Способствующий обобщению тип атрибуции: стабильный, глобальный и внутренний
Абрамсоном и его коллегами [L.Y.Abramson et al., 1978J, а также Миллером и Норманом [I.W. Miller, III, W.H.Norman, 1979], намечен целый ряд предположений относительно степени обобщения и устойчивости эффекта беспомощности. Согласно этим предположениям, обобщение и устойчивость беспомощности должны зависеть от объяснения субъектом на тренировочной стадии неподконтрольности результатов своих действий. Если воспользоваться такими достаточно давно введенными параметрами атрибуции, как локализация (внутренняя или внешняя) и устойчивость (стабильная или вариативная) [см.: В.Weiner, 1972], то при отсутствии сомнений в принципиальной разрешимости задачи к наиболее сильной и тем самым максимально обобщаемой беспомощности должна вести стабильная внутренняя атрибуция. В отношении силы этот вывод подтверждают данные Теннена и Эллера [H.Tennen, S.J.Eller, 1977J, а в отношении обобщения — данные Дуека и Репуччи [С.S.Dweck, N.D.Repucci, 1973], наблюдавших наибольший межситуационный перенос связанных с беспомощностью дефицитов у детей, объяснявших достигнутые ими результаты собственной неспособностью.
Естественно, что решающим в обобщении является широта понимания субъектом способностей, которыми он объясняет свой провал. Для учета этого был введен еще один параметр атрибуции — ее глобальность [L.Y.Abramson et al., 1978 — глобальность, специфичность; I.W. Miller, III, W.H.Norman, 1979 — всеобщность, специфичность]. Например, если субъект свой провал в поисках принципа решения тренировочного задания объясняет отсутствием какой-либо весь-ма специфичной (частной) способности (внутренняя, стабильная и специфическая атрибуция), то беспомощность будет переноситься на задания других типов в гораздо меньшей степени, чем в случае, когда, не решив задачу, индивид просто начинает сомневаться в своих умственных спо-собностях (внутренняя, стабильная и глобальная атрибуция). Решающим для переноса является, та-ким образом, то представление о степени общности необходимых для выполнения задания спосо-бностей, которое каждый получает после выполнения тренировочных задач (или которое навязывае-тся экспериментатором). Это справедливо и для случаев внешней атрибуции, которая также может привести к характерным для беспомощности дефицитам, лишенным, однако, самооценочной окраски. Если испытуемый воспримет тренировочное задание как исключительно трудный субтест теста средней сложности, перенос беспомощности будет гораздо меньшим, чем если он будет считать это зада-ние репрезентативным для теста в целом или же если он считает все тесты просто жульничеством.
Чем стабильнее (а не изменчивее) и одновременно глобальнее (а не специфичнее) причины, которым приписывает субъект результаты своей деятельности — независимо от того, внеш-ние они или внутренние, — тем устойчивее и обобщеннее будет беспомощность в достижении будущих желательных результатов при выполнении аналогичных или иных деятельностей. Именно такое основанное на стабильной и глобальной атрибуции изменение ожиданий обусловли-вает в широком диапазоне деятельностей устойчивые и характерные для беспомощности дефициты. В зависимости от отнесения ожидания к внутренним или внешним причинам, к мотивационному и когнитивному дефицитам добавляется (или не добавляется) еще один — снижение самооценки. К внутренней атрибуции могут предрасполагать субъекта определенные особенности личности, скажем, наряду с тем или иным локусом контроля «повышенная чувствительность к себе» (private self-consciousness [см: A.Feningstein, M.F.Schreier, A.H.Buss, 1975; D.M.Buss, M.F.Schreier 1976]).
Однако даже при внешней атрибуции возможно возникновение если и не негативной самооценки, то эмоционального дефицита, проявляющегося в депрессивном эмоциональном состоянии, например когда субъект вынужден отказаться от весьма желательного результата действия или же ему приходится учитывать абсолютно нежелательный результат.