Исчезновение расстояний… на какое-то время
Но достаточно о способах перемещения в пространстве. Теперь поговорим о том, куда мы будем ездить. Первый ответ – никуда. Если перелеты из одной страны в другую станут слишком дороги, слишком затратны по времени и связаны со слишком большим количеством стрессов, многие просто предпочтут никуда не летать. Это значит, что и бизнес, и путешествия станут значительно менее глобальными. Большинство будет проводить отпуск дома, развлекаясь в виртуальных мирах Интернета или превращая свои дома и сады в миниатюрные курорты. Тем не менее многим обязательно захочется уехать куда-нибудь подальше от дома.
Очень скоро чрезвычайная скученность отдыхающих и непредсказуемость погоды заставит большинство разочароваться в средиземноморских пляжах, и массы отдыхающих будут более равномерно распределены по территории Северной и Восточной Европы. Помимо Европы, популярным районами отдыха станут страны Персидского залива (в особенности Оман), а также Южная Америка и Африка. Кроме них, возрастет и популярность Австралии и Новой Зеландии благодаря культурной близости к Европе и Америке и высокому уровню безопасности.
Тем не менее главнейшая тенденция будет связана не с тем, куда ездить, а с тем, кто будет ездить. Традиционно основную часть туристов составляли более или менее зажиточные обитатели Европы и США. Их менее обеспеченные соотечественники обычно ограничивались двумя пляжными неделями в году где-нибудь неподалеку от дома. Однако, по данным Всемирной туристической организации, к 2020 г. в мире будет совершаться 1,5 миллиарда индивидуальных перелетов.
Конечно, еще один террористический акт масштабов 11 сентября может мгновенно развернуть упомянутую тенденцию в противоположную сторону. Как бы то ни было, представители растущего среднего класса в Китае, Индии, России и Бразилии все чаще отправляются за рубеж, и именно они самым радикальным образом изменят облик мирового туризма. По крайней мере, до того момента, как цены на нефть взлетят до такой отметки, при которой дальние путешествия вновь станут недоступны этой части населения Земли.
Вот еще несколько цифр, над которыми стоило бы задуматься. Японии потребовалось тридцать лет, чтобы количество туристических поездок за рубеж ее граждан составило 17 миллионов. Китай достиг аналогичного результата всего за каких-нибудь пять лет. По свидетельству Туристической ассоциации Азиатско-Тихоокеанского региона, только за один 2003 г. на территории Китая было организовано 800 миллионов индивидуальных туристических поездок. Названное количество примерно равняется числу туристических поездок, совершенных на всей остальной планете в том же году. Так что представьте себе, что произойдет, если хотя бы треть упомянутого количества китайцев решит в один год посетить Европу!
Как я уже говорил выше, современная численность туристов рано или поздно приведет к тому, что большинство стран введет годичные квоты на посещения, и туристам придется заранее, за месяцы, а порой и годы, заказывать поездки. Огромное число людей, посещающих популярные достопримечательности, наносит серьезный вред окружающей среде, что заставит правительства и муниципалитеты ограничить число подобных посещений, а в некоторых случаях и вообще запретить доступ к отдельным достопримечательностям.
Индия относится к числу тех стран, быстро растущий средний класс которой не против потратиться на то, чтобы посмотреть мир. В 2003 г. в зарубежные туристические поездки выезжало 4,5 миллиона индийцев. Возможно, это не такая уж большая цифра, но в результате страна из-за дисбаланса во внешнем и внутреннем туризме потеряла миллионы в иностранной валюте.
Экстремальные направления туризма будут включать путешествия в Арктику и Антарктиду, подводный туризм и, конечно, космические путешествия. Космос всегда обладал особым очарованием для жителей Земли, а в последние годы воображение многих захватила идея космического туризма. Реальна ли подобная перспектива? Ответ: это уже не перспектива, а действительность, хотя, конечно, возможные масштабы космического туризма в будущем – вопрос на сегодняшний день туманный и спорный. Лично я полагаю, что подобная разновидность туризма привлечет относительно небольшую группу людей – богатых стариков. Кстати, если вы все еще считаете, что космический туризм – фантастика, примите к сведению следующее. Федеральный авиационный комитет США опубликовал список предлагаемых правил для операторов космического туризма. Правила очень подробные, начиная от требований к квалификации команды космического корабля и кончая медицинскими показаниями и противопоказаниями для пассажира.
Если космическое путешествие – это фантастическое предприятие, которое можно совершить раз в жизни, получив ни с чем не сравнимые впечатления, многие другие направления туристической деятельности будут гораздо более земными во всех значениях слова. К примеру, если в нашем мире все совершается в невероятной спешке и часто в последнюю минуту, почему бы не выключиться на некоторое время из суеты с помощью ретро-туризма, в котором при перемещении из точки А в точку В будут использоваться самые медленные средства передвижения? А как насчет того, чтобы во время поездки куда-либо воспользоваться старыми давно вышедшими из употребления картами, что может стать причиной путаницы и недоразумений по пути?
Определенному типу путешественников всегда нравилось на какое-то время сбиться с дороги, в этом они находили особую пикантность, а иногда и возможность показать, на что они способны. В будущем подобное станет делом весьма затруднительным. Тем не менее настоящие охотники за приключениями будут искать способы потеряться даже в абсолютно прозрачном мире будущего. По мере того, как островок нашей частной неприкосновенной жизни будет все больше сужаться и будет все менее защищен от бурного и сурового мира, мы во все большей мере будем нуждаться в собственном времени и пространстве.
Дополнение
Кому сейчас придет в голову создавать авиакомпанию? В хорошие времена вашей главной головной болью были бы постоянно меняющиеся цены на топливо. В плохие времена вам пришлось бы как-то справляться с проблемой нежелания людей выезжать из дома из-за слишком высокой стоимости путешествий. А между названными периодами вас мучило бы беспокойство по поводу возможных терактов. Кстати, не стоит забывать и об угрозах различных пандемий (активно распространяемых в том числе и через авиалинии).
В последние два года цены на нефть колебались между 40 и 150 долларами за баррель. Мы пережили панику по поводу свиного гриппа, случаи карантина на круизных судах и нападения террористов на отели класса люкс. И неудивительно, что теперь многие, как я и предсказывал, предпочитают проводить отпуск дома. Конечно, все со временем придет в норму, однако я подозреваю, что подобная неустойчивая ситуация продлится еще довольно долго.
Несмотря на названные факты, поляризация между элитным туризмом и туризмом эконом-класса продолжится. В последнее время возникли курорты «эколюкс»-класса, где «эко» подразумевает экологическую чистоту, хотя, по моему мнению и опыту, его «эко»-составляющая очень плохо продумана. К примеру, недавно я отдыхал на таком эко-курорте на Тихом океане. Я решил забыть о всех своих грехах перед окружающей средой и по-настоящему отдохнуть. Это было потрясающе и, в общем, довольно экологично. Правда, отдыхал я в стране с военной диктатурой. Если вас сильно раздражает данный факт, попробуйте не подавиться им, поедая свой экологически чистый салат.
Что еще нового нам предстоит увидеть? Тренд возвращения к основам и опрощения породил такие причуды, как гламурный кемпинг («глампинг»), пеший туризм класса люкс (флэшпэкинг) и «дикое плавание» (купание в не предназначенных для того местах).
Мы также стали свидетелями появления нового «А-380» (с двуспальными кроватями для супербизнесменов и диктаторов), закрытого тропического острова в середине Германии (тематический парк тропических островов в Крауснике) и космический туризм (почти) благодаря Virgin Galactic.
Дубай на какое-то время погрузился в целую пучину проблем (что некоторые и предсказывали), зато процветает эскапистский туризм как способ сбежать от стрессов современной жизни (и в этом нет ничего неожиданного). При всем том следует упомянуть и новую неприятную тенденцию – многие люди не едут в отпуск на более или менее длительный период, так как боятся за свою работу.
Что до ближайших перспектив, то почти наверняка цена нефти очень скоро снова взлетит вверх. Подобное развитие событий ударит в первую очередь по дешевому международному туризму, а вот таким местам, как Дубай, вернет прежний престиж. Кроме того, будет продолжаться процветание культурного туризма, а также местного туризма, «медленного» туризма, кулинарного туризма, закрытых курортов, гостиничных брендов и «магических» туров.
11 февраля 2038 г.
Дорогой Сардж!
Я не представляю, где нахожусь. В последнее время я страшно устал, и потому неудивительно, что задремал, сидя в лондонском поезде, и пропустил свою остановку. Кажется, это был один из тех международных поездов Maglev. Я, честное слово, не знаю, где нахожусь. В общем, что-то знакомое, но что, узнать не могу. Меня со всех сторон окружает знакомое смешение рас, национальностей, языков и магазинов, но здесь намного теплее, чем в Танбридж-Уэллс для нынешнего времени года (на внешнем термометре рядом с моим сиденьем 42°). Тебя, вероятно, удивляет, что я не спросил у соседа по купе, где мы находимся. Я бы с удовольствием, но после Амстердамского инцидента все купе опечатаны, и я в своем пребываю в полном одиночестве. Я также имел неосторожность сесть в поезд со строгими правилами соблюдения тишины, и мне пришлось сдать свой фингерфон и сназтоп.
По моим примерным прикидкам, мы едем уже часа четыре, и за это время я мог оказаться где угодно, от Италии до границ Венгрии. Но я не исключаю, что мог сесть и на скорый поезд. В таком случае я могу находиться где-то в Грузии или в Казахстане. О, черт!
Как жаль, что тебя здесь нет!
С наилучшими пожеланиями,
Сини