Услуги как особый товар на международном рынке
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) под услугой понимает любую полезную деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей населения и общества, осуществляемую на коммерческой основе. Как правило, услуга проявляется в определенном полезном эффекте, не всегда реализуясь в материальном продукте.
По приблизительным оценкам на долю услуг приходится более 60% совокупного валового продукта мира.
Особенностями услуги являются:
- неосязаемость;
- неотделимость от источника, т.е. торговля услугами связана с их производством;
- непостоянство качества;
- несохраняемость и нетранспортабельность.
Как правило, услуги производятся и потребляются одновременно, что предполагает прямые контакты между производителями и потребителями услуг.
Во всех развитых странах сектор услуг является одним из наиболее перспективных. Он приносит немалую прибыль в казну государства, так и в сферу обеспечения занятости населения. Причем данная сфера в постиндустриальных странах занимает преимущественное положение:
США | более 70% рабочей силы |
ФРГ | более 40% рабочей силы |
Италия | более 30% рабочей силы |
Причем в 1990-х гг. 20-го века темпы роста сферы услуг в развитых странах значительно опережали темпы прироста ВВП в них. Как отмечают специалисты ЮНКТАД, определенная доля услуг, поступающих в международный оборот, отражается лишь частично. Ряд услуг включается в экспорт-импорт товаров. Например, инженерно-консультационные услуги сложно отделить от поставок технически сложных машин и оборудования.
В статистике национальных счетов США приведена следующая классификация услуг:
- потребительские (рестораны, гостиницы);
- социальные (образование, медицинское обслуживание и др.);
- производственные ( жилищно-коммунальные, консультативные, финансово- кредитные);
- распределительные (торговые, транспортные, посреднические).
По классификации ООН выделяется 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделах:
Деловые услуги -46 видов услуг
Услуги связи -25 видов
Инжиниринговые и строительные услуги -5 видов
Дистрибьюторские услуги -5 видов
Общеобразовательные услуги -5 видов
Услуги по защите окружающей среды -4 вида
Финансовые услуги (в том числе страховые) -17 видов
Охрана здоровья и социальные услуги -4 вида
Туризм и путешествия -4 вида
Услуги досуга, культуры и спорта -5 видов
Транспортные услуги -33 вида
Прочие услуги
Международный Валютный Фонд (МВФ) выделяет четыре вида услуг:
- Фрахт
- Остальные транспортные услуги
- Туризм
- Прочие услуги
Также на основе подхода МВФ все услуги можно разделить на торгуемые и неторгуемые.
К первой группе относят те услуги, которые пригодны для широкого вовлечения в международный торговый оборот. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, используемого практически всеми странами мира, в состав торгуемых услуг входят следующие виды:
Классификация торгуемых услуг в международном обороте:
Вид | Подвид | Означают платежи между резидентами и нерезидентами за: |
1. Транспорт | Пассажирский | Международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг |
Грузовой | Международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг | |
2. Поездки | Деловые | Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки) |
Личные | Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм) | |
3. Связь | Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами | |
4. Строительство | Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами | |
5. Страхование | Страхование нерезидентов страховыми компаниями – резидентами | |
6. Финансовые услуги | Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.) | |
7. Компьютерные и информационные услуги | Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров | |
8. Роялти и лицензионные платежи | Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии | |
9. Другие бизнес-услуги | Посреднические услуги | Комиссию за посредничество |
Лизинг | Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования | |
Прочие деловые, профессиональные и технические услуги | Правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр. | |
10. Личные, культурные и рекреационные услуги | Аудиовизульные услуги | Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов |
Прочие | Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий | |
11. Правительственные услуги | Поставку товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира |
В настоящее время количество услуг во внешней торговле превышает 600. В свою очередь неторгуемые услуги, как правило, производятся и потребляются исключительно в национальных рамках и преимущественно не используются в международном торговом обороте. Ярким примером неторгуемых услуг являются коммунальные услуги. ГАТС и другие международные финансовые организации услуги делят на коммерческие и некоммерческие.
В Мировом банке принят расширительный подход к услугам, в число которых включается и движение дохода. Услуги делятся на:
- факторные услуги (factor services) – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
- нефакторные услуги (non-factor services) – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).
Подобное деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.
Экспорт услуг означает оказание услуг нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны. Причем процесс международной торговли услугами регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства.
Невозможно зафиксировать факт пересечения услугой государственной границы, поэтому основной для овеществленного товара критерий, не может применяться для определения экспорта услуги.
Существует несколько традиционных механизмов совершения сделок по международной торговле услугами: мобильность покупателя, мобильность продавца, одновременная мобильность продавцов и покупателей или мобильный характер самой услуги.
В зависимости от характера поведения экспортера и импортера услуг можно предложить определенное деление международных сделок с услугами.
Международные сделки с услугами:
Потребитель не перемещается | Потребитель перемещается | |
Производитель Не перемещается | А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги | В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги |
Производитель Перемещается | С. Прямые зарубежные инвестиции, временная трудовая миграция | D. Поездки в третьи страны, организованные фирмами нерезидентами |
В последние годы получают особое развитие международные сделки с услугами, при которых производитель и потребитель не перемещается, т.е. не пересекают границ. В частности это относится к развитию рынка «виртуальных услуг». Высокие темпы роста применения глобальных компьютерных технологий позволяют представлять различные информационные, консультативные, обучающие и другие услуги, не перемещая субъекта сделки.
В российском законодательстве нет официально утвержденного перечня услуг и в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» формулировка понятий «экспорт услуг» определяется как вывоз услуг с таможенной территории России без обязательства об обратном ввозе; «импорт услуг» - ввоз услуг на таможенную территорию России без обязательства об обратном вывозе. Под такое определение не подпадает большое количество услуг, оказываемых на местах, и соответственно они не попадают под услуги на таможенной территории и не рассматриваются при учете экспорта-импорта услуг.
Международная торговля услугами является быстро развивающимся сектором мирового хозяйства.
Основными сделками на международном рынке услуг являются:
- консультационные услуги по совершенствованию управления и в области информатики;
- оказание туристических услуг;
- международные транспортные услуги.