Объекты рынка | • товары и услуги • деньги − как посредник товарной сделки − как капитал |
Классификация структуры рынка (виды рынков) | • объект купли-продажи • отраслевая принадлежность • организация продаж • форма собственности • географическое положение • соответствие законодательству • степень ограничения конкуренции • уровень насыщенности товарами и степень удовлетворения спроса |
Рыночная инфраструктура | совокупность связанных между собой организационных институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рынка |
инфраструктура товарного рынка | товарные биржи, торговые предприятия, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы |
инфраструктура финансового рынка | банки, страховые компании, фондовые и валютные биржи |
инфраструктура рынка труда | биржа труда, службы занятости и переподготовки кадров, миграционные службы |
инфраструктура рынка информации | информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, маркетинговые службы, аудиторские компании |
ВИДЫ КООРДИНАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА |
стихийный (рыночный) децентрализованный способ упорядочения действий экономических агентов, основанный на ценовых сигналах | иерархия система вертикального подчинения, основанная на системе приказов и поручений, идущих сверху вниз, из центра в лице центрального государственного органа управления к непосредственному исполнителю (производителю) |
Изменение цен на товары и ресурсы указывают Что? Как? Для кого? производить товары и услуги | Пример: традиционная и командная экономика, деятельность фирмы |
Критерий эффективности координационного механизма | уровень общественных затрат по созданию и функционированию структур экономики. Эти затраты называются трансакционными издержками и связаны с передачей прав собственности в сфере обмена (Р.Коуз, К.Эрроу) |
Структура трансакционных издержек | • издержки сбора и обработки информации; • издержки ведения переговоров и заключения контрактов; • издержки измерения; • издержки спецификации и защиты прав собственности; • издержки оппортунистического поведения (уклонение от условий контракта с целью получения прибыли за счет партнеров − вымогательство, отлынивание, обман, сокрытие информации и т.п.) |
Право собственности | • совокупность властных прав, санкционированных обществом поведенческих отношений между людьми по поводу использования материальных благ и распределение возникающих при этом затрат и выгод; • совокупность экономических и социальных отношений по поводу использования ограниченных ресурсов |
Полное право собственности ("пучок прав" Э.Оноре) | право владения, пользования, распоряжения, управления, право на доход, на безопасность, на передачу блага по наследству или по завещанию, на бессрочность владения благом, на запрет вредного использования, право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга, право на остаточный характер (обеспечение восстановления нарушенных полномочий) |
Четкая спецификация (определение) и надежная защита прав собственности позволяет их владельцам принимать наиболее эффективные решения, т.е. в максимальной степени учитывать все выгоды и затраты от использования ресурсов. Обратное явление − "размывание прав собственности" − имеет место, если они неточно установлены и плохо защищены или подпадают под разного рода ограничения. |
Значение прав собственности | • определяют "правила игры", принятые в обществе, т.е. регулируют отношения между отдельными хозяйственными субъектами; • это система исключений других лиц из доступа к материальным и нематериальным ресурсам, которые не являются их собственностью |
В условиях частной собственности отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем "пучком прав" или некоторыми из них. Сочетания прав могут быть самыми разными, что является отражением разнообразия форм собственности. В рыночной экономике достигается относительно невысокий уровень трансакционных издержек за счет минимизации затрат по сбору информации. Господство госсобственности означает, что всей полнотой прав или отдельными ее компонентами обладает исключительно государство. |
Факторы повышения трансакционных издержек | Сложности: • информационного обеспечения; • процедуры принятия решений; • контроля и оперативного управления; • несовпадение интересов отдельных совладельцев. Решение данной проблемы зависит от соотношения политических сил; • углубление разделения труда и развитие специализации; • НТП; • усиление вмешательствва государства в экономику и его связей с частным сектором |
| | |
Наши рекомендации