы контроля………………………….………………………
7. Примерный перечень лабораторных занятий ………………
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цель и задачи дисциплины, ее место в системе знаний
Необходимость изучения дисциплины «Моделирование и математические методы в экономике» обусловлена тем, что современные экономические реформы, проводимые в России, предъявляют новые требования к менеджменту фирмы. Факторы успеха на рынке становятся условиями выживания организаций, которые в первую очередь обусловлены профессиональной деятельностью сотрудников. Управленческие проблемы, возникающие перед менеджерами, зависят от множества факторов, изменяющихся во времени и влияющих на другие проблемы и процессы в организации. Вследствие этого зачастую исследование экономической ситуации целесообразно проводить на математической модели. Экономико-математические модели успешно используются для получения ценных количественных различных экономических ситуаций и знакомство с ними необходимо будущим менеджерам. Содержание дисциплины посвящено изучению различных математических моделей, способов их построения, методов расчета и применению их для решения экономических и управленческих задач, имеющих ключевое значение для специалистов по управлению организацией, обеспечивающих необходимый уровень теоретической и практической подготовки в области формирования и функционирования системы управления организацией.
Задачами дисциплины «Моделирование и математические методы в экономике» являются:
§ раскрытие сущности моделирования и математических методов, их роли и места в экономике и в процессе управления организацией;
§ изучение теоретических аспектов процесса моделирования;
§ ознакомление с практическими методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления организацией с применением математических методов и экономико-математических моделей;
§ подготовка студентов к практической деятельности по принятию управленческих решений с применением моделирование и математических методов в управлении.
1.2.Требования к уровню знаний, умений и навыков студентов по изучению дисциплины «Моделирование и математические методы в экономике».
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
§ теоретические аспекты и тенденции в эволюции процесса моделирования и применения математических методов в экономике;
§ роль и место математических методов и моделирования в экономике и управлении;
§ классификацию математических моделей, используемых в экономической практике;
§ возможности применения экономико-математических методов и моделей для анализа конкретной управленческой задачи;
Уметь
§ решать конкретные экономические и управленческие задачи с помощью программ Excel и MathCad;
§ строить математические модели и подбирать методы анализа полученных результатов с последующими выводами, адекватными поставленной целе.
В соответствии с учебным планом по специальностям 080507.65 «Менеджмент организации», 080301.65 «Коммерция (торговое дело)», 080111.65 «Маркетинг» студенты заочной формы обучения при изучении дисциплины «Моделирование и математические методы в экономике», должны выполнить одну контрольную работу.
2. Примерный тематический план занятий СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 080507.65 «Менеджмент организации», 080301.65 «Коммерция (торговое дело)», 080111.65 «Маркетинг»
Наименование темы занятий | Лекции | Лабораторные работы | Самостоятельная работа |
Тема 1. Основные понятия о моделях | - | ||
Тема 2. Экономика как объект математического моделирования | - | ||
Тема 3. Классификация экономико-математических моделей. Принципы и этапы их построения | - | ||
Тема 4. Виды и методы реализации экономико-математических моделей. Линейное программирование | |||
Тема 5. Типовые экономические задачи линейного программирования | - | ||
Тема 6. Графическая интерпретация задачи линейного программирования | |||
Тема 7. Симплекс-метод решения задачи линейного программирования | |||
Тема 8. Решение задач линейного программирования с помощью программы Excel | |||
Тема 9. Двойственные задачи линейного программирования | |||
Тема 10. Транспортная задача и методы ее реализации | |||
Тема 11. Задача о назначениях | |||
Тема 12. Балансовые модели | |||
Тема 13. Сетевое моделирование | |||
Тема 14. Имитационное моделирование | |||
Тема 15. Системы массового обслуживания | |||
Тема 16. Методы теории игр в экономических задачах | |||
Тема 17. Решения игр в смешанных стратегиях | |||
Итого |
Общий перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Афанасьев М.Ю., Суворов Б.П. Исследование операций в экономике: модели, задачи, решения: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 444 с.
2. Вентцель Е.С. Исследование операций.- М.: Высшая школа, 2001
3. Замков А.П., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.М. Математические методы в экономике: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Конюховский П. В. Математические методы исследования операций в экономике — СПб.: Издательство «Питер», 2008. — 208 с.
5. Красс А.Я. Высшая математика для экономистов: - 4-е изд., доп. и перераб. - ("Высшее образование") (ГРИФ): ИНФРА-М, 2009.
6. Исследование операций в экономике: Учебное пособие вузов/Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко и др./ под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.:ЮНИТИ, 2008.
7. Никитин М.А. Лекции по курсу «Экономико-математические модели»: КИЭ, 2007.
Дополнительная литература:
8. Ашманов С.В. Введение в математическую экономику. – М.: Наука, 2006.
9. Колемаев В.А. Математическая экономика: М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006.
10. Федосеев В.В., Гармаш А.Н. Экономико- математические методы и прикладные модели: Учебник. - М.:ЮНИТИ, 2009.
10.Шикин Е.В. Математические методы и модели в экономике: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ
Тема 1. Основные понятия о моделях
Целевая установка: Студент должен знать историю развития экономико-математического моделирования. Иметь представление об области эффективного применения экономико-математических моделей.
Перечень основных вопросов:
Понятие модели и процесса моделирования. История развития экономико-математического моделирования. Современные подходы к построению экономико-математических моделей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте сущность понятий «модель», «моделирование», «экономико-математическая модель».
2. Почему необходимо использование экономико-математических моделей в экономике.
3. В чем преимущество экономико-математического моделирования перед натуральным экономическим экспериментом?
4. Что называется операцией?
5. Что является основной задачей исследования операций?
6. От чего зависит результат исследования операций?
Рекомендуемая литература (1,3,7, 10)