Общетеоретический раздел, формирующий методологическую основу направления подготовки
Основы теории управления
Управление как наука, ее объект и предмет. Сущность и природа принципов управления.
Соотношение понятий «менеджмента» и «управление». Определение управления и менеджмента. Процессный и функциональный аспекты управления. Оценка менеджмента как науки и искусства. Основные аспекты управления: технический, социальный, рыночный, информационный, имущественный. Наиболее общие функции и роль «теории управления» в системе экономических дисциплин. Методологические основы управления. Понятие организации. Элементы и характеристики организации.
Важнейшие этапы развития российской школы управления и ее вклад в формирование современной теории управления.
Развитие идей рационализма в России. Школа научной организации труда и управления П.Кержинцева и А.Гастева. Социально-трудовая концепция управления Н.Витке. Развитие теории организации (А.Богданов) и теории хозяйственного расчета (Н.Вознесенский). Внедрение экономико-математических методов в управление (А.Канторович, В.Новожилов, Н.Федоренко, А.Аничкин, В.Глушков).
Эволюция управленческой мысли за рубежом. Феномен управления в истории.
Роль и место принципов научного управления Ф.Тейлора. Принципы идеальной бюрократии М.Вебера. Сущность концепции эффективности Г.Эммерсона («12 принципов производительности труда»). Школа научного управления. Основная область исследований - управление производственными процессами.
Особенность научных взглядов на управление, развиваемых представителями школы научного управления. Административная (классическая) школа управления (школа А.Файоля): универсальные принципы управления, основные функции предприятия. Новый уровень исследований управления – уровень общего руководства. Главный вывод - возможность и настоятельная необходимость профессиональной подготовки менеджеров.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук: новый качественный уровень развития общества и необходимость поиска новых факторов повышения производительности и качества деятельности персонала. Основные представители школы: М.Фоллет, Э.Мэйо, А.Маслоу. Школа рассматривала
межличностные отношения и их организацию на предприятии как фактор повышения мотивации трудовой деятельности персонала; вела поиск и факторов мотивации работника, направленных на раскрытие творческого
потенциала сотрудников в трудовой деятельности.
Школа науки управления: применение методов экономико-математического моделирования и прогнозирования, методов математической статистики, статистической обработки данных, компьютеризация расчетов для разработки вариантов решения управленческих задач, выбора и принятия решения.
4. Понятие организационной структуры управления. Основные элементы организационной структуры управления (ОСУ): цели и стратегии системы.
Понятие организационной структуры управления. Основные элементы организационной структуры управления (ОСУ): цели и стратегии системы; иерархические звенья управления или уровни принятия решений; горизонтальные звенья; субъекты внешних связей; связи (функциональные, линейные, формальные и неформальные). Целевое назначение и основные характеристики ОСУ. Характеристики рациональных структур Макса Вебера.
Типы организационной структуры управления (ОСУ) в современном менеджменте.
Типы ОСУ в современном менеджменте. Бюрократический тип организационных структур управления: линейно-функциональная ОСУ, линейно-штабная (штабная) ОСУ, дивизиональная ОСУ. Органический тип
организационных структур управления: проектная ОСУ, матричная ОСУ, бригадная ОСУ, целевая ОСУ.