Инновационный организационно-экономический метод улучшения обучения, профориентации и аккредитационных показателей университета
С. А. Радченко, С. С. Радченко
Проведенный комплекс исследований [1-10] показал реальную возможность быстрого и комплексного решения ряда проблем повышения эффективности обучения студентов и школьников, профориентационной работы и трудоустройства выпускников в условиях рыночной экономики за счет использования лучшего мирового опыта и уже подготовленных новых возможностей созданной ТГПУ им. Л.Н. Толстого в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ [11] инновационной фирмы (ООО Инновационно-внедренческое учебно-производственное предприятие «Энергосбережение, безопасность жизнедеятельности, экономия», сокращенно – ООО ИВУПП «ЭБЖЭ») даже без дополнительных финансовых затрат вуза и изменений учебных планов и рабочих программ дисциплин.
Это можно легко обеспечить, применяя с учетом специфики России лучший опыт ряда ведущих стран по максимально ранней профориентации школьников и студентов и целенаправленному повышению их мотивации к учебе за счет тесного сотрудничества школ и вузов с семьями, обеспечивающего возможность их обучения по индивидуальным траекториям [9, 12].
Для этого предлагается следующий комплекс простых мероприятий:
1 – знакомить абитуриентов и их семьи с уникальными возможностями целенаправленно готовиться к лучшему будущему и успешной карьере при учебе в ТГПУ им. Л.Н. Толстого с любого курса с учетом лучшего мирового опыта на основе обучения по индивидуальным траекториям [12];
2 – обеспечить изучение всеми студентами уже с первого курса и использование в учебном процессе по ряду дисциплин методических рекомендаций «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [12] для ознакомления с возможными в будущем проблемами получения хорошей работы и зарплаты в целях повышения их мотивации лучше учиться;
3 – использовать в профориентационной работе со студентами и школьниками и в учебном процессе новый вид инновационного многоцелевого тренинга для студентов любых факультетов и курсов с участием в его проведении ведущих компаний, имеющих договора с вузом, ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» и других хозяйственных субъектов, который позволит эффективнее применять малозатратный организационно-экономический метод улучшения обучения и конкурентоспособности молодежи [1-6, 12], помогая каждому получать в любое удобное время без пропусков занятий ряд практических навыков и опыт по выбранным каждым направлениям и дисциплинам с учетом интересов, способностей и планов любого студента;
4 – оказывать всем заинтересованным студентам, школьникам и их семьям квалифицированную практическую помощь в целях раннего выбора подходящих им видов работ и дисциплин, которые им будут очень нужны;
5 – создать благоприятные условия для обучения заинтересованных студентов по выбранным ими индивидуальным траекториям, используя незатратный организационно-экономический метод улучшения обучения молодежи на основе целевого сотрудничества вуза и школы с семьей [2-6].
Используя эти возможности и организационно-экономический метод [1-10] и методические рекомендации [12], все заинтересованные студенты смогут лучше готовиться к трудоустройству и к построению успешной карьеры за счет разработки и реализации индивидуальных комплексных программ повышения их конкурентоспособности при трудоустройстве, позволяющих эффективнее использовать потенциал ТГПУ им. Л.Н. Толстого и своих семей с учетом мирового опыта, а значит – не только мечтать об интересной престижной работе с достойной зарплатой и удачной карьере, но и при учебе повысить их конкурентоспособность при трудоустройстве и шансы на успех, получая важные для работодателей углубленные знания, практические навыки и умения, а многие – и особенно интересующие работодателей опыт и даже стаж работы на привлекательных должностях в фирмах, имеющих договора с университетом, и в ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» (используя многоцелевой тренинг и учебно-тренировочную работу в них).
