Основные виды налогов в условиях современного рынка. Налоговая система России и проблемы ее реформирования
Новая налоговая система Российской Федерации включает 4 группы
налогов:
1. Федеральные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;
2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-
государственных и административных образований, устанавливаемые законами
этих республик и решениями государственных органов этих образований;
3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной
власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
4.Общеобязательные Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и
общеобязательные местные налоги и сборы.
Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России (данные на 1 января 2008 года):
· Федеральные налоги и сборы:
ü Налог на добавленную стоимость
ü Акцизы
ü Налог на доходы физических лиц
ü Налог на прибыль организаций
ü Налог на добычу полезных ископаемых
ü Водный налог
ü Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
ü Государственная пошлина
· Региональные налоги:
ü Налог на имущество организаций
ü Налог на игорный бизнес
ü Транспортный налог
· Местные налоги:
ü Земельный налог
ü Налог на имущество физических лиц
· Специальные налоговые режимы:
ü Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
ü Упрощенная система налогообложения
ü Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
ü Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:
· Камеральная налоговая проверка
· Выездная налоговая проверка
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.
В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.
Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.
Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.
В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.
Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:
1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.
2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов