Пороговые значения индикаторов экономической безопасности
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Национальная безопасность.
На тему: Основные макроэкономические показатели РФ. Сопоставление пороговых значений с фактическими.
Выполнил:
Студентка очного отделения
3 курса группы ТД-319
Шалабаева Г.С.
Проверил:
д-р экон. наук, профессор
Косьмин А.Д.
Омск 2011
Содержание
Введение......................................................................................................................3
Пороговые значения индикаторов экономической безопасности .........................4
Макроэкономические условия разработки прогноза социально- экономического развития РФ на 2011г. и на плановый период 2012-13гг........................................10
Вывод..........................................................................................................................13
Список литературы....................................................................................................14
Введение
Экономика, как наиболее сложная общественная система, может характеризоваться огромным количеством показателей экономической безопасности. Из всей совокупности экономических показателей Институтом экономики РАН отобрано 15 индикаторов, которые обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и способны предупреждать государство и общество о возможных опасностях, связанных с изменением макроэкономической ситуации. В современной экономике риск ошибок и их цена возрастают. Для снижения или ослабления влияния этих ошибок система соотношений индикаторов экономической безопасности должна стать специальным объектом анализа. Это важно как на макро-, так и на микроуровне, как для развитой рыночной, так и для переходной экономики.
Роль макроэкономических показателей.
На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных сетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.
Пороговые значения индикаторов экономической безопасности
При исследовании угроз экономической безопасности с помощью аналитических показателей необходимо выявлять критические, пороговые значения и использовать их в качестве индикаторов экономической безопасности, то есть предельных величин, несоблюдение которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области не только производства, но и потребления. Пороговые значения – важный инструмент анализа, прогнозирования и социально-экономического планирования. Теория экономической безопасности имеет практическое значение, только если она органично включает в свою структуру комплекс характеристик, описывающих предельные состояния объекта. В развитой рыночной экономике существуют, например, максимально возможные пределы дефицита бюджета, ассигнований на оборону, безработицы, экологические пределы в области охраны окружающей среды, пределы в распределении богатства между богатыми и бедными и т.д. По сравнению с рыночной экономикой развитых стран переходная экономика подвергается существенной трансформации при слабом развитии рыночных инструментов и институтов рыночной экономики. Вот поэтому необходимы в данный момент индикаторы развития, определяющие угрозу экономической безопасности. Поэтому здесь нужны индикаторы-ориентиры развития, определяющие границы негативных процессов, подающие участникам рынка сигналы о возможных сферах неблагополучия, понижении общего уровня национальной безопасности. Пороговым значениям нужно придать статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ.
В качестве основной модели режима экономической безопасности можно рассматривать условия воспроизводства. На основе этого может быть разработана система индикаторов равновесного функционирования экономики, ориентированная на выполнение необходимых условий:
1) устойчивое простое воспроизводство производственных фондов в масштабах национального технологического контура;
2) сбалансированный рост основных средств компаний, сохраняющий условия простого воспроизводства и обеспечивающий рост производства продукции реального сектора. Попытаемся проанализировать наиболее существенные угрозы экономической безопасности
Российской Федерации на период 2001-2005 гг.
1) Утеря производственного потенциала из-за высокой степени износа основных фондов. В настоящее время износ оборудования в большинстве отраслей составляет порядка 70 %. Выбытие фондов в 1.5 раза превышает их ввод.
2) Низкая инвестиционная активность. В 2000 г. впервые был отмечен существенный прирост инвестиций – 17.7 %. Однако в I квартале 2001 г. эти темпы заметно снизились (примерно вдвое), и сейчас положение в этой сфере существенно не улучшилось.
3) Низкая конкурентоспособность отечественной продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля в 1998 г. начал существенно сокращаться импорт, и отечественные товары вновь нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-50 до 35 % к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестает быть конкурентоспособной. Сейчас доля импорта в ресурсах розничного товарооборота превысила 40 % и продолжает расти.
4) Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части россиян. Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума несколько снизилась, однако все еще составляет более 15 %. В IV квартале 2004 г. разрыв между доходами 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения был в 13.7 раза.
5) Утечка капитала. По экспертным оценкам, не лицензируемый вывоз капитала составил в 2000 г. – примерно 25 млрд долл. При определении количественных параметров пороговых значений индикаторов экономической безопасности важно правильно определить цель в форме группы экономических показателей, которые будут выступать исходными для расчета. Главным национальным приоритетом страны в области экономики является повышение благосостояния народа. Это и должно стать отправной точкой при расчетах порогового значения величины ВВП и ряда других, связанных с ним, показателей.
