Основные виды налогов в условиях современного рынка. Налоговая система России и проблемы ее реформирования

Новая налоговая система Российской Федерации включает 4 группы

налогов:

1. Федеральные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;

2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-

государственных и административных образований, устанавливаемые законами

этих республик и решениями государственных органов этих образований;

3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной

власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

4.Общеобязательные Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и

общеобязательные местные налоги и сборы.

Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2008 года):

· Федеральные налоги и сборы:

ü Налог на добавленную стоимость

ü Акцизы

ü Налог на доходы физических лиц

ü Налог на прибыль организаций

ü Налог на добычу полезных ископаемых

ü Водный налог

ü Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

ü Государственная пошлина

· Региональные налоги:

ü Налог на имущество организаций

ü Налог на игорный бизнес

ü Транспортный налог

· Местные налоги:

ü Земельный налог

ü Налог на имущество физических лиц

· Специальные налоговые режимы:

ü Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

ü Упрощенная система налогообложения

ü Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

ü Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:

· Камеральная налоговая проверка

· Выездная налоговая проверка

Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.

В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.

Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.

Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.

В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.

2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов

Наши рекомендации