Никогда не пробовал, потому что уверен, что мне не понравится

Будущее СМИ в персонализации. Но оборотная сторона этого состоит в том, что если цели СМИ будут предельно сужены (если содержание будет создаваться, фильтроваться и нацеливаться на небольшие группы), возникнет опасность еще большего усиления существующих в обществе предрассудков. Другими словами, люди будут получать «зауженный» вариант информации, что может иметь крайне негативные последствия, так как мы будем узнавать все больше и больше о все меньшем и меньшем. Данная ситуация поспособствует снижению эмпатии и взаимопонимания между людьми.

Негативные последствия для общества могут возникнуть также и из-за того, что медийные конгломераты в погоне за остатками глобального рынка отбросят все нравственные принципы. И это весьма неприятная перспектива для каждого из нас.

Руперт Мердок абсолютно прав, говоря, что СМИ станут неким подобием пищи, но я бы уточнил: не полноценной пищи, а самого низкокачественного фастфуда. СМИ станут настолько легко и повсеместно доступны и настолько разукрашены и примитивизированы, чтобы привлечь наше крайне ограниченное внимание, что практически утратят всякую информационную ценность, став чем-то вроде успокоительной жвачки.

Повсеместное распространение СМИ – настоящий вызов медийным компаниям, так как избыточность интернет-информации вызовет резкое снижение цен на нее. Большинство будет вообще рассматривать ее как бесплатную. Это огромная проблема для таких СМИ, как, например, газеты, которые вкладывают большие деньги в гонорары журналистам, редакторам, фотографам, а результат их труда бесстыдно копируется блогерами, перекраивается и выкладывается в Интернете как общедоступный.

Одно из возможных решений названной проблемы – в ограничении источников информации. Нечто подобное уже происходит в том смысле, что некоторые из крупнейших СМИ, сливаясь, попадают в руки небольшого числа очень мощных организаций. Но одновременно они неизбежно фрагментируются, поэтому в конечном итоге ограничение доступа – недостижимая утопия, по крайней мере в сети.

Скорость еще не все

Еще одно решение проблемы с оплатой содержания виртуальных СМИ можно найти, если задуматься о том, за что люди будут платить. Однозначно ответить на этот вопрос нелегко, но, скорее всего, платить они будут за три вещи: время, пространство и истину. Что я имею в виду? Суть в том, что если люди чрезвычайно заняты и почти постоянно находятся в состоянии стресса, предлагать им продукцию, отличающуюся более высокими скоростными характеристиками, даже если они реально способствуют экономии времени, значило бы усугублять ситуацию. Главное, в чем будут нуждаться люди, – те виды продукции, которые помогут им расслабиться и отыскать партнеров для общения.

Следовательно, на смену хай-теку должен прийти «хай-тач», т. е. возможность значительно больших и более насыщенных взаимодействий. Вот шанс для медийных компаний стать отправной точкой для увлекательных путешествий и самопознания. Достаточно тривиальный пример того, о чем я говорю, – Disney, начинавший как кинокомпания, а в настоящее время занимающийся тематическими парками, гостиницами, круизными судами, издательствами и даже производством пищевых продуктов.

Другими словами, если вы представляете популярный медийный бренд, данный бренд можно распространить и на другие смежные области: телевидение, кинопроизводство, газеты, журналы, книги, кафе, проведение досуга и даже производство автомобилей. Как должен выглядеть автомобиль, произведенный фирмой Walt Disney? Не знаю, но наверняка очень интересно.

Не менее любопытно, какой будет газета, изданная ВВС, видеокамеры от CNN или поздравительные открытки от журнала New Yorker. Последнее уже реальность, но я думаю, вы поняли, к чему я клоню.

Могу привести еще более конкретный пример. Я каждый день читаю New York Times , однакео ни разу за нее не платил, так как читаю в Интернете. Меня интересует ситуация на Ближнем Востоке, и я уверен, что именно из New York Times получу наиболее ясное представление о том, что там происходит. Итак, что же они смогут мне продать? Журнал, в котором будет собрано все их лучшие публикации о Ближнем Востоке? Ениги с брендом New York Times ? Я бы посетил любую дискуссию, организованную New York Times , и даже отправился бы в предложенное ими путешествие с кем-то из их корреспондентов по Ближнему Востоку.

