Перечень проблемных ситуаций
1. Перечислите основные экономические реформы в России от Петра I до Б. Н. Ельцина и назовите экономические доктрины, под влиянием которых эти реформы осуществлялись.
2. Является ли ВНП точным измерителем общественного благосостояния? В чем его достоинства и недостатки в этом качестве?
3. Почему потребители сберегают часть дохода? Какое влияние оказывают колебания дохода на потребление и сбережения индивида?
4. Влияет ли реальная ставка процента на уровень потребления и сбережений? Если влияет, то как? Если не влияет, то, как вы думаете, почему?
5. Какова роль технического прогресса в изменении совокупного предложения?
6. Объясните, что такое ликвидная ловушка. Каковы ее особенности в развитой и неразвитой рыночной экономике?
7. Следует ли, исходя из кейнсианского «парадокса бережливости», считать сбережения антиобщественным благом, а потребление, наоборот, общественно полезным? В начале 1990-х годов в банках России ставка процента по вкладам была заметно выше 100% годовых. В развитых странах Запада размеры ссудного процента, как правило, не превышают 10–12%. Почему же зарубежные инвесторы не спешили вкладывать деньги в российские банки, а зажиточные россияне предпочитали открывать счета за рубежом?
8. В чем сходство и различие в анализе денег Дж. М. Кейнсом и М. Фридменом, кейнсианцами и монетаристами?
9. Изобразите в схематической форме и объясните механизм учетной операции. Как можно использовать учетную ставку для регулирования экономики?
10. Какие вопросы денежной теории находятся в центре внимания современных экономистов? Как вы думаете, почему?
11. Экономисты австрийской школы (Л. Мизес, Ф. Хайек) предлагали в целях ликвидации инфляции отказаться от монополии центрального банка на эмиссию банкнот, заменив ее механизмом спонтанного порядка: пусть все желающие выпускают деньги, а конкурентный рынок сам определит, какие из них действительно станут деньгами. К каким бы результатам, по вашему мнению, это привело?Почему возникают провалы государства? Может ли рыночный механизм преодолеть их? Если да, то каким образом, если нет, то почему?
12. Какие вопросы денежной теории находятся в центре внимания современных экономистов? Как вы думаете, почему?
13. Индивидуальные и социальные издержки безработицы: в чем единство и в чем различие?
14. Какие меры, направленные на увеличение занятости, вы знаете? Когда их следует использовать в современной России и почему?
15. Каковы источники сбережений в США иРоссии? В чем единство и в чем различие? Как вы думаете, почему?
16. Есть ли границы экономического роста? Каковы выгоды и издержки экономического роста?
17. Какие макроэкономические факторы имели наибольшее значение в моделях роста 1990-х годов? Как вы думаете, почему?
18. Развивающиеся страны вкладывают много труда в товары, которые экспортируют. Взамен они получают «меньше труда» (так как меньшее количество труда заключено в товарах, ввозимых в развивающиеся страны). Как это объяснить с позиций теории Д. Рикардо?
19. В 1980-е годы среди западных экономистов велась полемика о возможности возврата к Золотому стандарту. Подобные предположения высказывались и в отечественной печати, при этом проводилась аналогия с введением золотого червонца при переходе от «военного коммунизма» к нэпу. Какие доводы за и против введения Золотого стандарта вы могли бы привести? Какие последствия, на ваш взгляд, вызвало бы введение Золотого стандарта в современной российской экономике?
20. Можно ли утверждать, что международная миграция рабочей силы приносит чистый выигрыш стране эмиграции, в то время как общие условия жизни рабочих в принимающей стране ухудшаются? Оцените реальное воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах.