Ценовая тактика и особенности ее проведения
Даже при хорошо разработанной и принятой цен.стратегии, включающей также структурную дифференциацию цен, в деят-ти фирмы часто встречаются ситуации, кот-ые заставляют ее корректировать принятые ранее решения и изменять установленные цены.Две группы поводов для изм-ия цен:1.изм.спроса 2.крнкуркнтные реакции
Инициативное снижение фирмой Ц м.б.вызвано след-ми обстоятельствами:1.недогрузка произв-ых мощностей 2.сокращением доли рынка под воздействием сильной ценовой конкуренции 3.стремлением фирмы с помощью низких цен добиться доминирующего положения на рынке(демпикг) и т.д.
Инициативное повышение фирмой Ц м.б.вызвано след-ми обстоятельствами:1.устойчивыми темпами инфляции, обусловленными ростом издержек.Рост изд.ведет к снижению нормы прибыли и вынуждает фирмы регулярно повышть Ц 2.наличием чрезмерного спроса.В этом случае повысить Ц можно2-мя способами1) открытым, прямым повышением цен; 2) незаметно, косвенно, например, отменяя скидки и т.д.
Проводя в жизнь инициативное изменение цен фирмы должны учитывать следующие особенности: во-первых, влияние ценовых изменений на объем сбыта; во-вторых, реакции потребителей на изменение цен; в-третьих, реакции конкурентов.
Как показывают обследования рынка реакция спроса в зависимости от изменения цен может меняться, и очень сильно, например, внутри одной товарной группы. Размер этого изменения определяется размером предприятия.
В малом бизнесе изменение цен на 5% не вызывает, в основном, изменения сбыта, а более 5%, вызывает незначительное изменение. В среднем и крупном бизнесе аналогичные ценовые изменения вызывают более сильные изменения в сбыте.
Важное значение имеет учет реакции потребителей на изменение цен. Любое изменение цен потребителями может восприниматься двояко: как отрицательно, так и положительно.
Снижение цен может рассматриваться:
как предстоящая замена товара (+);
как свидетельство снижения качества (-).
Повышение цен может быть истолковано следующим образом:
товар обладает определенной ценностной значимостью, т.е. улучшилось качество (+);
продавец пытается завысить цену (-).
Фирма, планирующая изменение цены должна прогнозировать и реакции конкурентов. Если у нее один конкурент, то ответный его ход легко предугадать. При наличии нескольких конкурентов фирме необходимо предусмотреть вероятную реакцию каждого из них, которая во многом зависит от доли рынка ими занимаемой, и их политики на данном рынке. Как показывают обследования рынка, фирмы, занимающие более 20%, рынка охотнее следует за ценовыми изменениями и используют их для достижения определенных целей в своей экономической политике.
При планировании изменения цен м рынке крупные фирмы чаше всего разрабатывают и используют в своей работе программу, обратной реакции фирмы на изменение пен конкурентов, которая предполагает полумиль ответ па следующие вопросы:
Может ли изменение цен повлиять на объем сбыта и причины этого изменения?Будет ли изменение цен длительным?Насколько изменены цены икак следует реагировать?