I. самостоятельная работа студентов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. Г. В. ПЛЕХАНОВА
Воронежский филиал
Кафедра социологии, политологии и гуманитарных дисциплин
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ
Методические рекомендации
для подготовки студентов к практическим занятиям,
организации самостоятельной работы и написанию контрольной работы
по направлениям подготовки
38.03.01 Экономика
09.03.03 Прикладная информатика
38.03.06 Торговое дело
очной и заочной форм обучения
Воронеж 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА
Воронежский филиал
Кафедра социологии, политологии и гуманитарных дисциплин
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ
Методические рекомендации
для подготовки к практическим занятиям, организации самостоятельной работы и написанию контрольной работы по направлениям подготовки
38.03.01 Экономика
09.03.03 Прикладная информатика
38.03.06 Торговое дело
очной и заочной форм обучения
Воронеж 2016
Рецензенты:
Подмолодина Ирина Михайловна – д.э.н., профессор кафедры экономической безопасности и финансового мониторинга ФГБОУ ВО «Воронежский государствекнный университет инженерных технологий».
Шубина Елена Александровна – к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления организацией Воронежского филиала ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
Рекомендовано к изданию Методическим советом Воронежского филиала ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова
История экономики: методические рекомендации для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы студентов бакалавриата всех направлений подготовки и форм обучения / Н.В. Шабуцкая; Воронежский филиал ФГБОУ ВО РЭУ имени Г. В. Плеханова; каф. Социологии, политологии и гуманитарных дисциплин. – Воронеж, 2016. - 40 с.
Методические указаниядля подготовки студентов к практическим занятиям, организации самостоятельной работы и написания контрольной работы направлены на обеспечение овладения бакалаврами знаний о многогранном опыте хозяйственной деятельности в разные периоды развития общества, которые помогут студентам развить навыки экономического мышления и усвоить главные направления эволюции хозяйства, закономерности развития экономики основных цивилизаций, опыт значимых экономических реформ, особенности экономической политики ведущих государств мира в конкретные исторические периоды.
Предложенные темы практических занятий и самостоятельной работы ориентируют студентов на анализ исторического материала и понимание современных проблем экономики. Учебный материал дается на лекционных занятиях; углубляется, расширяется на практических занятиях, в процессе самостоятельного изучения и при написании контрольной работы, что способствует формированию, как теоретических знаний, так и практических навыков и умений студента.
Сведения об авторе:
Шабуцкая Наталья Вячеславовна - к.и.н., доцент кафедры социологии, политологии и гуманитарных дисциплин Воронежского филиала ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………… | ||
I. | Самостоятельная работа студентов………………………………… 1.1. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……………………………………………….. 1.2. Рекомендации по выполнению контрольной работы………. | |
II. | Планы практических занятий……………….…..………………….. | |
III. IV. | Темы контрольных работ……………………………………………. Тестовые материалы по курсу дисциплины……………………….. | |
V. VI. VII. | Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету………… Рекомендуемая литература…………………………………………. Словарь основных терминов и понятий……………………………. | |
VIII. | Хронология важнейших событий …………………………….......... |
ВВЕДЕНИЕ
Методические указаниядля подготовки студентов к практическим занятиям, организации самостоятельной работы и написания контрольной работыочной и заочной форм обучения составлены на основании рабочей программы дисциплины «История экономики».
Целью методических указаний является оказание помощи студентам очной и заочной форм обучения в приобретении навыков и знаний в области истории экономики, которые помогут разобраться в многогранном опыте хозяйственной деятельности на разных этапах общественного развития и раскрыть его основные особенности, выявить как общие закономерности, свойственные ряду стран мира, так и национальные особенности, представленные определенной моделью хозяйствования.
История экономики имеет интеграционный характер. С одной стороны она изучает экономическое развитие общества, закономерности и особенности его развития; с другой - хозяйственную деятельность различных стран мира: развитие производительных сил, смену способов производства, эволюцию хозяйственных форм, историю экономических систем, экономическую политику, историю отраслей народного хозяйства и т.д.
