Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс

Спрос на экономические ресурсы носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию.

Приступая к любому виду хозяйственной деятельности, фирма должна иметь четкое представление о количестве необходимых ей факторов производства. Это количество, выраженное в денежной форме, и есть объем спроса на ресурсы. Объем спроса на экономические ресурсы определяется фирмой исходя из цели максимизации прибыли. Максимум прибыли достигается тогда, когда предельный доход сравнивается с предельными издержками (правило МК = МС). Надо выяснить вопрос в каких объемах следует закупать дополнительные ресурсы.

Конкретнее, объем спроса на ресурс зависит от трех составляющих:

1) производительности (отдачи) данного ресурса, т.е. того, сколько готовой продукции можно получить, используя одну единицу ресурса;

2) цены товаров, произведенных с его помощью;

Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс - student2.ru 3) цены самого ресурса и соответственно от издержек, которые понесет предприятие на его приобретение.

Для начала ограничимся несколькими исходными графиками, позволяющими выяснить общую динамику спроса на трудовой фактор. В соответствии с законом убывающей отдачи при неизменном объеме других используемых фирмой факторов производства величина предельного продукта труда будет уменьшаться по мере увеличения количества применяемого труда

Чтобы выяснить, как снижение предельного продукта труда отражается на доходах фирмы, необходимо перейти от натуральных показателей к стоимостным.

Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс - student2.ru

Падение предельного денежного продукта труда обусловлено снижением предельного продукта труда. Ведь чем меньше дополнительных единиц продукции удается произвести, подключая все новые и новые трудовые ресурсы, тем меньше будет и выручка от их продажи.

Что касается быстроты снижения доходности трудового фактора, то в условиях совершенной конкуренции она будет меньше, чем при несовершенной. Отсюда и наклон графика во втором варианте выглядит более крутым, чем в первом.

Причины различия в поведении графиков проста. Падение МRР1 связано только с сокращением предельного продукта труда (МР), цены на готовую продукцию фирмы (Р) в условиях свершенной конкуренции не меняются с ростом объема продаж. Падение же МRР2, кроме этого фактора, подстегивается и снижением цен, типичным для несовершенной конкуренции при росте размеров продаж.

Перейдем теперь к рассмотрению предельных издержек на трудовой ресурс.

Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс - student2.ru На рисунке видно, что при совершенной конкуренции предельные издержки фирмы на трудовой ресурс не меняются, поскольку слишком мала ее рыночная доля.

При несовершенной конкуренции предельные издержки приобретают тенденцию к росту по мере увеличения общей численности работающих.

Теперь решим проблему определения оптимального объема спроса фирмы на трудовые ресурсы.

Покупая трудовой фактор, предприятие должно сравнивать предельный денежный продукт труда с предельными издержками на трудовой ресурс. При этом максимальная прибыль теоретически достижима в случае полного равенства этих .

В точке В, где пересекаются прямые предельный денежный продукт труда и предельные издержки на трудовой ресурс, наблюдается полное равенство предельного денежного продукта и предельных издержек, т.е. здесь дополнительные издержки равны дополнительному доходу. В этом случае в силу выполнения правила MRP=MRC максимизируется прибыль.

42. Какие процессы характеризуют конкурентный рынок труда?

Конкурентный рынок труда характеризуют четыре процесса:

предъявление спроса на определенный вид труда достаточно большим количеством конкурирующих между собой фирм;

предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии независимо друг от друга;

отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых ресурсов (монопсония), так и их продавцов (монополия);

объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т.е. принудительно диктовать уровень заработной платы.

Наши рекомендации