Центральная компания - это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза
Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация осуществляется дважды:
- регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;
- регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп, который ведет Минэкономразвития России.
После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).
ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.
Холдинговые компании - это держательские организации, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. Однако термин "холдинговая компания" применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В Германии для обозначения аналогичных производственно-хозяйственных комплексов используются термины "концерн" и "консорциум". В законодательстве ФРГ для обозначения таких объединений используется также термин "связанные предприятия".
В составе такой группировки предприятий основное предприятие (материнская компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий.
Активы холдинговой компании практически полностью представлены акциями другого юридического лица или лиц. Контроль осуществляется через механизмы корпоративных (акционерных) полномочий. Как правило, холдинговые компании представлены в руководстве своих дочерних компаний, чаще всего в составе совета директоров.
Холдинговую компанию следует отличать от инвестиционной компании, т.к. инвестиционная компания вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения прибыли, а холдинговая компания - с целью получения контроля над их деятельностью.
Основными преимуществами образования холдингов являются:
- распределение коммерческих рисков;
- возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными юридическими лицами.
Холдинговая компания - это юридическое лицо, основной деятельностью которого является владение акциями (обычно контрольным пакетом) другой компании или компаний и управление этими компаниями. Например, в США и Англии контрольным пакетом считается 80% акций.
Реальный объем прав акционера зависит от величины принадлежащего ему пакета акций. Несопоставимо влияние на деятельность общества владельца более 50% акций с возможностями других его участников. Такое лицо может проводить через общее собрание акционеров нужные ему решения по всем вопросам, не требующим квалифицированного большинства. Им в значительной степени определяется состав формируемых органов управления общества (совета директоров, исполнительных органов).
Серьезную роль в обществе играет держатель блокирующего пакета (свыше 25% акций). От него зависит непринятие (блокирование) решений, требующих квалифицированного большинства голосов, которые касаются наиболее важных вопросов деятельности общества.
Однако в действующем российском законодательстве нет легального определения понятия "контрольный пакет акций (голосов)". Ранее, согласно Положению об акционерных обществах от 25 декабря 1990 г., контрольным считался пакет в размере 50% + 1 акция.
В дальнейшем у акционерных обществ появилась возможность выпускать привилегированные акции. Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (за исключением голосования по вопросам реорганизации и ликвидации общества). Максимальное количество привилегированных акций может составлять не более 25% уставного капитала общества. В таком случае контрольный пакет должен рассчитываться не от общего количества размещенных акций общества, а от количества его голосующих акций. Кроме того, количество голосов, необходимых для принятия положительного решения, рассчитывается не от общего числа голосующих акций, а от акций, владельцы которых присутствуют на собрании (при условии наличия кворума).
В России холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ. Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации. Данный порядок регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий".
Согласно Положению холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме открытых акционерных обществ.
Холдинговая компания является таким акционерным обществом, которое руководит другими обществами. Руководство это осуществляется определяющим воздействием на решения, принимаемые общими собраниями акционеров и другими органами управления дочерних обществ. При этом запрещается перекрестное владение акциями, только холдинговая компания имеет акции дочерних компаний, сами дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме.
Однако это Временное положение распространяется только на акционерные общества, в которых доля государственного участия составляет более 25%. В случае продажи частным лицам и организациям более 75% акций на это общество распространяется действие общих правил Федерального закона "Об акционерных обществах".
Торгово-промышленные палаты - это негосударственные некоммерческие организации, объединяющие предприятия и предпринимателей для оказания им различных услуг, а также представительства и защиты их коллективных интересов внутри страны и за рубежом.
Правовой статус торгово-промышленных палат (ТПП) определяется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".
Признаки торгово-промышленных палат:
1) членами ТПП могут быть предприятия любых организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей;
2) ТПП не подчиняются государству, субординация в отношениях с государственными органами отсутствует;
3) ТПП имеют статус юридического лица. Источниками формирования их имущества являются вступительные и членские взносы, которые не возвращаются в случае выхода участника из состава ТПП;
4) ТПП, будучи некоммерческими организациями, не преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и обладают специальной правоспособностью. Они "содействуют" предпринимательской деятельности.
Система торгово-промышленных палат:
1) ТПП РФ (правопреемница ТПП СССР, до 1972 г. именовалась Всесоюзной Торговой палатой);
2) региональные палаты (образуются в пределах одного или нескольких субъектов РФ). Например, Московская ТПП создана на территории сразу двух субъектов - Москвы и Московской области;
3) местные палаты (создаются в пределах района, города).
