Предмет трудового права как отрасли права. 1 страница
Трудовые отношения – отношения работника и нанимателя по использованию их способности к труду, урегулированное нормами трудового права.
Производственные отношения – отношения, существующие без воли работника. В зависимости от форм собственности и вида предприятия трудовые отношения подразделяются на родовые и видовые группы и подгруппы, т.е. трудовые отношения на государственном предприятии, на общественном, частных, арендных и других форм собственности.
Группы общественных отношений, урегулированных нормами трудового права, и составляют предмет этой отрасли права:
1) Предшествующие отношения – отношения, которые возникают между будущими работниками и органами трудоустройства по оказанию им услуг в поиске работы, обучению профессии или переобучению.
2) Трудовые отношения, связанные с заключением трудового договора или контракта и с определением трудовой функции рабочего с включением его в списочный состав предприятия, отношения по переводам и перемещению по должности, а также отношения, связанные с прекращением трудового договора по различным основаниям.
3) Последующие отношения, связанные с повышением квалификации работника, с обучением и переобучением по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства.
4) Процессуальные и процедурные отношения, возникающие при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Методы правового регулирования трудовых отношений.
1) императивные – воздействуют на общественные отношения через правовые акты (минимальная зарплата, продолжительность отпуска)
2) диспозитивные – государство позволяет участникам выбор модели поведения.
В трудовом праве государство принимает приемы воздействия на трудовые отношения:
1) оно дозволяет гражданам участвовать в коллективном или индивидуальном труде, работать на конкретных предприятиях на основе трудового договора или контракта
2) государство рекомендует определенную минимальную зарплату, не ниже установленной государством
3) государство запрещает незаконный отказ на прием на работу по мотивам: пол, раса, религия и др., запрещает задерживать зарплату и нарушать трудовые договоры.
Почти не применяется предписание, оно используется только для разрешения трудовых споров.
2. Трудовое право как наука и учебная дисциплина.
3. Система трудового права, как отрасли права и законодательства.
Система трудового права как отрасли права представляет собой структуру совокупности в определенном порядке расположенных правовых норм, группирующихся в соответствующие институты, в зависимости от специфики общественных отношений составляют предмет данной отрасли права.
Система трудового права, система отрасли законодательства и система науки, а также система учебного курса трудового права взаимосвязанные, но разные понятия. Их различают по целям и предмету.
Предмет системы отрасли трудового права является построение законодательства. Своим предметом и целью науки трудового права имеет изучение норм трудового права, их развитие, правовая связь и правоотношения, изучение трудового права зарубежья.
Система отрасли трудового права делиться на 2 части: общую и особенную.
В общую часть входят нормы, которые распространяются на все общественные отношения трудового права, на нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные права и обязанности работников, недействительные условия трудового договора. входят такие институты как предмет, метод и система трудового права.
Особенная часть трудового права строится на институтам, которые располагаются последовательно по динамике возникновения и развития трудовых отношений. Особенная часть включает трудовой договор, зарплату, гарантии компенсации, дисциплина труда, охрана труда, материальную ответственность, порядок разрешения трудовых споров, правовое регулирование отдельных категорий работников, надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Система трудового законодательства объединяет весь нормативно-правовой материал в сфере труда: законы, указы, постановления, и если система отрасли трудового права содержит чисто правовые нормы, то система законодательства, помимо нормативных актов о труде, содержит еще и преамбулы, введения, указывающие на причину принятия соответствующих актов и их практическое значение.
Система науки трудового права представляет собой определенным образом составленную совокупность знаний о правовом регулировании труда и связанные с ними общественные отношения, способствующие достижению эффективности этого регулирования и предложения по совершенствованию правовых норм.
Наука трудового права изучает предмет, метод, источники, субъекты трудового права, учение о правоотношениях трудового права, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличным является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки она имеется.
4. Принципы трудового права.
Принципы трудового права. Под принципами трудового права понимается основополагающие начала, определяющие содержание и направление развития трудового права в целом и его отдельных институтов.
