I. самостоятельная работа студентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

Воронежский филиал

Кафедра социологии, политологии и гуманитарных дисциплин

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

Методические рекомендации

для подготовки студентов к практическим занятиям,

организации самостоятельной работы и написанию контрольной работы

по направлениям подготовки

38.03.01 Экономика

09.03.03 Прикладная информатика

38.03.06 Торговое дело

очной и заочной форм обучения

Воронеж 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

Воронежский филиал

Кафедра социологии, политологии и гуманитарных дисциплин

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

Методические рекомендации

для подготовки к практическим занятиям, организации самостоятельной работы и написанию контрольной работы по направлениям подготовки

38.03.01 Экономика

09.03.03 Прикладная информатика

38.03.06 Торговое дело

очной и заочной форм обучения

Воронеж 2016

Рецензенты:

Подмолодина Ирина Михайловна – д.э.н., профессор кафедры экономической безопасности и финансового мониторинга ФГБОУ ВО «Воронежский государствекнный университет инженерных технологий».

Шубина Елена Александровна – к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления организацией Воронежского филиала ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

Рекомендовано к изданию Методическим советом Воронежского филиала ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова

История экономики: методические рекомендации для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы студентов бакалавриата всех направлений подготовки и форм обучения / Н.В. Шабуцкая; Воронежский филиал ФГБОУ ВО РЭУ имени Г. В. Плеханова; каф. Социологии, политологии и гуманитарных дисциплин. – Воронеж, 2016. - 40 с.

Методические указаниядля подготовки студентов к практическим занятиям, организации самостоятельной работы и написания контрольной работы направлены на обеспечение овладения бакалаврами знаний о многогранном опыте хозяйственной деятельности в разные периоды развития общества, которые помогут студентам развить навыки экономического мышления и усвоить главные направления эволюции хозяйства, закономерности развития экономики основных цивилизаций, опыт значимых экономических реформ, особенности экономической политики ведущих государств мира в конкретные исторические периоды.

Предложенные темы практических занятий и самостоятельной работы ориентируют студентов на анализ исторического материала и понимание современных проблем экономики. Учебный материал дается на лекционных занятиях; углубляется, расширяется на практических занятиях, в процессе самостоятельного изучения и при написании контрольной работы, что способствует формированию, как теоретических знаний, так и практических навыков и умений студента.

Сведения об авторе:

Шабуцкая Наталья Вячеславовна - к.и.н., доцент кафедры социологии, политологии и гуманитарных дисциплин Воронежского филиала ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение………………………………………………………………
I. Самостоятельная работа студентов………………………………… 1.1. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……………………………………………….. 1.2. Рекомендации по выполнению контрольной работы……….  
II. Планы практических занятий……………….…..…………………..
III. IV. Темы контрольных работ……………………………………………. Тестовые материалы по курсу дисциплины………………………..
V. VI. VII. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету………… Рекомендуемая литература…………………………………………. Словарь основных терминов и понятий…………………………….
VIII. Хронология важнейших событий ……………………………..........

ВВЕДЕНИЕ

Методические указаниядля подготовки студентов к практическим занятиям, организации самостоятельной работы и написания контрольной работыочной и заочной форм обучения составлены на основании рабочей программы дисциплины «История экономики».

Целью методических указаний является оказание помощи студентам очной и заочной форм обучения в приобретении навыков и знаний в области истории экономики, которые помогут разобраться в многогранном опыте хозяйственной деятельности на разных этапах общественного развития и раскрыть его основные особенности, выявить как общие закономерности, свойственные ряду стран мира, так и национальные особенности, представленные определенной моделью хозяйствования.

История экономики имеет интеграционный характер. С одной стороны она изучает экономическое развитие общества, закономерности и особенности его развития; с другой - хозяйственную деятельность различных стран мира: развитие производительных сил, смену способов производства, эволюцию хозяйственных форм, историю экономических систем, экономическую политику, историю отраслей народного хозяйства и т.д.