Высшим руководящим органом ТПП является съезд, проводимый не реже одного раза в четыре года. Кворум съезда составляет 2/3 избранных делегатов. Многие вопросы решаются большинством в 50% + 1 голос. Вопросы, относящиеся к изменениям в уставе, решаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов.
В периоды между съездами руководство Палатой осуществляет правление, которое возглавляет председатель, по должности являющийся президентом Палаты.
Также избираются исполнительный орган - генеральный директор и контрольный орган - ревизионная комиссия.
Функции ТПП:
1) ведение негосударственного реестра российских предприятий, финансовое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом (реестр надежных партнеров);
2) независимая экспертиза проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей;
3) оказание российским и зарубежным фирмам информационных и консультационных услуг;
4) оказание содействия по вопросам патентования изобретений, регистрации товарных знаков, а также коммерческой реализации прав на объекты промышленной собственности;
5) оказание издательских и рекламных услуг;
6) удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
7) свидетельствование обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок;
8) сбор и публикация обычаев делового оборота (в настоящее время публикуются обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли);
9) Создание третейских судов.
На сегодняшний день при ТПП РФ функционируют два третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд (Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1) и Морская арбитражная комиссия.
Основные признаки информации:
- определенная самостоятельность информации по отношению к своему носителю;
- возможность многократного использования одной и той же информации;
- неисчерпаемость информации при потреблении;
- сохранение передаваемой информации у передающего субъекта (этим признаком она отличается от объектов вещных прав).
Определение информации дается в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", согласно которому информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
В структуре любой информации выделяют два элемента: содержание и форму выражения. При этом форма объективного выражения информации не имеет юридического значения, т.к. права на информацию возникают, осуществляются и прекращаются независимо от формы ее предоставления.
Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (уголовная ответственность должностных лиц по ст. 237 УК РФ вплоть до пяти лет лишения свободы). Эти положения Конституции соответствуют нормам Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г.
В ГК РФ нормы об информации направлены, в том числе, на обеспечение предпринимательских отношений.
Информация является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 ГК РФ). Выражение "право собственности на информацию" юридически некорректно, поскольку информация - это абстрактный, идеальный объект. В этом состоит ее основное отличие от вещей - объектов материального мира.
В ряде гражданских договоров предусматривается обязанность предоставления информации (например, покупателю о товаре - ст. 495; клиентом - экспедитору - ст. ст. 840, 853; по договору коммерческой концессии: правообладателем - пользователю - ст. 1031 ГК РФ и т.д.).
Обязанность предоставления информации предусмотрена в некоторых организациях (например, в ОАО - для всеобщего сведения - ст. 97; в хозяйственном товариществе - каждому участнику - ст. 67).
Особое регулирование применяется в отношении трех видов информации:
- сведений, отнесенных к государственной тайне;
- конфиденциальной документированной информации;
- персональных данных.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ст. 139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "О Перечне сведений конфиденциального характера".
К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Сохранение в тайне служебной информации зачастую не обусловлено ее коммерческой ценностью. Нередко разглашение конфиденциальной информации допускают работники, в чьи обязанности вообще не входит работа с данными сведениями (например, обслуживающий персонал). В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, аудиторской, нотариальной тайне и пр.).
Система регулирования аудиторской деятельности включает в себя акты пяти уровней:
1) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
2) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
3) Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (на сегодняшний день действует 16 стандартов, в частности, стандарт о характеристике сопутствующих аудиту услуг от 18 марта 1999 г., стандарт об использовании работы другой аудиторской организации от 27 апреля 1999 г.). Все они были изданы до принятия Закона от 7 августа 2001 г. и поэтому действуют в части, не противоречащей ему;
4) рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.
5) локальные акты, например рекомендации по проведению аудита на отдельных предприятиях.
Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит не заменяет государственный контроль. К проведению аудиторской деятельности применяются нормы гл. 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса РФ.
Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы". Формирование специального рекламного законодательства завершилось принятием Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".
Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать их реализации.
В Гражданском кодексе РФ реклама квалифицируется как "приглашение делать оферты" (ст. 437 ГК РФ), или иногда это называют "вызов на оферту". Реклама отличается от оферты (предложения заключить договор) двумя признаками:
- реклама всегда обращена к неопределенному кругу лиц;
- целью рекламы не является сообщение о существенных условиях будущего договора; реклама показывает отличительные свойства товара, информирует потребителей о нем.
Рекламу нужно отличать также от "публичной оферты" (п. 2 ст. 437, ст. 494 ГК РФ), потому что последняя должна содержать все существенные условия договора розничной купли-продажи.
