Классификация по форме представления
1. Материальные - воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение (детские игрушки, наглядные учебные пособия, макеты, модели автомобилей и самолетов и прочее).
§ a) геометрически подобные масштабные, воспроизводящие пространственно- геометрические характеристики оригинала безотносительно его субстрату (макеты зданий и сооружений, учебные муляжи и др.);
§ b) основанные на теории подобия субстратно подобные, воспроизводящие с масштабированием в пространстве и времени свойства и характеристики оригинала той же природы, что и модель, (гидродинамические модели судов, продувочные модели летательных аппаратов);
§ c) аналоговые приборные, воспроизводящие исследуемые свойства и характеристики объекта оригинала в моделирующем объекте другой природы на основе некоторой системы прямых аналогий (разновидности электронного аналогового моделирования).
2. Информационные - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также их взаимосвязь с внешним миром).
§ 2.1. Вербальные - словесное описание на естественном языке).
§ 2.2. Знаковые - информационная модель, выраженная специальными знаками (средствами любого формального языка).
o 2.2.1. Математические - математическое описание соотношений между количественными характеристиками объекта моделирования.
o 2.2.2. Графические - карты, чертежи, схемы, графики, диаграммы, графы систем.
o 2.2.3. Табличные - таблицы: объект-свойство, объект-объект, двоичные матрицы и так далее.
3. Идеальные – материальная точка, абсолютно твердое тело, математический маятник, идеальный газ, бесконечность, геометрическая точка и прочее...
§ 3.1. Неформализованные модели - системы представлений об объекте оригинале, сложившиеся в человеческом мозгу.
§ 3.2. Частично формализованные.
o 3.2.1. Вербальные - описание свойств и характеристик оригинала на некотором естественном языке (текстовые материалы проектной документации, словесное описание результатов технического эксперимента).
o 3.2.2. Графические иконические - черты, свойства и характеристики оригинала, реально или хотя бы теоретически доступные непосредственно зрительному восприятию (художественная графика, технологические карты).
o 3.2.3. Графические условные - данные наблюдений и экспериментальных исследований в виде графиков, диаграмм, схем.
§ 3.3. Вполне формализованные (математические) модели.
Свойства моделей
- Конечность: модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны;
- Упрощенность: модель отображает только существенные стороны объекта;
- Приблизительность: действительность отображается моделью грубо или приблизительно;
- Адекватность: насколько успешно модель описывает моделируемую систему;
- Информативность: модель должна содержать достаточную информацию о системе - в рамках гипотез, принятых при построении модел;
- Потенциальность: предсказуемость модели и её свойств;
- Сложность: удобство её использования;
- Полнота: учтены все необходимые свойства;
- Адаптивность.
Моделирование сложных социальных проблем сочетает в себе все три типа моделей, основными функциями которых являются эвристические, прогностические, прагматические.
Здесь многое зависит от цели и способа моделирования, объекта, имеющейся информации, владения методикой, уровня компетентности исследователя.
Каким требованиям должна отвечать модель? Целесообразно выделить две группы требований.
К первой группе относятся следующие требования. Модель должна:
– быть более простой, более удобной;
– давать новую информацию об объекте;
– способствовать усовершенствованию самого объекта.
Ко второй группе можно отнести:
– определение или улучшение характеристик объекта;
– рационализацию способов его построения;
– возможность управления или познания объекта на его модели.
Метод моделирования используется и при исследовании таких явлений, как потребительский спрос, общественное мнение, поведение той или иной социальной группы и т. д. В подобных случаях применяется теория репрезентативного исследования. В соответствии с требованиями этой теории подбираются определенные группы лиц, которые исследуются с точки зрения намеченной цели, например, для установления их реакции на те или иные события, поведения в данной ситуации и т. д. Если процедура построена правильно, то это дает возможность получить источник ценной информации, которая впоследствии переносится на все население или на всех представителей исследуемой социальной группы. В данном случае налицо своеобразная опытная установка, имеющая характер модели.
Модели социальных процессов и явлений делятся на субстратные, структурные и функциональные в зависимости от того, какие стороны оригинала воспроизводятся в модели.
Под субстратной моделью обычно понимается модель, субстрат (материал) которой идентичен материалу оригинала по некоторым или по всем основным свойствам. К такому моделированию прибегают в случае, если, например, какое-либо реально существующее явление используется в качестве модели для изучения другого явления. В наше время особенно сильно возрастает роль структурных и функциональных моделей. Возможность построения таких моделей заложена в том факте, что всякий объект имеет функциональную сторону, т. е. соответствующее поведение, и одновременно характеризуется внутренним структурным содержанием. Вследствие этого в принципе возможно моделирование как поведения, так и структуры данной системы.
Структурное и функциональное моделирование может найти широкое применение в теории управления, особенно при проектировании и построении системы управления. При разработке данной системы управления одним из основных требований является, например, проектирование такой структуры, которая будет оптимально осуществлять управленческие функции. В этом случае, как уже отмечалось, нужно принимать во внимание ряд принципов, особенности данного этапа общественного развития и т. д. Проектирование такого типа систем требует разработки как структурных, так и функциональных моделей.
