Машиностроительный комплекс в системе международного бизнеса
Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. В состав машиностроительного комплекса входит более 70 отраслей. Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение.
Машиностроение – самая сложная отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное и др. (всего более 100 специальных подотраслей и производств). По характеру конечной продукции и особенностям факторов размещения можно выделить три большие группы подотраслей – тяжелое, общее и среднее, точное.
В современном мировом хозяйстве выделяются четыре региональных машиностроительных центра:
1) Северная Америка, где производится практически вся номенклатура машиностроительной продукции;
2) Западная Европа, где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высокоразвитые некоторые новейшие отрасли;
3) Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии, а также Южная Корея и Китай;
4) страны СНГ, отличающиеся наличием достаточных производственных мощностей, но отстающие по развитию наукоемких отраслей машиностроения.
Основными факторами, влияющими на размещение предприятий машиностроительного комплекса, являются: наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, транспортный и потребительский факторы.
Важнейшими факторами размещения являются также специализация и кооперация. Специализация выражается не только в обособлении отдельных подотраслей, но и в четком разделении труда между предприятиями одной подотрасли. Так, отдельные части машин производятся на специализированных предприятиях. Выпуск же готового изделия, напротив, требует кооперирования между предприятиями. Это приводит к возникновению машиностроительных комплексов. Различные заводы одного комплекса (расположенные в разных городах) совместно участвуют в производстве готовой продукции.
Тяжелое машиностроение включает производство металлургического горного, подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин, генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделии.
Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта, ориентируется, прежде всего, на выгодное экономико-географическое положение.
Сельскохозяйственное машиностроение - тяготеет к местам потребления готовой продукции, специализация предприятий находится в соответствии с профилем сельского хозяйства в разных районах.
Самой быстрорастущей отраслью современного мирового машиностроения остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности к началу XXI в. выросла до 30-32%. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост, причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования, увеличивается производство дорожно-транспортных машин, конторского оборудования и т.п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.