Закон о рекламе имеет широкую сферу действия, он распространяется на все товарные рынки Российской Федерации, а также на рынки банковских, страховых услуг, рынок ценных бумаг.
Установлены лишь два исключения из сферы действия Закона:
- политическая реклама;
- объявления физических лиц (в том числе в средствах массовой информации), не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Нельзя рассматривать как рекламу распространение обязательной информации, например указание коммерческими организациями своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" (п. 18)).
Субъекты рекламной деятельности:
1. Рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, распространения рекламы.
2. Рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.
3. Рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования технических средств радио- и телевещания, каналов связи, эфирного времени и иными способами.
4. Потребители рекламы - юридические и физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
Пример взаимоотношений этих субъектов и распределения между ними ответственности перед потребителями:
1) рекламодатель заказывает материал рекламного характера в печатном издании и несет ответственность за содержание информации, предоставленной для создания рекламы;
2) рекламопроизводитель (например, журналист) готовит авторский текст - сообщение рекламного характера и несет ответственность за оформление, производство, подготовку рекламы;
3) рекламораспространитель (газета, журнал) предоставляет технические возможности для распространения этого сообщения (рекламные площади) и несет ответственность за время, место, средства, способы размещения рекламы.
Общие требования к содержанию рекламы:
1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления. Поэтому должно иметь место предварительное сообщение о рекламе, например пометка "на правах рекламы" или рекламная заставка на телевидении.
В практике возник вопрос о том, кто должен нести ответственность за распространение сообщений рекламного характера без пометки "на правах рекламы" - газета или журналист, написавший рекламный текст? Президиум ВАС РФ в письме от 25 декабря 1998 г. N 37 разъяснил, что обязанность предварять авторский текст соответствующей пометкой лежит на рекламораспространителе, т.е. газете.
2. Реклама распространяется на русском языке и (или) дополнительно на языках народов РФ. Исключения:
- теле-, радиовещание и печатные издания на иностранных языках;
- зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).
3. Если рекламируется деятельность, подлежащая лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии и наименование органа, выдавшего эту лицензию. Реклама товаров, подлежащих сертификации, должна содержать пометку "подлежит обязательной сертификации".
4. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям и действиям, способным нанести вред природе.
5. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, установленном законодательством РФ.
6. Ненадлежащая реклама не допускается.
Виды ненадлежащей рекламы:
1. Недобросовестная реклама - вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара с помощью имитации общего проекта, текста, изображений, используемых в рекламе других товаров; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других производителей, содержит высказывания, порочащие деловую репутацию конкурентов, и т.п.
2. Недостоверная реклама - содержит информацию, не соответствующую действительности, в том числе о характеристиках товара, стоимости на момент распространения рекламы, гарантийных обязательствах, результатах исследований, а также с использованием терминов в превосходной степени: "самый", "лучший", "единственный", - если их невозможно подтвердить документально.
3. Неэтичная реклама - нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений в отношении национальности, профессии, пола, языка, убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное культурное достояние, порочит государственные символы, религиозные символы, какое-либо физическое или юридическое лицо, деятельность, товар.
4. Заведомо ложная реклама - рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителей.
5. Скрытая реклама - оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (25-й кадр), двойной звукописи и иными способами.
Одним из примеров скрытой рекламы является "product placement" - "РР". В 80-х годах ХХ в. "РР" оформился в самостоятельную индустрию. Все крупные киностудии имеют специальные отделы по "РР". Существуют три вида такого размещения рекламы:
1) Visual product placement - продукт, услугу или логотип зрители просто видят;
2) Spoken product placement - актер или "голос за кадром" упоминают о продукте, услуге или компании;
3) Usage product placement - герои кинофильма пользуются продуктом. Это самый востребованный и самый дорогой "РР".
Законодательство определяет и устанавливает специальные требования к рекламе в зависимости от режима ее распространения и вида рекламируемых товаров.
Государственный контроль в области рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Она может выносить предписания о прекращении нарушений, об аннулировании лицензий, о признании недействительными сделок, распространении контррекламы, т.е. опровержения рекламной информации.
Существуют следующие виды ответственности за нарушение законодательства о рекламе:
1. Гражданская ответственность в форме возмещения убытков, возмещения вреда, в том числе морального, а также публичное опровержение ненадлежащей рекламы. При этом истцы освобождены от уплаты госпошлины.
2. Административная ответственность в форме штрафов в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Для юридических лиц штрафы могут доходить до 5000 МРОТ.
3. Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов в целях рекламирования по ст. 242 УК РФ.