История экономики выполняет ряд функций: прагматическую (обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития), ценностную (нравственная оценка средств и результатов преобразований), культурную (сохранение преемственности в хозяйственной практике), фундаментальную (анализ и обработка экономической информации), мировоззренческую (формирование логики и стиля экономического мышления).

История экономики применяет ряд методов для изучения хозяйственной жизни общества: исторический, логический, метод классификаций, хронологический, сравнительно-исторический, метод исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии. Для изучения истории экономики важным моментом является ее периодизация. На сегодняшний день существует несколько вариантов периодизации, наиболее распространенной является следующая: история Древнего мира (до V в. н.э.); Средние века (V – XV вв. н.э.); Новое время (XV – нач. XX в.); Новейшее время (1914 г. – до наших дней). На основании данной периодизации выстроен хронологический ряд данных методических рекомендаций.

В результате освоения курса «История экономики», бакалавры должны знать базовые понятия и владеть терминологией, связанной с хозяйственной деятельностью, знать факторы и формы экономического развития, уметь самостоятельно анализировать экономические явления и процессы, определять причинно-следственные связи.

Изучение курса учебной дисциплины «История экономики» предполагает в качестве промежуточной аттестации – зачет.

I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа делится на аудиторную (работа под непосредственным контролем преподавателя) и внеаудиторную.

Основные формы самостоятельной работы студентов:

(внеаудиторная работа)

1. Самостоятельное изучение предложенных тем по курсу дисциплины на основе лекционного материала, рекомендованной литературы, информационных ресурсов сети Интернет.

2. Работа с вопросами для самоконтроля по темам курса (позволяет проверить знания по основным терминам и понятиям тем дисциплины).

3. Написание эссе, которое позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы

3. Выполнение контрольной работы по рекомендованным преподавателем темам (для студентов заочной формы обучения).

4. Работа с тестовыми материалами (выполнение тестовых заданий позволяет проверить качество усвоенных знаний и провести, при необходимости, последующую работу над ошибками).

5. Подготовка к зачету. Основные функции зачета: обучающая, оценочная, воспитательная. При подготовке к зачету студент, как правило, повторяет ранее изученный материал.

2. Рекомендации по выполнению контрольной работы:

Выполнение письменной контрольной работы является важным моментом при изучении курса «История экономики». В процессе ее подготовки и написания студенты имеют возможность познакомиться не только с учебной литературой по выбранной теме, но и со специальными исследованиями, что позволяет закрепить знания, полученные студентами на лекционных и семинарских занятиях, а также при самостоятельной работе.

Выполнение контрольной работы в системе заочного образования является одной из основных форм самостоятельной работы студентов-заочников и средством контроля за выполнением ими учебного плана и усвоения учебного материала. Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен ознакомиться с учебно-методической литературой и понять место данной темы в структуре курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на рекомендуемую дополнительную литературу и интернет-ресурсы, список которых предлагается в настоящем издании. Накопленный материал необходимо осмыслить и только затем приступать к написанию работы. Следует отметить, что контрольная работа не предполагает механическое переписывание соответствующих разделов учебников, монографий и статей по исследуемой теме. Она должна представлять самостоятельное изложение вопросов темы и не носить компилятивный характер. В процессе ее выполнения студенты учатся логично, связно, последовательно излагать материал, выделять цели и задачи исследования, формулировать актуальность проблематики, самостоятельно делать выводы на основании полученной информации. Контрольная работа должна выполняться строго в соответствии с методическими указаниями, которые определяют содержание и порядок их выполнения.

Работу следует выполнять в соответствии с составленным планом, используя перечень рекомендованной литературы. Изложение содержания контрольной работы должно осуществляться логически последовательно в соответствии с предложенным планом.

При выполнении контрольной работы по дисциплине «История экономики» целесообразно использовать следующую структуру работы:

1. выбор темы контрольной работы;

2. составление плана контрольной работы, а так же подбор, изучение и обобщение рекомендуемой литературы и Интернет-ресурса по теме контрольной работы;

3. правильное оформление работы;

4. оценка работы.

Наши рекомендации