O в-пятых, ведет к возможности банкротства нации;
O в-шестых, ведет к переложению долгового бремени на другие поколения.
По срокам уплаты различают текущий и капитальный государственный долг. Текущий долг – это долг, по которому срок уплаты наступил в текущем году. Капитальный долг – это долг, по которому срок платежа еще не наступил.
Управление государственным долгом осуществляется следующими мерами:
O выпуском новых займов;
O проведением конверсии, то есть изменением первоначальных условий займа или обменом облигаций;
o консолидацией долга – продление срока действия долга, объединение нескольких долгов в единый с возможным изменением величины ссудного процента. При консолидации возможно превращения краткосрочных обязательств в долгосрочные по взаимному согласию правительства – заёмщика и правительства – партнера.
Для количественной характеристики государственного долга используются показатели:
ü общей задолженности;
ü соотношения различных видов задолженности;
ü разности полученных и выданных кредитов;
ü сравнения задолженности на душу населения;
ü степень вовлечения во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту;
ü отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки;
ü соотношение годового размера по долгу с объемом валютных поступлений за год.
Критическим значением этого показателя считается 25% от объема ВВП. В 2010 году Республика Беларусь имеет государственный долг 37 %, Российская Федерация прогнозирует 55%, США имеет госдолга %.
Теории налогов. Налогообложение и его принципы. Классификация налогов. Кривая Лаффера.
В финансовом праве достаточно четко выделяются налоговые и неналоговые платежи как виды государственных доходов в зависимости от формы платежей и методов их взимания. Одним из решений проблемы разграничения рассматриваемых понятий авторы считают использование признака нормативно – отраслевого регулирования; то есть налоговые отношения регламентируются нормами налогового Законодательства, налоговым кодексом Республики Беларусь, неналоговые обязательные платежи – нормами законодательства иных сфер, например, пенсионного права, социальной защиты и обеспечения, экологического, патентного законодательства.
В связи с этим определяют как обязательный, индивидуально безвозмездный, платеж или взнос в бюджет, который непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом неналогового законодательства. Неналоговый платеж – это квазиналог, неналоговый суррогат, который определяется как обязательный платеж, не входящий в налоговую систему и установлен не налоговым, в иным законодательством. Разовые государственные изъятия – это платежи, взимаемые государством в особом порядке, как правило, в чрезвычайных ситуациях, или в качестве наказания (штрафа).
Исходя из данного подхода к определению, выделяют следующие признаки налога с юридической точки зрения, он:
O представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесении налоговых платежей в бюджет.
o законность установления или введение налога;
O обязательность уплаты налога, т. е. не добровольно, а принудительно;
O денежную форму уплаты налога;
O безвозмездность уплаты налога и конкретность получателя налога (бюджет или внебюджетный фонд)
O абстрактный характер платежа.
На основе указанных признаков налог можно определить как единственно законную форму отчуждения собственности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов власти. Такое определение позволяет отделить налог от сборов и пошлин, при уплате которых присутствует специальная цель (например, за что уплачивается) и специальные интересы (возмездность платежа)
Теория налогообложения – это научно обоснованные концептуальные модели налоговых систем, включающие принципы их построения, состав и структуру, которые определяют роль, значение функции налогов в экономике. Налоговые теории динамичны, они меняются в зависимости от конкретных исторических и общественно – политических условий, уровня развития экономических отношений, национальных особенностей.
Формированию научных представлений о налогах как экономической категории предшествовали представления о налоговых формах взаимоотношений государства в лице верховной власти и граждан. Древние философы Аристотель, Ксенофонт предлагали разнообразить источники доходов государства, не ограничиваясь лишь налогами. Меркантилисты (Т. Гобсс) выделяли прямые и косвенные налоги, обсуждали какие из них предпочтительнее, не отрицая абсолютного права государства облагать подданных налогами. Следовательно, они не отрицали взаимосвязи налогов с экономическими процессами. Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго) впервые поставили вопросы о справедливости обложения, об источниках доходов.
Адам Смит определил налоги как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, выдвинул первые принципы налогообложения:
O равномерность;
O определенность;
O удобство уплаты;
O дешевизна.