За счет использования в профориентационной, учебной и научно-исследовательской работе таких новых возможностей и организационно-экономического метода [1-10] и методических рекомендаций [12] можно повысить и ряд аккредитационных показателей университета, так как:
- демонстрация студентам, абитуриентам и их родителям и школьникам уникальных возможностей планировать и обеспечивать успешную карьеру выпускников на основе их обучения по индивидуальным траекториям с учетом лучшего опыта ведущих стран и знаменитых вузов [1-10, 12] может повысить их мотивацию поступить в университет и лучше учиться;
- организация для заинтересованных студентов любых курсов и специальностей бесплатного многоцелевого тренинга в удобное для них время на базе ведущих компаний и ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» позволит облегчить получение ими нужных работодателям углубленных знаний, практических навыков и опыта, предотвращать пропуски занятий работающими студентами, давая им возможность заработать при таких тренингах, что уменьшит проблемы трудоустройства выпускников очной формы обучения;
- целенаправленное обучение заинтересованных студентов по индивидуальным траекториям позволит усилить научно-исследовательскую работу студентов и преподавателей по ряду актуальных направлений, в том числе и новых, с учетом специфики рыночной экономики, и увеличить количество получаемых наград и грантов, а также защищаемых диссертаций;
- можно улучшить условия для бюджетного и внебюджетного финансирования ряда направлений деятельности и участия в новых программах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Радченко С.С., Радченко С.А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов, их экономическое объяснение и возможности решения // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: межвуз. сб. ст. XIV Междун. науч.-практ. конф. (Тула, 12-15 февраля 2013 г.). Тула, Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. С. 384-390.
2. Радченко С.А., Радченко С.С. Способ обучения по индивидуальным траекториям без дополнительных расходов для получения студентами навыков, опыта и стажа работы // Актуальные проблемы проектирования и реализации конкурентоспособных образовательных программ: материалы XLI учеб.-метод. конф. проф.-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. С. 64-71.
3. Радченко С.С. Инновационный метод малозатратного улучшения обучения молодежи // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 1. С. 99-102.
4. Радченко С.С. Инновационный организационно-экономический метод улучшения обучения и воспитания молодежи // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 9. С. 74-86.
5. Радченко С.С. Организационно-экономический метод улучшения обучения и воспитания школьников и студентов // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 144-154.
6. Радченко С.А., Радченко С.С. Метод улучшения технико-технологической и экономической подготовки молодежи без дополнительного финансирования // Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики: матер. Межд. науч.-практ. конф. МПГУ (Москва, 19-21 марта 2014 г.). М.: Изд-во МПГУ, 2014. С. 202-206.
7. Радченко С.А., Радченко С.С. Создание научно-учебно-производственного комплекса и бизнес-инкубатора – лучший способ быстро повысить аккредитационные показатели и доходы университета // Научная, научно-методическая деятельность администрации и профессорско-преподавательского состава вуза по выполнению аккредитационных показателей учебного заведения в статусе «Университет»: Материалы XXXVI науч.-метод. конф. проф.-препод. состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула, Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. С. 131-138.
8. Радченко С.А., Радченко С.С. Использование научно-исследовательской работы студентов для улучшения их конкурентоспособности, охраны труда, учебы и доходов // Университет XXI века: научное измерение: материалы науч. конф. проф.-препод. состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. С. 157-164.
9. Радченко С.А., Радченко С.С. Инновационная учебно-тренировочно-внедренческая система улучшения научно-исследовательской работы, конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда и поддержки студентов и выпускников, комфорта, экономии, энергосбережения и безопасности: Учеб. пособие для студентов всех специальностей. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011. 126 с.
10. Радченко С.А. Использование опыта инновационной деятельности ведущих зарубежных вузов – лучший способ комплексного решения задач и проблем вузов и технолого-экономического образования // Сб. ст. Х межд. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию ТГПУ им. Л.Н. Толстого и 30-летию факультета технологии, экономики и сельского хозяйства. В 2 ч. Ч. 1. Тула, Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. С. 75-81.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Консультант Плюс.
12. Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника: Метод. рекомендации для студентов всех специальностей / С. П. Будникова, Н. В. Просперова, С. А. Радченко, С. С. Радченко. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. 262 с.