Нализ рынка как этап маркетинговой стратегии, продвижения товаров и услуг, конкурентной борьбы.
Рыночная экономика базируется на свободе предложений и спроса. Но это теоретически. На практике вступают в силу такие факторы, как постоянная динамика спроса и предложений, ужесточающаяся конкуренция, стремительное развитие технологий и техники, непрогнозируемые инфляции, изменчивость законодательной базы и многое другое. Все эти условности создают неопределенность экономики и невозможность получить ожидаемый результат. Но бизнес должен развиваться, и одним из основных компонентов этого процесса является анализ рынка, поскольку он определяет стратегию предприятия.
По сути, это сбор информации об определенном отраслевом рынке и его потребителях, которая далее всесторонне исследуется. Анализ рынка сбыта включает в себя несколько этапов. Это изучение: товаров или услуг, предложения и спроса, поведения потенциальных и реальных потребителей, конъюнктуры рынка, динамики цен для оптимального продвижения своих предложений на рынке.
Анализ отраслевых рынков подразумевает своим объектом совокупность предприятий, имеющих интересы в одном секторе экономики. Так называемая хозяйственная отрасль. Она охватывает производства, распределение и потребление конкретных услуг или товаров.
И цель данного исследования – это определение отраслевых рисков. Анализ рынка сбыта должен просчитать возможность и параметры отклонения результатов деятельности определенного субъекта, связанных с нестабильной ситуацией конкретного отраслевого рынка.
Таблица основных критериев рынка приведена ниже (см. рис. 2.1).
Рисунок 2.1. Таблица основных критериев рынка
Маркетинговый анализ рынка – это оценка, определение, моделирование и прогнозирование всех аспектов процессов, происходящих на рынке и функционирования конкретного субъекта отрасли с применением различных методов исследований. Провести его возможно лишь с учетом ряда факторов, которые устанавливаются с помощью разнообразных классификаций, которые способствуют четкому структурированию и классификации работы. Первая из них – это структура маркетингового анализа.
Как сделать анализ рынка комплексно – этот вопрос необходим для четкого представления, что будет происходить с товарами или услугами конкретного субъекта отрасли. Ответ будет состоять из следующих позиций: 1) какова конъюктура рынка; 2) прогноз динамики развития и роста; 3) какова ёмкость рынка; 4) исследование конкурентов; 5) каков объем предполагаемых продаж товара или услуг.
ынки ИКТ.
Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую отрасль деловой активности общества. Однако в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике. Так, например, объем информационной отрасли промышленности в мировой экономике в 1993 году составил 2850 млрд долларов США, в два с половиной раза превышая объемы производства в автомобильной промышленности и более чем в 3 раза – объемы производства в машиностроительной и оборонной промышленности.
Можно выделить следующие основные функции информационного бизнеса: маркетинг и маркетинговые исследования на информационном рынке, организация производства средств информатизации, материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации, лизинговые операции, страховые операции и т.д.
Важное влияние на определение перспектив развития ИКТ оказали технологические достижения в области ИТ, приведшие к значительному уменьшению электронных компонент ИКТ. Взрывной характер носит развитие исследований в сфере нанотехнологий, которые имеют широкий спектр практических приложений, в том числе в сфере ИКТ. Мировой рынок наноэлектроники в 2015 году составит более 300 млрд. долларов, столько же составит рынок наноматериалов.
волюция рынка ИТ.
В истории развития ИТ можно четко выделить три основных этапа.
Первый этап, начавшийся с середины 50-х годов, связан с возникновением первых ЭВМ. Они использовались в полном соответствии со своим названием - исключительно как высокопроизводительные инструменты сложных вычислений, для решения вычислительных задач с помощью всевозможных математических методов. Понятия стандартного программного обеспечения еще не было, и все программы, реализующие методы вычислений, создавались первыми программистами в машинных кодах. Эти программы использовались в проектно-конструкторской деятельности, в моделировании сложных стохастических процессов, во многих областях, требующих применения математических методов. Коротко, можно сказать, что ЭВМ обрабатывали числа.
Второй этап развития ИТ, охвативший значительный период времени - около 30 лет с середины 60-х и до начала 90-х, можно охарактеризовать как период возникновения и развития АСУ (автоматизированная система управления).
И только с середины 90-х начался и продолжается до сих пор третий этап развития индустрии ИТ, который можно назвать революционным. ИТ стали вторгаться в основную деятельность организаций - они пришли на рабочие места руководителей и сотрудников. Их роль изменилась радикально: из обслуживающей она превратилась в стратегическую.
Примерами новых видов бизнеса могут служить электронная коммерция и возникновение виртуальных компаний, постепенное исчезновение фильтров в виде каналов продвижения продуктов и услуг между производителями и потребителями. Так, например, один из лидеров мирового ИТ - рынка компания IBM прекратила производство средств вычислительной техники, передав его компаниям - партнерам в Юго-Восточной Азии и оставив за собой только проектирование и создание новой техники, т.е. интеллект. Плюс, в результате приобретения консалтингового подразделения компании Price Waterhouse, была создана компания IBM Global Solutions, ставшая крупнейшим системным интегратором, предоставляющим комплексные интеллектуальные услуги в области управленческого консалтинга и системной интеграции, наряду с двумя другими лидерами этого рынка компаниями EDS (Electronic Data Systems) и Accenture. Аналогичные тенденции просматриваются и в России.
етоды анализа рынков.
Изучение рынка (маркетинговые исследования) стали использоваться в качестве основы принятия решения предприятиями с середины 80-х годов.
Существует несколько методов анализа, среди которых портфельный, экспертных оценок и PEST – анализ.
Портфельный анализ - это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты.
Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер: 1) позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия; 2) экспертные методы основываются на использовании неполной и косвенной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции.
PEST - Анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.