О социальном положении населения можно судить по трем индикаторам: доле населения с доходами ниже прожиточного минимума; соотношению доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения; соотношению среднедушевого дохода и прожиточного минимума. Мировой опыт свидетельствует, что опасность социальных конфликтов минимальна, если доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составляет 7-10 %, а разрыв между доходами богатых и бедных не превышает 10 раз (в современной России его пороговое значение принято равным 8. В дореформенные десятилетия уровень последнего индикатора в России не превышал 4-5 раз, см. табл.) В настоящее время эти условия нарушены. Замедление экономического роста, неравномерность доходов по отраслевым и территориальным вертикалям и демографической горизонтали являются индикаторами нарушения сбалансированного функционирования экономики. Проанализировав данные таблицы, можно определить влияние каждого показателя на главный национальный приоритет – уровень благосостояния народа, сравнив с их пороговыми значениями. Этот индикатор будет являться исходным при расчетах порогового значения ВВП (с учетом инфляции) в планируемом периоде. Расчеты показывают, что объем ВВП в 2005 г. должен быть в 2 раза больше, чем предусмотрено. Это позволило бы поднять среднедушевой доход выше прожиточного минимума в 3.5 раза. Существуют и другие показатели, определяющие социальное положение населения, приведенные в таблице.
Другим важнейшим индикатором безопасности экономики является уровень ее монетизации (отношение денежной массы к ВВП). В этом случае необходимо соотношение определять по рублевой массе, т.к. обращение иностранной валюты в стране превышающее пороговые значения может представлять для нее угрозу. Из-за высокой доли иностранной валюты в балансах банков, ведущих корпораций, в сбережениях населения резкие колебания курса рубля способны вновь "взорвать" систему цен и доходов, функционирование финансовой и банковской систем. (Причем очень опасны как девальвация рубля, так и ревальвация.) Поэтому очень важны меры по регулированию внешнеэкономической деятельности с позиции их возможного влияния на курс рубля (справочно: уровень иностранной валюты в стране снизился за период с 1991 по 2005 год с 60 % до 15 %).
Сбалансированная устойчивая экономика возможна только при условии однородности комплекса всех ее функциональных элементов по отношению к нормам их материального и финансового обеспечения
Индикаторами состояния такой системы, кроме перечисленных выше, могут также быть:
− рентабельность отраслей;
− агрегированные нормы прибыли в торговле и финансовой сфере;
− показатели сверхзатратности экономической деятельности регионов;
−относительные уровни личных доходов групп населения, стратифицированных по объемам располагаемых доходов и др.
Таблица 1
Рассчитано по: Россия в цифрах, 2000; Социально-экономическое положение..., 2001.
а) Пороговые значения рассчитаны в ценах 1998 г.
б) В числителе пороговое значение в ценах 1998 г., в знаменателе – в ценах 2001 г. с учетом погодовых индексов-дефляторов. 1998-2001 гг. – в текущих ценах соответствующего года.
в) В весе до обработки.
г ) В сравнении с величиной прожиточного минимума, используемого до 2000 г.1999-2001 гг. – в сравнении с прожиточным минимумом, установленным в 2000 г.
д ) Июнь 2000 г.
Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития РФ на 2011г. и на плановый период 2012 и 2013гг.
Цена на нефть марки «Юралс» на мировом рынке в среднем за январь-сентябрь 2010 г. составила 75,9 $ США за баррель по сравнению с 56,7 $ США за баррель за тот же период 2009 г. и 61,1 $ США баррель в среднем за 2009 г.
Среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) за январь-июль 2010 г. составила 263,4 $ США за 1 тыс. куб. м по сравнению с 274,7 $ США за 1 тыс. куб. м в январе-июле 2009 г. и 249,3 $ США за 1 тыс. куб. м в среднем за 2009 г.
Рост мировых цен на ряд основных товаров российского экспорта способствовал увеличению объемов экспорта товаров, который по стоимости в январе-июле 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. увеличился на 46,1% (в январе-июле 2009 г. – снижение на 46,6%).
Объем импорта товаров в январе-июле 2010 г. увеличился на 27,3% (в январе-июле 2009г. снизился на 40,2%). Сальдо торгового баланса за январь-июль 2010 г. по сравнению с январем-июлем 2009 г. увеличилось в 1,8 раза и составило 96,6 млрд. $ США.
Международные резервы РФ увеличились за январь-сентябрь 2010 г. на 11,5%, без учета совокупного объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – на 24,9%.
Номинальный объем ВВП за 2010 г. оценивается в размере 45175 млрд. рублей, что на 218 млрд. рублей, или на 0,5%, выше предусмотренного указанным Федеральным законом (44957,0 млрд. рублей). Темп роста ВВП сохранен на уровне 104%. Оценка индекса-дефлятора ВВП составляет 111,1% (110,7%).
Ожидаемая среднегодовая мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2010 г. составляет 75 $ США за баррель и соответствует уровню, установленному при формировании федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг., а среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) – 265 $ США за тыс. куб. м, что на 5% ниже значения, установленного названным Федеральным законом (279 $ США за тыс. куб. м).