Заголовки завтрашнего дня

СМИ в настоящее время также одержимы идеей скорости. Это отчасти имеет отношение к проблеме финансирования, которого не хватает, поэтому их цель состоит в том, чтобы сырые новостные материалы как можно скорее загрузить на экран и не тратить время и силы на его анализ. Подобный подход срабатывает, но до определенного предела (он дает яркое впечатление реальности событий). Точность и глубина освещения событий рождаются на основе непрерывной проверки фактов, изучения происходящего и размышлений – все перечисленное стоит денег. Однако для многих оно не имеет принципиального значения. Более того, поговаривают, что молодое поколение на самом деле предпочитает скорость точности, но правда, все-таки, и для него имеет значение. В конце концов, журналистика основана на умении задавать вопросы и получать ответы, а не на перепечатывании пресс-релизов. Однако первого становится все меньше, а второго все больше.

Ради чего существуют медийные компании? Какие услуги они должны предоставлять? Вот два из наиболее важных вопросов, которые обязан задать себе любой человек, так или иначе связанный со СМИ, и я держу пари, что многие из тех ответов, которые на них дадут сегодня, будут сильно отличаться от ответов, которые получат в будущем.

Одна из лучших характеристик функции медийных компаний в том, что они должны привлекать и удерживать внимание людей с помощью определенных технологий. В прошлом это было, в общем, несложно. В наши дни из-за целого ряда социальных и общественных перемен в данном направлении возникли значительные трудности. Тем не менее мы все еще в самом начале второго тысячелетия, и СМИ в том виде, в каком мы их знаем, не вышли из детского возраста. Наверняка техническая революция, которая ждет нас впереди, окажет на СМИ гораздо большее воздействие, чем на многие другие сферы человеческой деятельности, однако многие фундаментальные основания СМИ останутся неизменными. К примеру, большая часть изменений, происходящих уже сейчас, имеет отношение к способу доставки содержания СМИ до потребителя. Они касаются того, как и когда люди получат нужную информацию. А еще касаются формата и устройств доставки информации. Однако само содержание – пусть сейчас оно часто создается коллективно и коллективно фильтруется и распространяется иными, совсем не традиционными способами – практически не изменилось.

В будущем основная функция медийных компаний по привлечению внимания сохранится, но главным способом его привлечения станет качество, а не количество. Число потребителей рекламы для ее создателей будет иметь гораздо меньшее значение, чем информация о том, где они находятся и когда на них удобнее всего воздействовать. Точно так же читатели, слушатели и зрители будут платить за качественную информацию и развлечения персонализированного или физикализированного характера. Однако медийным компаниям необходимо привлекать не одно лишь внимание людей, но и их воображение. Короче говоря, основная роль СМИ по-прежнему будет заключаться в рассказывании историй.

Дополнение

Вы обратили внимание, что чем больше возникает средств связи между людьми, тем больше они отдаляются друг от друга? Полмира в наше время владеет сотовыми телефонами, все большее число людей соединяют социальные сети и множество мобильных средств связи. Но, как показали исследования, проведенные в США, возможность быстрого соединения снижает такие характеристики личности, как терпимость и способность к состраданию. Информационная перегрузка (вызываемая упомянутой возможностью быстрого соединения) создает сильнейшую конкуренцию за весьма ограниченный объем человеческого внимания. Другими словами, цифровые устройства (в особенности беспроводного типа) фокусируют человека на самом себе, снижая способность к эмпатии. К подобным исследованиям можно относиться по-разному, но, как бы то ни было, они очень созвучны моим собственным наблюдениям.

К чему же мы пришли за последние несколько лет? У большинства газет так же, как и раньше, существуют финансовые проблемы, блоги стали еще более популярны, Интернет начали писать с маленькой буквы, и, чтобы занимать людей между написанием блогов, был изобретен Twitter.

