Вопрос 8. основные черты и характеристики организации. классификация видов организации.
Фаза рождения организации- цель.
Стиль руководства- единоличное
Задача- найти клиента, выход на рынок
Организация труда- увеличение прибыли.
Детство и юность.
Основная цель- экономический рост и кратковременная прибыль.
Стиль руководства – жесткое
Основная задача – клиенты, захват и укрепление части рынка
Организация труда- планирование прибыли: увеличения жалования и т.д.
Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.
Этап формализации деятельности — период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).
К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы,артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.
Организация достигает лидирующего положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса предоставляемых услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной и иерархической. Формализуются политика и распределение ответственности, усиливается централизация.
Становится актуальной оценка должностей, их грейдирование, повсеместное внедрение системы управления эффективностью для всех подразделений, разработка на ее основе системы материальной мотивации.
Зрелость организации означает, что ей удаётся сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.
Эти артефакты обеспечивают широкое распространение парадигм организации среди её членов и передаются новичкам как история успеха. Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.
Упадок
Этап реструктуризации
Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности,децентрализация, диверсифицирование рынков).
Стадия старости. Этап спада.
Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.
В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации . В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.
По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
1) закон композиции- отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. Для обеспечения однонаправленности целей организации можно использовать систему деревьев целей, состоящую из:
- дерева целей конкурентоспособности каждого товара организации;
- дерева целей прибыльности каждого товара;
- дерева целей конкурентоспособности каждой самостоятельной структуры организации;
- дерева целей прибыльности каждой самостоятельной структуры организации;
- дерева целей конкурентоспособности организации в целом;
- дерева целей эффективности организации в целом.
Могут быть построены деревья целей и по отдельным проблемам (реструктуризация, реинжиниринг, качество, ресурсосбережение, экология, кадры, технология и т. д.).
2) закон пропорциональности- характеризует необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость. Для технических и социально-экономических систем этот закон является в большой мере субъективным, регулируемым человеком.
Пропорции отражают объективно существующие связи и зависимости между частями целого. Одни пропорции неподвластны времени, другие, что особенно свойственно пропорциям в технических и социально-экономических системах, подвижны и динамичны. Достижение необходимых пропорций соразмерности, соответствия, соотношений в границах организации любой природы равнозначно повышению жизнеспособности системы и эффективности ее функционирования. Несоответствие между частями целого называется диспропорцией; она снижает устойчивость и эффективность системы, способствует ее разрушению.
3) закон наименьших- гласит, что структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью. Наглядным примером проявления закона наименьших является элементарная цепь, состоящая из звеньев неодинаковой прочности. Она выдерживает тот вес, который выдержит наиболее слабое в отношениипрочности звено. Точно так же логическая цепь доказательств рушится, если хотя бы одно из ее звеньев не выдерживает ударов аргументов и доказательств. Или, иначе: скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного судна в ней.
4) закон онтогенеза- характеризует единство стадий жизненного цикла системы от ее зарождения до разрушения. При решении любых вопросов обеспечения конкурентоспособности и эффективности любых объектов следует учитывать взаимосвязи и интеграционные процессы по всем стадиям их жизненного цикла.
5) закон синергии- проявляется в том, что сумма свойств системы не равна сумме свойств ее компонентов. Разность между суммой свойств системы и суммой свойств ее компонентов называется синергическимэффектом, дополнительным эффектом созидательного взаимодействия компонентов. При высокой организованности системы сумма свойств системы будет выше суммы свойств ее компонентов. При низкой организованности системы сумма ее свойств будет меньше суммы свойств компонентов.
6) закон упорядоченности- утверждает, что главным связующим звеном системы является упорядоченная информация. Упорядоченность — характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей, обеспечивающих порядок, организованность во всем, устойчивость функционирования системы. Достигнутую упорядоченность можно охарактеризовать с помощью количественных и качественных оценок. Например, упорядоченность в принципе можно признать полной, если при ее оценке учтены три аспекта:
- установлены границы системы и ее структура;
- определены переменные компоненты системы;
- сформулирован порядок взаимодействия компонентов системы и системы с внешней средой, установлены формы, методы и средства получения, обработки, хранения и передачи информации
7) Закон единства анализа и синтеза- предполагает рассмотрение в единстве процессов структуризации, детализации, распределения, специализации, т. е. анализ с обратными процессами соединения, укрупнения, универсализации, т. е. синтез. Анализ сосредоточивается на структуре, он показывает, как работают части целого. Синтез акцентирует внимание на функциях, он открывает, почему компоненты действуют именно так, а не иначе. Поэтому анализ дает значение, а синтез — понимание. Первый позволяет нам описать систему, а второй — объяснить ее. Анализ устремлен внутрь системы, синтез — изнутри.
