Информация по параграфу 2.1
В первом параграфе организационно-экономического раздела следует:
1. кратко описать объект исследования (название, основные направления деятельности предприятия, ценовая и ассортиментная политика предприятия, история возникновения)
2. дать его экономическую характеристику и провести экономический анализ его деятельности (таблица 1.)
3. представить организационную структуру предприятия и описать основные обязанности структурных подразделений исследуемого предприятия.
4. Провести анализ конкурентов и SWOT-анализ:
А) описать основных конкурентов исследуемого предприятия и их конкурентные преимущества
Б) описать основных потребителей продукции предприятия, основных поставщиков продукции.
В) провести SWOT-анализ, указав сильные и слабые стороны деятельности исследуемого предприятия, его возможности и угрозы, например.
SWOT-анализ ресторана «Планета Суши»
Сильные стороны:
1. месторасположение
2. качество приготовляемых блюд
3. относительно невысокие цены (средний чек 18$)
4. является частью ресторанного комплекса
5. наличие парковки
6. уютная обстановка
7. «Росинтер» - крупнейший российский ресторанный холдинг
8. сервис
9. наличие офисов крупнейших фирм на верхних этажах здания
10. раскрученный бренд
Слабые стороны:
1. близость конкурентов
2. непривлекательный внешний вид здания
3. насыщение рынка японских ресторанов
4. специфическая кухня
Возможности:
1. расширение клиентской базы
2. расширение ассортимента предлагаемых блюд
3. расширение сети на рынке Республики Татарстан за счет раскрученного бренда
4. новые акции – новые посетители
Угрозы:
1. усилений позиций конкурентов
2. изменение предпочтений потребителей
3. сбои в работе с поставщиками (продукты, обслуживающие хозяйства)
4. реорганизация холдинга
Таблица 1 - Система показателей оценки хозяйственного положения организации
Наименование показателя | Формула расчета | Отчетная форма | Номера строк(с), граф(г.) | |
1.1 Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении организации | Итог баланса-нетто | Итог баланса | ||
1.2 Доля основных средств в активах | Стоимость основных средств Итог баланса нетто | с.120 с. Итог баланса | ||
1.3 Доля активной части основных средств | Стоимость активной части основных средств Стоимость основных средств | |||
1.4 Коэффициент износа основных средств | Износ основных средств Первоначальная стоимость основных средств | с.392(г.4) с. 371(г.6) | ||
1.5 Коэффициент износа активной части основных средств | Износ активной части основных средств Первоначальная стоимость активной части основных средств | с.394(г.4) с.363(г.6)+с.364(г.6) | ||
1.6 Коэффициент обновления | Первоначальная стоимость поступивших за период основных средств Первоначальная стоимость основных средств на конец периода | с.371(г.4) с.371(г.6) | ||
1.7 Коэффициент выбытия | Первоначальная стоимость выбывших за период основных средств Первоначальная стоимость основных средств на начало периода | с.371(г.5) с.371(г.3) | ||
2. Оценка ликвидности | ||||
2.1 Величина собственных оборотных средств | Собственный капитал + долгосрочные обязательства – внеоборотные активы | с.490-с. 244+с.590-с.190-с.230-с.390 | ||
2.2 Маневренность собственных оборотных средств | Денежные средства Функционирующий капитал | с.260 с.290-с.252-с.244-с.230-с.690 | ||
2.3 Коэффициент текущей ликвидности | Оборотные активы Краткосрочные пассивы | с.290-с.252-с.244-с.230 с. 690 | ||
2.4 Коэффициент быстрой ликвидности | Оборотные активы за минусом запасов Краткосрочные пассивы | с.290-с.252-с.244-с.210-с.220-с.230 с.690 | ||
2.5 Коэффициент абсолютной ликвидности | денежные средства краткосрочные пассивы | с.260 с.690 | ||
2.6 Доля оборотных средств в активах | оборотные активы всего хозяйственных средств (нетто) | с.290-с252-с.244-с.230 с.399-с.390-с.252-с.244 | ||
2.7 Доля собственных оборотных средств в их общей сумме | собственные оборотные средства оборотные активы | с.290-с.252-с.244-с.230-с.690 с.290-с.252-с.244-с.230 | ||