1.2. Прогнозируемый объем ВВП составит:
2011г. – 50389 млрд. р. при темпе роста 104,2% и индексе-дефляторе 107,1%;
2012 г.– 55950 млрд. р. при темпе роста 103,9% и индексе-дефляторе 106,9%;
2013 г. – 61920 млрд. р. при темпе роста 104,5% и индексе-дефляторе 105,9%.
При этом ИПЦ (декабрь к декабрю предыдущего года) планируется снизить с 106–107% в 2011 г. до 104,5–105,5% в 2013 г.
Законопроектом на 2011г. предусмотрен уровень инфляции, не превышающий 6,5% (что на 0,5 процентного пункта ниже верхней границы прогноза), на 2012–2013 гг. – на уровне верхней границы прогноза (6% и 5,5% соответственно).
Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу при формировании законопроекта, рассчитан исходя из следующих внешних условий:
среднегодовых мировых цен на нефть марки «Юралс» в 2011–2013 гг. на уровне 75–79 $ США за баррель при постепенном снижении объемов поставок нефти на экспорт с 249 млн.тонн в 2011 г. до 245 млн.тонн в 2013 г. (по оценке, 247,6 млн. тонн в 2010 г.);
среднеконтрактных цен на природный газ (включая страны СНГ) в 2011–2013 гг. на уровне 270–284 $ США за тыс. куб. м, при этом объем экспорта природного газа будет увеличиваться – с 210,1 млрд. куб. м в 2011 г. до 240,6 млрд. куб. м в 2013 г. (по оценке, 185,2 млрд. куб. м в 2010 году);
восстановления темпов роста мировой экономики на уровне 103,8–104,2% в год. При этом прогнозируется, что рост российской экономики превысит темпы роста мировой экономики: в 2011 г. – на 0,4 процентного пункта и в 2013 г. – на 0,3 процент. пункта, а в 2012 г. будет ниже на 0,1 процент. пункта.
Согласно прогнозу внутренние условия характеризуются:
постепенным снижением уровня инфляции (декабрь к декабрю предыд. года) с 6–7% в 2011 г. до 4,5 – 5,5% в 2013 г. (по оценке, 7–8% в 2010 г.);
незначительным ослаблением среднегодового номинального курса рубля к доллару США с 30,5 руб. за 1 $ США в 2011 г. до 30,7 руб. за 1 $ США в 2012 г. и до 31 руб. за 1 $ США в 2013 г. (по оценке, 30,4 руб. за 1 $ США в 2010 г.);
снижением индекса реального эффективного обменного курса рубля (к предыд. году) с 105,7% в 2011 г.до 97,9% в 2013 г. (по оценке, 110,7% в 2010 г.);
сокращением численности экономически активного населения с 73,2 млн. чел. В 2011 г. до 72,9 млн. чел. В 2013 г. (по оценке, 73,2 млн. чел. В 2010 г.).
Внешние и внутренние макроэкономические условия формирования прогноза социально-экономического развития на период до 2013 г. представлены на следующем графике.
Сравнительный анализ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов с материалами прогнозов за предыдущие годы показывает, что в представленном прогнозе отражены риски достижения макроэкономических показателей, увеличено количество аналитических таблиц, характеризующих использование ВВП, структуру и прирост валовой добавленной стоимости по основным секторам экономики, более детально проработан раздел, касающийся основных приоритетов социально-экономического развития страны в 2011 - 2013 годах.
2.3. Реализация прогноза будет зависеть как от внешних факторов, связанных с динамикой изменения цен, физических объемов по основным товарам российского экспорта и скорости восстановления мировой экономики, так и от внутренних, обусловленных формированием условий для ускорения роста потребительского и инвестиционного спроса.
Основные риски в достижении прогнозируемых параметров объема, темпов роста и индекса-дефлятора ВВП связаны с сохранением высокой зависимости российской экономики от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы, обеспечением прогнозируемого роста инвестиций в основной капитал и усилением влияния возрастающего объема импорта на конкурентоспособность российских товаров.
Анализ показывает, что прогноз цены на нефть марки «Юралс» на уровне 75 -79 долларов за баррель на 2011 - 2013 годы может быть реализован.
В то же время, по оценкам ряда экспертных организаций, цена на нефть марки
«Юралс» может быть существенно выше 80 долларов США за баррель (до 100 — 104 долларов США за баррель), что окажет существенное влияние на повышение устойчивости платежного баланса, будет способствовать увеличению доходов бюджета, но усилит риски укрепления рубля.
Существуют также риски падения цены на нефть марки «Юралс» до 70 долларов США за баррель и даже ниже, что ухудшит состояние платежного баланса, будет способствовать более существенному ослаблению курса рубля к доллару США и усилению инфляционных тенденций, а также может повлиять на снижение доходов федерального бюджета.