8) закон самосохранения и развития- гласит, что любая система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс.
ВОПРОС 7. ПОНЯТИЕ «МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ» И «ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ». ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ВЫБОР.
Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.
· «Миссия — смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ, мотивации сотрудников фирмы»
· «Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).
· «Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.).{Лекция по Основам Менеджмента ВШБ}
Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. В качестве примера реальной миссии компании мирового уровня можно привести миссию компании Matsushita, которую Коносуке Мацусита определял как борьбу с бедностью общества и повышение его благосостояния.
Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе.
Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
1. цель функционирования организации,
2. область деятельности организации,
3. философия организации,
4. методы достижения поставленных целей,
5. методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии.
ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ:
Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).
Можно выделить шесть типов целей:
1. Достижение определенных значений показателя рыночной доли.
2. Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.
3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.
4. Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.
5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.
6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная
Факторы, влияющие на выбор миссии и уели в организации.
Факторы, которые влияют на выработку миссии организации (за Ф. Котлером):
-ресурсы ,которые организация может задействовать;
-состояние внешней среды организации;
- история организации, в процессе которой производилась философия, формировался ее профиль, стиль деятельности и место на рынке;
- специфические особенности, которые отличают эту организацию от другой
- существующий стиль поведения и способ действия владельцев и менеджеров
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является такая организация и показывает ее отличие от подобных. Для этого в сопровождаемом объяснении к миссии должны отображаться такие характеристики:
- целевые ориентиры, которые указывают на решение определенных заданий и стремлений в деятельности организации;
- сфера деятельности, то есть, на каком рынке находится организация;
- философия организации, то есть ценности, принятые в организации;
- возможности и способы осуществления деятельности, то есть концентрация силы, возможностей для выживания организации в перспективе, а также технологии, задействованные организацией в процессе работы.
ВОПРОС 8. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИИ.
К основным чертам организации управления можно отнести:
1. Неадекватность отношений – свойства организационной системы управления не являются суммой свойств, входящих в нее элементов (подсистем).
2.Неопределенность данных – фактор, присущий моменту принятия управленческого решения руководителем в условиях, когда он не знает точных значений ряда характеристик, важных для решения, и/или не знает о том, что ряд характеристик, влияющих на последствия реализации решения не учитывались при его подготовке, и/или не знает, к какому из множества событий отнести наблюдаемое явление.
3. Многокритериальность – это состояние, при котором оценка деятельности организационной системы управления осуществляется по нескольким показателям. При этом проблему создает не число показателей, а их противоречивость. Противоречивые показатели проявляются в том, что в ряде случаев для достижения целей необходимо добиваться роста одновременно двух противоречивых функций, и из-за этого возникает противоречивая ситуация: рост одной функции сопровождается снижением другой. Отсюда руководителю становится непонятно, какое решение нужно принять. Выходом из этой ситуации может быть компромиссное сочетание значений показателей, одновременно приемлемых для лица, принимаемого управленческое решение.
4. Стохастичность – результаты реализации управленческого решения являются случайными событиями. Основными причинами стохастического функционирования организационной системы управления являются:
- случайный характер поведения окружающей среды и, как следствие, случайный характер возмущений как величины, так и времени их появления;
- непреднамеренные и непредсказуемые искажения и запаздывания данные о состоянии организационной системы управления и окружающей среды из-за того, что сбор и обработка данных осуществляется людьми, и представление такой информации в верхней инстанции;
- ограниченная управляемость организационной системы: не из всякого состояния и не при всяком возмущающем воздействии можно достичь произвольной цели за конечное время. С другой стороны, попытка достижения желаемой целей из данного состояния системы и возмущающего воздействия окружающей среды, можно привести к непредвиденным результатам.
5. Порогсложности– состоит в том, что в единицу времени человек в состоянии решить задачу ограниченной сложности и усвоит ограниченный объем информации. У каждого индивидуума имеется свой порог сложности решаемых задач, выше которого он за ограниченное время подняться не может. На практике средний индивидуум одновременно может обработать 6-8 взаимосвязанных факторов.
6.Редкая повторяемость проблемных ситуаций.
7. Фактор времени – он связан с быстрым старением информации, и этот фактор выдвигает в ряд наиважнейших требований сокращение процедуры обоснования и принятия управленческого решения. Часто важно принять, может быть не самое лучшее по другим категориям решение, зато принять его вовремя.