Лично я ненавижу Twitter. Он должен погибнуть, но, скорее всего, просуществует еще несколько лет. Не могу я понять и тягу стать знаменитым. Почему мы так одержимы этим? Кино по-прежнему популярно, хотя наметился незначительный отток от больших кинотеатров к домашним кинотеатрам, отчасти потому, что они дешевле и удобнее, но еще и потому, что современное среднее жилище начинает напоминать кинотеатр Megaplex. Еще одна тенденция, вызывающая у меня отвращение. С моей точки зрения, основной смысл посещения кинотеатров в коллективном эстетическом переживании.

Какие другие области культуры ожидают проблемы? Из-за бесплатных скачиваний в музыкальной индустрии начался настоящий хаос. На очереди – книги. Amazon.com выпустила Kindle, Sony – свою электронную читалку E-book. По моему мнению, оба устройства страшнее ада и должны как можно скорее там и очутиться. Тем не менее некоторые плюсы в них все-таки есть. Если вы работаете с книгами (в издательском деле или в образовании), эти электронные устройства способны оказать вам реальную помощь. Если вам необходимо брать с собой большое количество книг, гораздо удобнее загрузить их все в одну такую «книгу». Они помогут вам и в том случае, если вам далеко за 55, и вас начинает серьезно подводить зрение. Чем? Тем, что с их помощью вы увеличите размер шрифта до удобных вам размеров. Прогноз: электронные книги войдут в нашу жизнь быстрее, чем некоторые из нас склонны предполагать, но популярность реальных книг сохранится, особенно для чтения как развлечения.

Кстати, для некоторых людей даже такие устройства излишне обременительны, и в Японии, например, самое популярное устройство для чтения книг – мобильный телефон. Несколько лет назад четыре из десяти самых популярных реальных книг, продававшихся в Японии, начинали свое существование в виде романов для мобильных телефонов. Прогноз: фирма Apple запустит в производство iBooks, которое будет основано ровно на тех же принципах, что и iTunes.

Как ни странно, библиотеки процветают. Кто, кроме самих библиотекарей, мог это предвидеть? Я, конечно, не мог. Я полагал, что все библиотеки станут виртуальными, а библиотекарей заменят алгоритмы. И явно заблуждался. Количество посещений библиотек в США выросло до миллиарда за последние десять лет, а в Австралии они каждый год увеличиваются на 10%. Одной из парадоксальных причин описываемой ситуации стало то, что люди идут в библиотеки, желая полазить в Интернете. Но почему? Мне кажется, все дело в особенностях библиотек. Библиотеки, как правило, – тихое, уединенное и уютное место вдали от повседневной суеты и шума. Они могут предложить вам великолепное сочетание спокойного убежища от деловых и бытовых проблем с сокровищницей интеллекта. В общем, островок прекрасного будущего…

10 марта 2147 г.

Привет, Никхил!

Сегодня утром я прочел о тебе в BBC Worldpaper. Обычно я проецирую электронную версию статей на ближайшую стену, но сегодня мне захотелось разнообразия, поэтому я сделал физическую копию. Какое наслаждение! Я совсем забыл ощущение от реальных газет. Что-то похожее на бумажные деньги. А ты их помнишь? Как бы то ни было, статья великолепна. Мне очень понравились твои слова о том, что будущее нужно не предсказывать, а предотвращать. Думаю, что с тобой согласятся очень многие, особенно после 4 июля. У меня складывается впечатление, что люди немного дезориентированы. Глобализация очень многих разочаровала, и мы все становимся слишком циничны, недоверчивы, нас обуревают самые невероятные страхи.

Возможно, этим объясняется то, что люди пытаются отыскать что-то близкое, родное. Думаю, что в наши дни люди предпочитают то, что они знают и чему могут доверять. То, что они могут увидеть и потрогать. По-видимому, здесь кроется и причина возрождения интереса к местным газетам. И нашего интереса ко всему подлинному, и бесконечных попыток выяснять истинное происхождение чего бы то ни было. В наши дни мы хотим знать, откуда приходят к нам люди, продукты и политики, как в прямом, так и в переносном смысле.

Увидимся на обеде у Айсбергов.

Привет!

Талан

Наши рекомендации