В схематичном виде структура операций при моделировании может быть представлена в следующем виде:
а) моделирование базируется на определенной теории, которая научно описывает моделируемый объект; в наше время функцию такой «исходной» информации, как правило, выполняет целый комплекс наук, интегрированных и субординированных в определенной теоретической системе; в практике социального моделирования решающую роль играет общая (абстрактная) теория, которая преобразуется в конкретно-прикладную теорию и систему операционных определений объекта;
б) сам процесс моделирования характеризуется специфическими закономерностями, которые реализуются на основе соответствующей перспективной системы, т. е. системы определенных правил и требований; для «приведения в действие» механизма этой системы необходимо программирование моделирования, а также создание методики;
в) разработанные модели подвергаются специальным научным наблюдениям, экспериментам и исследованиям с помощью научно обоснованного метода; в ряде случаев возможно и необходимо моделирование самого моделирования – это стандартный научный подход, заглянуть в будущее можно даже на простых моделях.
В научной литературе довольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделей сложных объектов и явлений, которые вполне могут быть применимы в социальном моделировании: компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация моделей и др.
Различают модели материальные и идеальные. Модель является одновременно и средством, и объектом исследования, заменяющим оригинал. Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно.
Оценка моделей различна. Одним из критериев служит прогрессивность модели, означающая, насколько она по целому ряду параметров является лидирующей. Определение качества модели – не простая задача, особенно когда речь идет о моделях социальной сферы.
Прогрессивность модели определяется характеристиками свойств модели, применимой в той или иной сфере в зависимости от целей и задач исследователей.
В качестве других критериев выступают:
1) новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);
2) распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, социальная группа и т. д.) – уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована материализованная система – кибернетическая);
3) уровень творческого решения с помощью модели. Он означает степень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций.
Последовательность нарастания этих возможностей, т. е. творческого решения, следующая:
– первый уровень – определение (различение, распознавание), классифицирование известных фактов, предметов, событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений;
– второй уровень – выполнение гносеологических и эвристических способностей разработанной модели, осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.
Уровень использования модели характеризуется следующими показателями:
– определена цель применения модели;
– углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере;
– модель используется в системе научного знания, в системе подготовки кадров, в учебных заведениях.
Не менее важным является рассмотрение структуры моделей.
В структуру модели входят три основных компонента: совокупность направлений развития объекта познания; побудительные силы развития; факторы внешних воздействий.
При исследовании важно зафиксировать степень реализованного воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено при ретроспективном анализе. Подобный подход в значительной мере предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, базирующееся на опыте прошлого, на сравнении с ним, опирается на репрезентативные массивы информации.
Методика всеобщего обсужденияМозговой штурм (брейнсторминг)Результаты всех методик и методов разработки социальной программы и построения данных для подобных разработок, используются в совокупности, что позволяет не только увидеть целостную картину социальных проблем, но и применить определенный комплекс действий для разрешения или хотя бы предотвратить негативную динамику ее развития. Результаты всех процедур используются в совокупности, что позволяет не только увидеть интегрированную картину социальной ситуации подведомственной территории и ее наиболее острые проблемы, но и применить определенный комплекс действий, чтобы разрешить эти проблемы либо хотя бы предотвратить негативную динамику их развития. Непосредственным руководством к действию являются планы деятельности, составляемые на месяц, квартал, год. Мероприятия включаются в планы исходя из двух оснований: алгоритмизация программы, т.е. ее поэтапное деление с указанием взаимообусловливающих связей (что за чем должно следовать, что чем обусловлено), и наличие ресурсов, т.е. наличие (или отсутствие) тех или иных экономических, материальных, организационных и кадровых возможностей.
Второе основание может порой деформировать процесс деятельности, обусловленный первым основанием, и тогда учреждение социальной службы начинает деятельность «неправильным путем» — без наличия собственного здания, во временном помещении; при неутвержденных нормативных правоустанавливающих документах (на основе временного Положения и т.д.); без определения порядка постоянного финансирования и т.д. Это неизбежная черта нашего времени; если ожидать предоставления оптимальных условий, любая деятельность будет невозможной. Планы потому и составляются на ограниченный промежуток времени, чтобы их можно было корректировать в зависимости от обстоятельств.
С помощью этого метода прогнозирования может быть решена большая часть проблем, возникающих при разработке прогнозов. В экспертном прогнозировании существует несколько основных этапов:
1.Подготовка к разработке прогноза;
2.Анализ ретроспективной информации, внутренних и внешних условий;
3.Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий;
4.Проведение экспертизы;
5.Разработка альтернативных вариантов;
6.Априорная и апостериорная оценка качества прогноза;
7.Контроль хода реализации прогноза и корректировка прогноза;
На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие задачи:
• подготовлено организационное обеспечение разработки прогноза,
• сформулировано задание на прогноз,
• сформулированы рабочая и аналитическая группы сопровождения,
• сформулирована экспертная комиссия,
• подготовлено методическое обеспечение разработки прогноза,
• подготовлена информационная база для проведения прогноза,
• подготовлено компьютерное сопровождение разработки прогноза.