2.8 Доля запасов в оборотных активах | запасы оборотные активы | с.210+с.220 с.290-с.230 | ||
2.9 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов | собственные оборотные средства запасы | с.290-с.252-с.244-с.230-с.690 с.210+с.220 | ||
2.10 Коэффициент покрытия запасов | «нормальные» источники покрытия запасы | с.490 –с 390-с.252-с.244+с.590-с.190-с.230+с.610+с.621+с.622+ +с.627 с.210+с.220 | ||
3. Оценка финансовой устойчивости | ||||
3.1 Коэффициент концентрации собственного капитала | собственный капитал всего хозяйственных средств (нетто) | с.490-с.390-с.252-с.244 Итог баланса | ||
3.2 Коэффициент финансовой зависимости | всего хозяйственных средств (нетто) собственный капитал | Итог баланса 4 с.490-с.390-с.252-с.244 | ||
3.3 Коэффициент маневренности собственного капитала | собственные оборотные средства собственный капитал | с.290-с.252-с.244-с.230-с.690 с.490-с.390-с.252-с.244 | ||
3.5 Коэффициент структуры долгосрочных вложений | долгосрочные пассивы внеоборотные активы | с.590 с.190+с.230 | ||
3.6 Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств | долгосрочные пассивы долгосрочные пассивы + собственный капитал | с.590 с.490-с.390-с.252-с.244+с.590 | ||
3.7 Коэффициент структуры заемного капитала | долгосрочные пассивы заемный капитал | с.590 с.590+с.690 | ||
3.8 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств | заемный капитал собственный капитал | с.590+с.690 с.490-с.390-с.252-с.244 | ||
4.1 Выручка от реализации | - - - | с. 010 | ||
4.2 Чистая прибыль | - - - | с.140 – с.150 | ||
4.3 Производительность труда | выручка от реализации среднесписочная численность | 2,5 | с.010 (ф. №2) с.850 (ф. №5) | |
4.4 Фондоотдача | выручка от реализации средняя стоимость основных средств | 1,2 | с.010 (ф. №2) с.120 (ф. №1) | |
4.5 Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) | выручка от реализации средняя дебиторская задолженность | 1,2 | с.010 (ф. №2) с.240 (ф. №1) | |
4.6 Оборачиваемость средств в расчетах (в днях) | 360 дней показатель 4.5 | 1,2 | см. алгоритм для показателя 4.5 | |
4.7 Оборачиваемость запасов (в оборотах) | себестоимость реализации средние запасы | 1,2 | с.020 (ф. №2) с.210 + с.220 (ф. №1) | |
4.8 Оборачиваемость запасов (в днях) | 360 дней показатель 4.7 | 1,2 | см. алгоритм для показателя 4.7 | |
4.9 Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) | средняя кредиторская задолженность 360 * дн. себестоимость реализации | 1,2 | с.611 + с.621 + с.622 + с.627 (ф. №1) с.020 (ф. №2) | |
4.10 Продолжительность операционного цикла | показатель 4.6 + показатель 4.8 | 1,2 | см. алгоритм для показателей 4.6, 4.8 | |
4.11 Продолжительность финансового цикла | показатель 4.10 - показатель 4.9 | 1,2 | см. алгоритм для показателей 4.9, 4.10 | |
4.12 Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности | средняя дебиторская задолженность выручка от реализации | 1,2 | см. алгоритм для показателя 4.5 | |
4.13 Оборачиваемость собственного капитала | выручка от реализации средняя величина собственного капитала | 1,2 | с.010 (ф. №2) с.490 – с.390 – с.252 – с.244 (ф. №1) | |
4.14 Оборачиваемость совокупного капитала | выручка от реализации итог среднего баланса – нетто | 1,2 | с.101 (ф. №2) Итог баланса | |
4.15 Коэффициент устойчивости экономического роста | чистая прибыль – дивиденды, выплаченные акционерам собственный капитал | в расчетах используются данные бухгалтерского учета | ||
5. Оценка рентабельности | ||||
5.1 Чистая прибыль | балансовая прибыль – платежи в бюджет | с.140 – с.150 | ||
5.2 Рентабельность продукции | прибыль от реализации выручка от реализации | с.050 с.010 | ||
5.3 Рентабельность основной деятельности | прибыль от реализации затраты на производство и сбыт продукции | с.050 с.020 + с.030 + с.040 | ||
5.4 Рентабельность совокупного капитала | чистая прибыль итог среднего баланса – нетто | 1,2 | с.140 – с.150 (ф. .№2) Итог баланса | |