История экономики выполняет ряд функций: прагматическую (обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития), ценностную (нравственная оценка средств и результатов преобразований), культурную (сохранение преемственности в хозяйственной практике), фундаментальную (анализ и обработка экономической информации), мировоззренческую (формирование логики и стиля экономического мышления).
История экономики применяет ряд методов для изучения хозяйственной жизни общества: исторический, логический, метод классификаций, хронологический, сравнительно-исторический, метод исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии. Для изучения истории экономики важным моментом является ее периодизация. На сегодняшний день существует несколько вариантов периодизации, наиболее распространенной является следующая: история Древнего мира (до V в. н.э.); Средние века (V – XV вв. н.э.); Новое время (XV – нач. XX в.); Новейшее время (1914 г. – до наших дней). На основании данной периодизации выстроен хронологический ряд данных методических рекомендаций.
В результате освоения курса «История экономики», бакалавры должны знать базовые понятия и владеть терминологией, связанной с хозяйственной деятельностью, знать факторы и формы экономического развития, уметь самостоятельно анализировать экономические явления и процессы, определять причинно-следственные связи.
Изучение курса учебной дисциплины «История экономики» предполагает в качестве промежуточной аттестации – зачет.
I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
1. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная работа делится на аудиторную (работа под непосредственным контролем преподавателя) и внеаудиторную.
Основные формы самостоятельной работы студентов:
(внеаудиторная работа)
1. Самостоятельное изучение предложенных тем по курсу дисциплины на основе лекционного материала, рекомендованной литературы, информационных ресурсов сети Интернет.
2. Работа с вопросами для самоконтроля по темам курса (позволяет проверить знания по основным терминам и понятиям тем дисциплины).
3. Написание эссе, которое позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы
3. Выполнение контрольной работы по рекомендованным преподавателем темам (для студентов заочной формы обучения).
4. Работа с тестовыми материалами (выполнение тестовых заданий позволяет проверить качество усвоенных знаний и провести, при необходимости, последующую работу над ошибками).
5. Подготовка к зачету. Основные функции зачета: обучающая, оценочная, воспитательная. При подготовке к зачету студент, как правило, повторяет ранее изученный материал.
2. Рекомендации по выполнению контрольной работы:
Выполнение письменной контрольной работы является важным моментом при изучении курса «История экономики». В процессе ее подготовки и написания студенты имеют возможность познакомиться не только с учебной литературой по выбранной теме, но и со специальными исследованиями, что позволяет закрепить знания, полученные студентами на лекционных и семинарских занятиях, а также при самостоятельной работе.
Выполнение контрольной работы в системе заочного образования является одной из основных форм самостоятельной работы студентов-заочников и средством контроля за выполнением ими учебного плана и усвоения учебного материала. Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен ознакомиться с учебно-методической литературой и понять место данной темы в структуре курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на рекомендуемую дополнительную литературу и интернет-ресурсы, список которых предлагается в настоящем издании. Накопленный материал необходимо осмыслить и только затем приступать к написанию работы. Следует отметить, что контрольная работа не предполагает механическое переписывание соответствующих разделов учебников, монографий и статей по исследуемой теме. Она должна представлять самостоятельное изложение вопросов темы и не носить компилятивный характер. В процессе ее выполнения студенты учатся логично, связно, последовательно излагать материал, выделять цели и задачи исследования, формулировать актуальность проблематики, самостоятельно делать выводы на основании полученной информации. Контрольная работа должна выполняться строго в соответствии с методическими указаниями, которые определяют содержание и порядок их выполнения.
Работу следует выполнять в соответствии с составленным планом, используя перечень рекомендованной литературы. Изложение содержания контрольной работы должно осуществляться логически последовательно в соответствии с предложенным планом.
При выполнении контрольной работы по дисциплине «История экономики» целесообразно использовать следующую структуру работы:
1. выбор темы контрольной работы;
2. составление плана контрольной работы, а так же подбор, изучение и обобщение рекомендуемой литературы и Интернет-ресурса по теме контрольной работы;
3. правильное оформление работы;
4. оценка работы.