Роль принципов трудового права:
1) отражают содержание всей системы норм трудового права, помогая понять смысл и связь с экономикой и моралью общества
2) направление развития трудового законодательства и помощь в применении норм права
3) служат одним из оснований объединения отдельных норм в систему
4) определяют положение субъектов
Принципы включают в себя:
общеотраслевые принципы: законность, равноправие, социальная справедливость
межотраслевые: свобода труда, запрещение принудительного труда
отраслевые принципы, связанные с хотя бы одним из институтов: принцип свободы труда связан с институтом трудового договора
внутриотраслевые, которые ближе других к конкретным нормам
5. Функции трудового права.
Основная роль трудового права – регулирует своими нормами поведение людей в процессе труда на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период, охраняло труд рабочих, способствовало улучшению условий труда и быта, укреплению социального партнерства.
Функции трудового права – основные направления воздействия его норм на поведение через сознание, волю и процессе труда для достижения целей и задач данной отрасли. Трудовое право выполняет функцию, свойственную всем отраслям права: регулятивную и охранительную, и функции, свойственные для данной отрасли. В юридической литературе специфика функций различна:
1) социальная – проявляется в нормах по обеспечению занятости реализации свободного труда
2) защитная – выражена в установление уровня условий труда, разрешение трудовых споров и др.
3) хозяйственная и производственная – проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качества и производства работы
4) воспитательная – содержится в нормах о поощрении и ответственности работника
5) развитие производственной демократии – выражается в нормах о праве работника на участие в управлении предприятием, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов.
Сфера действия трудового права очень широкая. В соответствии со ст.3 Трудового кодека (ТК) трудовое право регулирует отношения всех работников и нанимателей, заключившие трудовой договор на территории РБ, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров РБ или конвенций международных организаций труда. Ст.5 ТК устанавливает особенности его применения и связанные с ним отношения отдельных категорий работников в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус. Исходя из ст.6 ТК, не попадают под действие трудового права отношения по поводу осуществления:
обязанностей членов наблюдательных и иных советов, а также органов контроля организаций, хотя эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений
обязательства, возникшие на основе договоров, предусмотренные гражданским законодательством
6. Понятие и виды субъектов трудового права.
В теории права под субъектом правоотношений (права) принято понимать физическое или юридическое лицо, имеющее субъективные права и юридические обязанности.
Субъекты трудового права — это участники общественных отношении, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают определенными трудовыми правами и обязанностями и имеют возможность реализовывать их.
Для субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности и дееспособности, которые объединяются понятием
правосубъектность - т. е. характеристикой, определяющей право субъекта быть участником отношений:
трудовая правоспособность - признаваемая трудовым законодательством способность иметь трудовые права и обязанности;
трудовая дееспособность - способность по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.
В трудовом праве гражданин обладает единой правосубъектностью, т. е. признаваемой трудовым законодательством способностью иметь и осуществлять, реализовывать трудовые права и обязанности и нести ответственность за трудовые правонарушения. Все эти три элемента возникают одновременно. Обладая трудовой правосубъектностью, лицо может стать субъектом трудового права, т. е. участником его правоотношений.
Применительно к организациям, учреждениям и предприятиям правосубъектность находит выражение также в их компетенции.
Компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий предприятий, учреждений и организаций, предоставленных им законодательством с целью обеспечения осуществления возложенных на них функций.
Виды субъектов трудового права
Субъектами трудового права могут быть:
физические лица — работники;
работодатели — физические или юридические лица;
социальные партнеры — объединения работодателей и объединения работников в лице избранных (назначенных) представителей;
первичная профсоюзная организация или иные уполномоченные работниками выборные представительные органы на производстве;
органы занятости населения;
органы по разрешению трудовых споров;
органы надзора и контроля в сфере труда.
Каждая из этих групп субъектов обладает своим специфичным правовым статусом в трудовом праве.