Методика прогнозирования содержит ряд этапов:
– прогнозную ориентацию;
– сбор прогнозной информации о прошлом и настоящем объекта прогнозирования;
– описание исходной модели прогнозирования;
– прогнозную проспекцию:
§ построение поискового прогноза;
§ построение нормативного прогноза.
– верификацию прогнозного результата;
– выработку рекомендаций для принятия решений в сфере управления на основе полученного прогноза.
Приведем характеристику этапов прогнозирования.
1. Прогнозная ориентация. Данная стадия важна с точки зрения методологии и концептуального подхода к процессу прогнозирования. Предполагает разработку особого документа – программы прогнозного исследования, содержащего ряд структурных элементов.
Документ включает объект прогнозирования. Предмет прогнозирования – определенные характеристики объекта прогнозирования (масштабность, темпы изменения, уровень развития и т. д.). Цели и задачи (поисковые или нормативные) исследования, тип исследования. Гипотезы – предположения относительно того, как будет развиваться явление или процесс. Время упреждения – период действия прогноза. Источники прогнозной информации, методы и техника ее сбора и обработки, методика определения точности полученного прогноза. Здесь же разрабатывается необходимый понятийный аппарат.
В программе прогнозного исследования указывается также порядок финансирования работ, форма отчетности, непосредственные исполнители прогнозного исследования, распределение между ними обязанностей, сроки исполнения прогнозных работ. Последние вопросы обговариваются совместно с заказчиком и исполнителем прогнозного исследования.
2. Сбор прогнозной информации (этапы ретроспекции и диагноза).Исследуется история развития объекта прогнозирования, формируется информационный массив; собирается информация о прошлом и настоящем состоянии объекта, его структурных элементах, оценивается их важность и взаимные связи, данные о прогнозном фоне – факторах и условиях, влияющих на развитие и функционирование объекта в прошлом и настоящем, выделяется система количественных и качественных показателей, описывающих изучаемый объект.
Формирование информационной базы данных по объекту осуществляется с использованием различных источников информации: фактографической из существующей статистической отчетности, путем изучения различных документальных источников, с использованием экспертных оценок и данных опросов социальных групп населения и т. д. Возможен заказ на разработку недостающих данных различным компетентным учреждениям.
3. Описание исходной модели прогнозируемого явления. На этом этапе осуществляется систематизированное описание исследуемого объекта с целью определения тенденций его развития, закономерностей функционирования. Выбирается система отображения, тип модели, форма представления прогнозируемого явления (словесная, графическая, математическая и т. д.). Устанавливается степень соответствия полученной модели оригиналу.
4. Прогнозная проекция.Осуществляется проекция исходной модели в будущее с учетом наблюдаемой тенденции развития и закономерностей функционирования объекта, а также действующих или потенциальных факторов прогнозного фона. Проводится расчет прогнозируемых параметров на заданном периоде упреждения.
Этап построения прогноза может включать в себя ряд подэтапов.
Их численность и конкретное содержание может варьироваться в зависимости от цели прогнозирования.
Исходя из установленных закономерностей в развитии прогнозного явления осуществляется построение динамических рядов показателей – основы будущих прогнозных моделей – методом экстраполяции. Возможно обобщение имеющегося материала в виде прогнозных сценариев.
В случае поискового прогноза – построение серии гипотетических поисковых моделей прогнозируемого объекта методом поискового анализа, расчет максимальных и минимальных значений его параметров, определение вероятности данных значений с учетом изменения прогнозного фона, расчет средних ошибок прогнозирования.
В случае нормативного прогноза – построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта с заданными заранее прогнозными характеристиками, нормами, идеалами, целями методом нормативного анализа, расчет значений объекта, не ограниченных рамками прогнозного фона и ограниченных, выбор оптимального варианта. При его выборе учитываются реальные возможности достижения поставленной цели (экономические, политические и т. д.).
На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.
5. Верификация прогнозного результата.Данный этап предполагает оценку достоверности, точности, обоснованности прогнозного результата. Выявляются теоретические и эмпирические критерии достоверности, устанавливается степень соответствия этих критериев прогнозному результату. Абсолютная верификация, т. е. эмпирическое подтверждение или отрицание правильности прогнозного результата, возможна только в момент наступления события. Однако в прогнозировании возможна относительная, предварительная верификация, осуществляемая до наступления события. Способы относительной верификации различны: проведение повторных исследований, использование одновременно различных методик получения прогнозного результата, опрос экспертов и т. д. И если результаты совпадают, есть основание говорить, с большой долей уверенности, о высокой степени достоверности прогноза.
6. Выработка рекомендаций для принятия решений в сфере управления на основе полученных прогнозов.На этом этапе исследователь вырабатывает рекомендации, направляемые заказчику исследования, относительно возможных или желательных управленческих действий.
Возможно обсуждение экспертами на заключительном этапе прогнозного исследования не только результата прогнозирования, но и рекомендаций, направляемых в адрес заказчика.
Получение точного прогноза – проблема довольно сложная. Ошибки могут подстерегать на каждом этапе прогнозного исследования, порождаться субъективными факторами и объективными обстоятельствами.