5.5 Рентабельность собственного капитала | чистая прибыль средняя величина собственного капитала | 1,2 | с.140 – с.150 (ф. №2) с.490 – с.390 – с.252 – с.244 (ф. №1) | |
5.6 Период окупаемости собственного капитала | средняя величина собственного капитала чистая прибыль | 1,2 | с.490 – с.390 – с.252 – с.244 (ф. №1) с.140 – с.150 (ф. №2) | |
Пояснение к таблице
При оценке динамики имущества прослеживается состояние всего имущества в составе иммобилизованных активов (I раздел баланса) и мобильных активов (II раздел баланса - запасы, дебиторская задолженность, прочие оборотные активы) на начало и конец анализируемого периода, а также структура их прироста (снижения).
Анализ формализованных показателей имущественного положения заключается в расчете и анализе следующих основных показателей:
· Сумма хозяйственных средств находящихся в распоряжении предприятия
Данный показатель дает обобщенную стоимостную оценку активов числящихся на балансе предприятия.[1]
· Доля активной части основных средств
Под активной частью основных средств следует понимать машины, станки, оборудование, транспортные средства и т.п. Рост данного показателя квалифицируется как положительная тенденция.
· Коэффициент износа
Он характеризует степень изношенности основных средств в процентах к первоначальной стоимости. Его высокое значение является неблагоприятным фактором.[2] Дополнением данного показателя до 100% выступает коэффициент годности.
· Коэффициент обновления, -показывает какую часть от имеющихся на конец периода основных средств составляют новые основные средства.
· Коэффициент выбытия, -показывает какая часть основных средств выбыла из хозяйственного оборота за отчетный период по ветхости и по другим причинам.
Оценка финансового положения состоит из двух основных составляющих:
q Анализ ликвидности фирмы
q Анализ финансовой устойчивости.
Анализ ликвидности фирмы представляет собой аналитические процедуры, направленные на выявление способности фирмы расплачиваться по своим обязательствам в полном объеме и в срок.
При анализе ликвидности рассчитываются следующие основные показатели:
· Величина собственных оборотных средств. Данный показатель показывает тот объем оборотных активов, который финансируется за счет собственных источников финансирования и представляет собой разницу между текущими активами и текущими обязательствами.
· Маневренность функционирующего капитала. Данный показатель характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.
· Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, аего роств динамике рассматривается как благоприятная тенденция. Рекомендуемое нижнее значение показателя — 2
· Коэффициент быстрой ликвидности. По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы Ориентировочное нижнее значение показателя — 1.
· Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, — 0,2.[3].
· Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов.Характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Рекомендуемая нижняя граница показателя— 50%.
При анализе финансовой устойчивости изучается важнейшая характеристика финансового состояния предприятия — стабильность его деятельности в долгосрочной перспективе. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.
Для анализа финансовой устойчивости предприятия необходимо рассчитать следующие основные показатели:[4]
· Коэффициент концентрации собственного капитала. Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Рекомендуемое значение для данного показателя – 60%.Дополнением к этому показателю до 100% является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала.
· Коэффициент финансовой зависимости. Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие. Превышение над 100% показывает структурную величину привлеченных средств.
· Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.
· Коэффициент структуры долгосрочных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, а какая – за счет собственных средств.
· Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств. Данный показатель дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия и показывает сколько копеек заемных средств вложенных в активы предприятия приходится на 1 рубль собственных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т. е. о снижении финансовой устойчивости, и наоборот.
Анализ деловой активностихарактеризует результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности фирмы. К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся следующие показатели:[5]
· Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.
· Коэффициент устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.
Анализ рентабельностиявляется важнейшей частью общего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и позволяет дать ответ на вопрос насколько прибыльно функционирует фирма и как эффективно она использует вложенный капитал. К основным показателям этого блока, относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна, — сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. Могут быть рассчитаны и другие аналогичные показатели.
Показатель | Норм. значение | |
2.1 Величина собственных оборотных средств | Рост | |
2.2 Маневренность собственных оборотных средств | Рост | |
2.3 Коэффициент текущей ликвидности | >2 | |
2.4 Коэффициент быстрой ликвидности | >1 | |
2.5 Коэффициент абсолютной ликвидности | >0.2 | |
2.6 Доля оборотных средств в активах | - | |
2.7 Доля собственных оборотных средств в их общей сумме | >0.5 | |
2.8 Доля запасов в оборотных активах | - | |
2.9 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов | >0.5 | |
2.10 Коэффициент покрытия запасов | >1 | |
Показатель | Норм. значение | |
3.1 Коэффициент концентрации собственного капитала | >0.6 | |
3.2 Коэффициент финансовой зависимости | <1.4 | |
3.3 Коэффициент маневренности собственного капитала | - | |
3.4 Коэффициент концентрации заемного капитала | снижение | |
3.5 Коэффициент структуры долгосрочных вложений | <0.6 | |
3.6 Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств | - | |
3.7 Коэффициент структуры заемного капитала | - | |
3.8 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств | снижение | |
Показатель | Норм. значение | |
5.1 Чистая прибыль | Рост | |
5.2 Рентабельность продукции | >0.15 | |
5.3 Рентабельность основной деятельности | >0.20 | |
5.4 Рентабельность совокупного капитала | >0.1 | |
5.5 Рентабельность собственного капитала | >0.12 | |
5.6 Период окупаемости собственного капитала | снижение |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрюгина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Уч. пособие М.: Издательство «Дело и сервис»,2005
2. Абчук В.А. Коммерция: учебник, Европейский институт экспертов, СПб.: Издательство Михайлова В.А.,2002
3. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н. Основы коммерции на рынке товаров и услуг М.: ТОО «Люкс – АРТ, 2000
4. Андреев В.К. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Издательство «Дело и сервис»,2007
5. Бакшинскас Ю.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Издательство «Дело и сервис», 2007.
6. Бороненкова С.А. Экономический управленческий анализ. Екатеринбург: УрГЭУ, 1999.
7. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М,: ИНФРА – М, 2007
8. Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Уляхин Т.М. Основы коммерческой деятельности: учеб. пособие / Б.И.Герасимов и др. – М.: Форум, 2008
9. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия М.: Вузовский учебник , 2005
10. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учеб. для студентов вузов – М.: Дашков и Ко, 2004
11. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005
12. Деловое планирование. Методы, организация, современная политика: Учеб. пособие для экономических специальностей. / Под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001.
12. Калинина А.Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция: Учебное пособие.- Волгоград: Изд-ов ВолГУ, 2006.
13. Клейникова В.Г. Оптовая торговля. Учет и налогообложение. М.: Дис, 2003.
14. Конституция Российской Федерации.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу М,: ИНФРА – М, 2008
16. Коммерческое товароведение и экспертиза / Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. М.; 1997.
17. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб. Пособие. Изд. второе дополненное / Под ред. проф. А.В. Зырянова. Екатеринбург, 2001.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга М.: Вузовский учебник, 2008
19. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М., ООО «Новые знания», 2003
20. Крис А., Жаллэ Ж., Внутренняя торговля : Пер с фр./общ. ред В.С.Загашвили.-М.,АО Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 2000
21. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса: учеб. для студентов вузов – М.: РДЛ, 2003
22. Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство: Учебное пособие. С-Петербург: Политехника, 2003.
