Экономическая природа социальной защиты и социального страхования

Масштабы и характер соц. помощи определяется в основном укоренившимися в обществе представлениями о справедливости, и соответствующие расходы осуществляются в рамках распределительных программ.

Социальная защита и социальное страхование, несмотря на схожесть, имеют в основе различные формы распределения. Социальная защита представляет собой полное перераспределение т.е. нуждающийся получает помощь за счет других лиц. Социальное страхование это частичное перераспределение, т.е. человек, столкнувшись с определенными трудностями, пользуется выплатами из общего фонда, накопленного при его участии (такие фонды накапливаются за счет маркированных налогов).

Необходимость социального страхования как принудительного возникает из несовершенства рынка.

Существуют такие события, вероятность которых для отдельного человека мала, однако для всего города практически равна 1. При наступлении подобных событий (например, пожар) человек может потерять все, поэтому удобна система долевого покрытия ущерба, т.е. создается фонд, из которого производятся выплаты.

Благодаря экономии на масштабе можно достичь уровня при котором административные издержки равны 5% совокупных расходов, тогда как частное страхование может обеспечить лишь 20-30%.

Одним из провалов рынка являются социальные риски, т.е. такие риски для которых не существует достоверных прогнозов. С подобными рисками сталкивается общество в целом, поэтому при наступлении неблагоприятного события частные компании из-за отсутствия средств могут обанкротиться, тогда как государство имеет множество инструментов для привлечения дополнительных средств (увеличение налогов, снижение страховых компенсаций и т.д.).

Другим изъяном рынка является проблема морального риска, т.е. когда снижается заинтересованность в предотвращении неблагоприятного события. В таких случаях возрастает вероятность наступления этого события и частным компаниям становится невыгодно страховать от них.

Соотношение соц. страхования и соц. защиты зависит от понятия справедливости в обществе. Снижение уровня соц. страхования означает увеличение соц. защиты. Однако соц. защита лишь защищает от неопределенности, тогда как соц. страхование возмещает потери от неблагоприятного события, которое не попадает в разряд общественно несправедливых.

84. Общественные расходы – оценка эффективности.

В отличие от частного сектора, где решения определяют интересы конкретных инвесторов, в общественном секторе решения, по идее, принимаются в интересах граждан (налогоплательщиков). Отсюда разница в оценки эффективности расходов – для частного сектора чистая отдача от инвестиций характеризуется прибылью, в то время как для общественного сектора чистая отдача подлежащая максимизации – разница между общественными выгодами и общественными издержками. То есть затраты и выгоды следует рассчитывать с учетом экстерналия. Очевидный пример - штрафные санкции на фирму, негативно воздействующую на природную среду.

Также ЛПР в общественном секторе не могут ориентироваться только на рыночную конъюнктуру, но вынуждены корректировать рыночные цены, ставки заработной платы и процента, в попытке отразить предпочтения общества и альтернативные издержки. Также специальные цены рассчитываются для благ, не поступающих на рынок. Такие расчетные цены называются теневыми.

Существуют определенные критерии оценивания эффективности общественных расходов.

Экономичность общественных расходов. Экономичное решение, когда ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются с минимально возможными издержками.

Производительность используемых ресурсов –соотношение количества продукции или услуг и величины затрат на их производство.

Наши рекомендации