Возможность развития ситуации в данном направлении связана с наблюдаемой в 2010 году нестабильностью мировой экономики, что может привести к замедлению темпов ее роста в перспективном периоде и, соответственно, к снижению спроса и уровня потребления нефти на мировом рынке.
Анализ, проведенный Счетной палатой по данным 20 международных агентств, инвестиционных банков, а также фондов и организаций, осуществляющих мониторинг и прогноз мировых цен на нефть1, показывает, что в среднесрочной перспективе с большей вероятностью прогнозируется рост мировых цен на нефть. По прогнозным оценкам, относительно стабильный уровень цены на нефть марки «Юралс» на 2010 - 2012 годы находится в диапазоне от 76 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2011 году и 81,2 доллара США за баррель в 2012 году.
Международный валютный фонд (IMF) прогнозирует цену на нефть марки «Юралс» в 2010 году на уровне около 75,5 доллара США за баррель, в 2011 году - 78 долларов США за баррель, в 2012 - 2013 годах - в пределах 81,3 - 83,9 доллара США за баррель, а Дойче Банк (Deutsche Bank): в 2010 году - 75 долларов США за баррель, в 2011 году - 79 долларов США за баррель и в 2012 году - 84 доллара США за баррель.
В то же время, по прогнозам Goldman Sachs и Barclays, в среднесрочной перспективе возможен более высокий уровень мировых цен на нефть - 97,5 доллара США за баррель в 2011 году и до 104 долларов США за баррель в 2012 году.
Вместе с тем существуют прогнозы, представленные в материалах Nomisma energia, отражающие вероятность снижения цен на нефть в 2011 и 2012 годах до 67 - 65 долларов США за баррель. По прогнозу Мирового банка (World Bank) цены на нефть в период 2010 - 2012 годов могут снизиться с 75 долларов США за баррель до 71,5 доллара США за баррель.
В представленных по прогнозу материалах Минэкономразвития России учитывается возможность отклонения мировых цен на нефть марки «Юралс» от принятых в базовом сценарии. Поэтому разработаны два дополнительных сценария возможного развития событий в экономике страны. Так, по варианту 2с мировые цены на нефть увеличиваются с 81 доллара США за баррель в 2011 году до 90 долларов США за баррель в 2013 году, а в варианте 1а учтена вероятность снижения мировых цен на нефть до уровня 60 долларов США за баррель в 2013 году, что приведет к существенному замедлению темпов роста российской экономики (до 102,2 %) при значительном ослаблении курса рубля к доллару США.
По расчетам Счетной палаты, снижение цены на нефть марки «Юралс» на 1 доллар США может привести к снижению доходов федерального бюджета на 53 - 55 млрд. рублей.
Целесообразно предложить Правительству Российской Федерации поручить Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минфину России с участием крупнейших компаний разработать комплекс согласованных мер, направленных на элиминирование негативных для экономики вообще и бюджетной системы Российской Федерации в частности последствий как от падения, так и от повышения мировых цен на нефть марки «Юралс» и другие товары традиционного российского экспорта.
По мнению Счетной палаты, особого внимания Правительства Российской Федерации требует необходимость формулирования и реализации системы мер, позволяющих не только надежно прогнозировать, но и таргетировать цены на важнейшие экспортируемые товары, прежде всего, на нефть марки «Юралс» и газ.
Вывод
Анализ фактических и прогнозных количественных параметров многих индикаторов на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации показывает, что они значительно хуже установленных пороговых значений экономической безопасности. Но именно отклонения фактических и прогнозных параметров от пороговых значений показывают остроту угроз экономической безопасности и очередность их устранения.
Российская Федерация, обеспечивая около 15 % мировой торговли нефтью, поставляя на рынки Европы более 50 % своего экспорта нефти, должна более весомо участвовать в сложном и противоречивом процессе ценообразования на указанный стратегически важный вид сырья, обязана иметь глубоко продуманную скоординированную государственную стратегию поведения на глобальном нефтяном рынке и эффективные формы влияния в данной ключевой сфере.
Зависимость бюджетной системы Российской Федерации от внешних факторов и прежде всего от конъюнктуры мировых цен на нефть и других товаров традиционного российского экспорта находится на недопустимо высоком уровне.
Список литературы
1) Россия в цифрах. М., Экономика, с.294, 184, 368-369, 2000.
2) Социально-экономическое положение России. Январь 2001 года. М., Статистика, с.94, 2001.
3) Безуглова М.А. Анализ экономических показателей.
4)
5) http://www.icss.ac.ru/macro/
6) http://studentbank.ru/view.php?id=62439&p=3
7) http://protown.ru/information/hide/6364.html