23. Курс экономики: Учебник под ред. Райзберга Б.А., М,: ИНФРА – М, 2004
24. Курс предпринимательства. Под ред. Горфинкеля В.Я., Шванара В.А. М.: «Финансы», 2002
25. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.
26. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.
27. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие для вузов. М.: Налоги и финансовое право: Аналитик-Пресс, 2007.
28. Налоговые системы зарубежных стран М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2007.
29. Налоги: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.
30. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка,- Екатеринбург, Изд-во УрГЭУ, 1995
31. Николаева Т.И., Елагин Ю.А. Технология и коммерческая
деятельность: Учебное пособие, Екатеринбург, Изд-во УрГЭУ, 2000
32. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения. Учебное пособие, М.: Вузовский учебник, 2008. – 192с.
33. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум. М.: ЮНИТИ, 2005
34. Осипова Л.В. Коммерческая деятельность на промышленном предприятии: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: ЮНИТИ, 2005
35. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник для студентов вузов – М.: Дашков и Ко, 2004
36. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник для студентов вузов . М.:ИВЦ «Маркетинг», 2007
37. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: ИНФРА – М,2008
38. Парамонов М.Ю., Стаханов В.Н. Основы коммерции: Учеб. пособие / Ростов-на-Дону: РИНХ, 2000 .
39. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. М.: ИНФРА – М, 2000
40. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник для студентов, обучающихся по специальностям: «Коммерция», «Маркетинг», «Товароведение и экспертиза товаров» М.: ИНФРА – М, 2005
41. Предпринимательство в конце ХХ века. М.: Наука, 2000
42. Предпринимательство. Под ред. Горфинкеля В.Я., Шванара В.А., Поляка Г.Б. М.: Банки и биржи, 1999
43. Прикладной маркетинг: учебное пособие для вузов / Нагапетьянц Н.А. М.: ЮНИТИ, 2000
44. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1998.
45. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности, М.: «Юрист», 2003
46. Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения: учебник для студентов вузов – М.: ЮНИТИ, 2005
47. Смагина И.Н. Организация коммерческой деятельности в общественном питании: учеб. пособие – М.: Эксмо, 2005
48. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. – СПб.: Питер, 2005.
49. Соловьев Б.А., Алькевич Л.А., Андрюсов В.И. и др. Экономика торговли. М.: ЮНИТИ, 2005
50. Статистика рынка товаров и услуг. Под ред. Беляевского И.К. М.: Финансы и статистика,
51. Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон: Практ. пособие. М.: Экономика, 1996.
52. Торговое дело: экономика и организация. :учебник под общ. Ред. Проф. Брагина Л.А. и проф. Данько Т.П.-М.: ИНФРА – М, 2006
53. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. М.: Инфра-М, 1998.
54. Чкалова О.В. Торговое предприятие. М.: Эксмо, 2008
55. Щур Д.П. Основы торговли. Оптовая торговля. М.: ДИС, 2002
56. Щур Д.П., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. М.: Дело и сервис, 2001
57. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под общ. ред. Соломатина А.Н., М.: ИНФРА – М, 2002
58. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. Под ред. 2-е изд. М., ООО «Новое знание». 2003
[1] Следует отметить, что данная оценка является учетной и может не совпадать с действительной рыночной оценкой стоимости фирмы. Эту разницу составляет гудвилл, который в международных учетных стандартах включается в состав нематериальных активов и постоянно анализируется и корректируется в зависимости от положения фирмы на рынке. Помимо этого необходимо принять во внимание, когда производилась переоценка активов фирмы.
[2] В странах с развитой рыночной экономикой нормальное значение данного показателя не превышает 35%.
[3] В отечественной практике фактические средние значения рассмотренных коэффициентов ликвидности, как правило, значительно ниже значений, указанных в западных литературных источниках и данной работе.
[4] Необходимо отметить, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, деловой репутации предприятия и т.п.
[5] Неформализуемой частью анализа деловой активности фирмы являются такие критерии как широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия, и др.