Семинар 12 (практическое занятие). Организация и координация деятельности. Проектирование организации
Темы докладов
1. Норма управляемости и число уровней управления.
2. Принцип соответствия, единоначалие, линейные полномочия и скалярная цепь.
3. Соотношение механизмов координации с типами организаций и моделями управления.
Дискуссия: «Больше ответственность перекладывать не на кого». Каково следствие этого утверждение для руководителей низшего, среднего и высшего звена?
Дискуссия: «Стратегия определяет структуру».
Прокомментируйте ответ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие средства необходимы для интеграции деятельности?
2. Как достигается объединение и согласование деятельности людей?
3. Как соотносятся понятия «полномочия», «обязанность» и «ответственность»?
4. Как эффективный двусторонний обмен информацией связан с эффективным делегированием?
5. Каково назначение баланса организационного поведения предприятия?
Семинар 13 (практическое занятие). Коммуникации в управлении, основы переговорного процесса
Примерный план и вопросы для обсуждения
1. Выполнение заданий по формированию практического навыка эффективного общения. Работа в парах: «передача информации».
- Сообщение секретарю о важнейших делах недели.
- Сообщение вышестоящему руководителю о проблеме, с которой вы столкнулись.
- Поощрение подчиненного похвалой.
- Выяснение реакции работников на Ваши идеи.
- Сообщение информации руководителю другого отдела об изменениях, которые могут отразиться на работе его отдела.
Дискуссия. Если нарушены информационные связи, то и не может быть коммуникаций. Обоснуйте ответ.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность шума и обратной связи для процесса коммуникации в организации?
2. Охарактеризуйте проблему противоречия и согласия в коммуникационном процессе внутри организации?
3. Опишите методы, которыми могут воспользоваться руководители для совершенствования своих межличностных информационных контактов?
4. Каким образом стандартизированная форма проведения совещаний способствует совершенствованию обмена информацией?
Семинар 14 (практическое занятие). Лидерство и мотивация в процессе управления
Темы докладов
1. Поведенческий и ситуационный подход к лидерству.
2. Стиль, удовлетворение и производитель.
3. Адаптивное руководство.
4. Мотивация лидерства и стили менеджмента.
5. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивация и компенсация.
6. Национальные особенности мотивационного менеджмента.
Дискуссия: почему один и тот же стиль лидерства подходит не всем подразделениям организации. Обоснуйте ответ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите основные проблемы стимулирования качества труда участниками организации?
2. Какова связь между целями участников организации и функцией стимулирования?
3. Каково назначение обеспечения согласованности мотиваций сотрудников в организации?
4. Какую роль потребности во власти, успехе и принадлежности играют в теории мотивации?
5. Почему нет единого определения понятий «лидер», «руководитель» и «менеджер»?
Семинар 15 (практическое занятие). Роль контроля в процессе управления.
Темы докладов
1. Трехуровневая система контроля: стратегический, управленческий, оперативный. ТехнологияTQM.
2. Управленческие связи и границы функции контроля, применение формулы Грайкунаса.
3. Взаимосвязь функции планирования и контроля: установление стандартов.
Дискуссия. Могут ли менеджеры успешно использовать контроль для того, чтобы заставить людей приспособиться к ценностям организации. Аргументируйте ответ.
Практическое задание. Тема: властный аспект функции контроля, различия и тактика должности власти. Суть задания: проранжируйте должности с точки зрения власти.
Домашнее задание: подготовить аргументы относительно того:
- Функция контроля и функция учета – одного и тоже.
- Система контроля и система контроля прибылей – одного и тоже.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему формирование бюджета столь важно для процесса управления?
2. Почему важно установить масштаб допустимых отклонений?
3. При каких условиях функция «контроля» переходит в функцию «регулирования»?
4. В чем суть и предназначение «модели охвата контролем» приформировании организационной структуры.