Правовой статус субъекта — это правовая характеристика участника отношений, определяющая его место и роль в данном правоотношении. В содержании правового статуса субъекта можно выделить следующие элементы:
трудовая правосубъектность;
основные (статутные) трудовые права и обязанности, так как именно набор используемых субъектом прав, обязанностей, свобод и определяет его место в данном правоотношении (статус);
юридические гарантии трудовых прав и свобод, основанные на их нормативной закрепленности и возможности применить принудительную силу государства для обеспечения;
ответственность самого субъекта за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
7. Права и обязанности сторон в трудовых правоотношениях.
Статья 21. Основные права и обязанности работника
Работник имеет право на:
заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право:
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
8. Понятие и виды источников трудового права.
Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт.
Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.
Все источники трудового законодательства классифицируются на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации. Но их можно классифицировать и по другим основаниям:
системе отрасли трудового права: акты, относящиеся к общей ее части (Конституция РФ, гл. 1 ТК РФ), и акты, относящиеся только к отдельным институтам трудового права (обеспечению занятости, трудовому договору, рабочему времени и времени отдыха, оплате труда, охране труда, трудовым спорам и др.); при этом такой кодифицированный акт, как Трудовой кодекс, регулирует все институты трудового права, а текущие законы РФ о занятости, коллективных договорах и соглашениях, охране труда и др. регулируют определенные вопросы и относятся к одному-двум институтам трудового права;
Статьей 11 ТК установлено, что нормативные акты о труде обязательны на всей территории России для всех организаций, применяющих труд на основании трудового договора. Статья 12 ТК предусматривает действие актов трудового законодательства во времени, а ст. 13 – действие их в пространстве.
Новый Трудовой кодекс хорошо восполнил этот пробел. В нем четко указаны виды источников трудового права, их соподчинение (субординация), действие их во времени и пространстве, а ст. 6 разграничивает полномочия Федерации и ее субъектов по созданию трудового законодательства. Она предусматривает, что к ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
– основные направления государственной политики в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, основ их правового регулирования;
– обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
– порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
– основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
– порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
– принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и систему федеральных органов, осуществляющих этот надзор и контроль;
– порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
– порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе возмещение вреда работнику по трудовому увечью;
– виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
– систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
– особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Субъекты Федерации принимают нормативные правовые акты трудового законодательства по другим вопросам труда, не отнесенным к компетенции Федерации. Если они устанавливают более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными актами, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, то это обеспечивается за счет бюджета данного субъекта Федерации.
Статья 6 ТК предусмотрела в третьей и четвертой ее частях субординацию актов Федерации и ее субъектов. Локальные акты трудового законодательства принимает работодатель в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК). Коллективный договор, соглашение могут предусмотреть их принятие не с учетом мнения, а по согласованию с этими органами.
Локальные нормативные акты, принятые с нарушением указанного порядка или ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. В этих случаях применяются соответствующие нормы трудового законодательства.
9. Понятие и формы социального партнерства.
Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Отношения социального партнерства:
а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);
б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Система социального партнерства включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень организации.
Формы социального партнерства:
- коллективные переговоры – основанные на диалоге взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;
- участие работников, их представителей в управлении организацией;
- участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Основные принципы социального партнерства:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
10. Коллективные переговоры.
Коллективные переговоры в настоящее время отражают социальное партнерство в сфере труда работников и работодателей.
Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.
Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.
При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.
Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских соглашений могут быть участниками представители не только работников (профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций), но и соответствующих органов исполнительной власти. Последние также представляют третью сторону переговоров
Кодекс в разделе II “Социальное партнерство в сфере труда” дает ранее указанное понятие социального партнерства (ст. 23). Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются основными субъектами, т.е. сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, т.е. во второй части этой статьи речь идет о том, что иногда по отношению к работникам бюджетной сферы (шахтерам, учителям) работодателем выступает Правительство, органы местного самоуправления. Социальное партнерство осуществляется в форме коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений.