Поддержание единой цены перепродажи
Производители, когда право им это позволяет, часто устанавливают цену перепродажи, ниже которой розничным продавцам не позволяется продавать их продукт. В деле Dr. Miles Верховный Суд постановил, что, поскольку результат аналогичен результату сговора розничных продавцов по поводу цены, который есть незаконное фиксирование цены, поддержание единой цены перепродажи также незаконно.14 Это рассуждение не объясняет, почему производитель должен хотеть, чтобы розничные продавцы его продукта получали монопольную прибыль, и упускает из виду возможность того, что поддержание единой цены перепродажи может производить дополнительный эффект, отсутствующий в случае дилерского картеля: обеспечение оптимального уровня предпродажного обслуживания продукта производителя. Предположим, существует некий вид предпродажного обслуживания, ценный для потребителя и предоставляемый розничным продавцом с большей эффективностью, чем производителем, причем нет возможности назначить за него отдельную цену: например, хорошо оборудованный демонстрационный зал, в котором работают вежливые и красиво одетые продавцы.15 Розничный продавец, который добро-
13 Иными словами, предельный гонорар равен нулю. Так ли обстоит дело с предельными издержками?
14 Dr. Miles Medical Co. v. John D. Park & Sons Co., 220 U.S. 373 (1911).
15 Почему нельзя продавать эту услугу отдельно? В более общем смысле, почему трудно продавать информацию о продукте отдельно от продукта? И почему наш аргумент ограничивается предпродажным обслуживанием?
Антимонопольное законодательство
вольно предоставляет это обслуживание, может быть «обойден» (по цене) конкурирующим розничным продавцом, который такого обслуживания не предоставляет. Второй розничный продавец может воспользоваться услугами первого — убеждая своих покупателей идти к первому продавцу, но затем возвращаться к нему из-за выгодной цены, которая обусловлена отказом от расходов на предпродажное обслуживание, подобное проводимому первым продавцом. Это хороший пример внешней выгоды. Предоставляя бесплатные услуги потребителям, первый розничный продавец создает выгоду для конкурирующих продавцов данного товара.
Производитель может предотвратить использование конкурентами того факта, что некоторые продавцы представляют предпродажное обслуживание, путем фиксирования минимальной розничной цены на уровне, который создает достаточно доходов сверх издержек дистрибуции, чтобы розничный продавец мог представлять услуги на том уровне, который желателен для производителя. Не имея возможности конкурировать в цене, но имея возможность конкурировать в качестве, каждый розничный продавец будет инвестировать в предпродажное обслуживание, чтобы переманить покупателей от своих соперников. Эта конкуренция будет продолжиться до тех пор, пока предпродажное обслуживание не достигнет того уровня, который желателен для производителя, и монопольная прибыль, которую получали бы розничные продавцы, продавая по фиксированной цене без предоставления предпродажного обслуживания, полностью исчезла бы. Это еще один пример тенденции, обсуждавшейся в главе 9, к трансформации потенциальной монопольной прибыли в издержки через неценовую конкуренцию (в данном случае — предпродажное обслуживание).16
Если бы было возможно продавать предпродажные услуги отдельно, было бы это эффективно? Чтобы аргумент об услугах дилера был применим, должен ли продукт быть достаточно сложным? См. Pauline M. Ippolito & Thomas R. Overstreet, Jr. Resale Price Maintenance: An Economic Assessment of the Federal Trade Commission's Case Against the Corning Glass Works, 39 J. Law & Econ. 285 (1996). См. также Pauline M. Ippolito. Resale Price Maintenance: Empirical Evidence From Litigation, 34 J. Law & Econ. 263 (1991). В этой работе делается вывод, что поддержание единой цены перепродажи редко применяется как метод сговора.
16 В связи с теорией поддержания единой розничной цены на основе «дилерских услуг» возникают следующие вопросы.
а) Подразумевает ли теория, что производитель имеет монопольную власть? Если нет, почему розничные продавцы конкурирующих производителей не могут воспользоваться фактом предоставления услуг дилерами данного производителя?
б) Как можно эмпирически отличить поддержание единой цены перепродажи, введенное производителем ради своей выгоды, и поддержание еди-
Поддержание единой цены перепродажи
Трудно понять, почему право склоняется к запрещению практики, которая имеет целью преодоление проблем «безбилетника» законопослушных бизнесменов. Нелегко и показать, что экономическое благосостояние на самом деле повышается вследствие поддержания единой цены перепродажи. Это можно увидеть на рис. 10.2, где МС =р есть издержки розничной дистрибуции, а значит и розничная цена в отсутствие предпродажного обслуживания; р' — минимальная розничная цена, зафиксированная производителем, а МС' — новые издержки дистрибуции, включающие предпродажное обслуживание, предлагать которое побуждает производителей р'; ГУ — новая более высокая кривая спроса, создаваемая в результате предоставления обслуживания.
Производитель выигрывает, поскольку он продает больше при той же цене. (Цена, которую он берет с розничного продавца, не подвержена (по крайней мере, не должна быть подвержена) влиянию фиксирования розничной цены, порождающего изменения, показанные на рисунке.) Некоторые потребители выигрывают, включая, по определению, всех тех, кто покупает продукт в первый раз по причине сопровождающих его услуг. Но некоторые другие потребители проигрывают — те, кто платит более высокую цену, чем до начала предоставления предпродажного обслуживания, и при этом не получает соответствующей выгоды.
Выгоды и издержки можно сравнить по заштрихованным зонам на рис. 10.2. Заштрихованная зона между кривыми спроса является выгодой от поддержания единой цены перепродажи; заштрихованная область между кривыми предельных издержек представляет издержки. Хотя выгоды превышают издержки, можно легко перечертить графики так, что издержки будут превышать выгоды, даже если при этом спрос будет больше при более высокой цене (почему эта особенность важна?). Выгоды, которые производители создают для потребителей, продавая по цене ниже той, которую они вынуждены были бы платить при системе совершенной ценовой дискриминации (иными словами, излишек потребителя), не влияют на решения производителя, поскольку он, по определению, не получает этих выгод. Это внешние выгоды, поэтому он может предпринять шаги, в результате которых эти выгоды случайно снизятся, если эти шаги увеличивают его прибыль.
ной цены перепродажи, за которым стоит созданный дилерами картель? Почему нельзя просто задаться вопросом, продается ли данный продукт обычно со значительным предпродажным обслуживанием?
в) Есть ли аналитическое различие между поддержанием единой цены перепродажи и либо выделением эксклюзивных территорий дилерам, либо запрещением им продавать другим дилерам или через них?
Антимонопольное законодательство
Должно ли антимонопольное законодательство принимать в расчет этот момент? Можете ли вы сказать, почему если принимать его в расчет, то фирме пришлось бы приобретать государственное разрешение на улучшение качества своего продукта?
Результаты поддержания единой цены перепродажи, состоящие в росте не только цены, но и качества (если качество включает предпродажное обслуживание, предлагаемое совместно с продуктом), иногда описывается в терминах подмены ценовой конкуренции неценовой, что справедливо, или в терминах подмены конкуренции в рамках одной торговой марки конкуренцией между торговыми марками, что неверно. Поддержание единой цены перепродажи действительно ограничивает ценовую конкуренцию среди розничных продавцов товаров определенной марки, на которые производитель фиксировал цену перепродажи, — конкуренцию в рамках одной торговой марки — и тем самым стимулирует конкуренцию между торговыми марками, делая марку данного производителя более привлекательной по сравнению с другими. (Увеличение ее привлекательности измеряется расстоянием между q и q'. Можете ли вы сказать, почему?) Однако в рамках одной марки конкуренция не сокращается: она просто трансформируется из ценовой в конкуренцию услуг. Поддержание единой цены перепродажи не будет выгодным производителю, если не побуждает розничных продавцов его продукта к энергичной конкуренции друг с другом, но только в предоставлении услуг, а не в снижении цен.
Слияния, которые порождают монополии или олигополии