Вопрос. Система показателей статистики цен
Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны конъюнктуры рынка и ценовой политики.
Изучение рыночной конъюнктуры начинается с анализа средних цен и их уровней. Различают индивидуальный и средний уровень цен.
Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.
Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, исчисляемый по однородным группам товаров во времени и пространстве.
Для расчета средних цен (уровней цен) используются различные виды средних величин.
1. Средняя арифметическая взвешенная:
,
где p – цена единицы товара;
q – количество товара.
Она применяется в том случае, когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении.
2. Средняя гармоническая взвешенная:
,
где pq – товарооборот в денежном выражении.
Применяется в том случае, если в качестве весов используются данные о продаже товара (товарообороте).
В качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость набора из 25 основных продуктов питания, который выступает одной из характеристики «цены жизни» и регулярно рассчитывается государственной статистикой.
Статистика изучает структуру оптово-отпускных и розничных цен.
Своеобразным показателем уровня цен является показатель покупательной способности денежных доходов населения. Он характеризует потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и исчисляется ежегодно на федеральном и региональном уровнях и по социальным группам населения. Этот показатель рассчитывается как отношение величины среднедушевого денежного дохода к средней цене товара-представителя по РФ.
Характеристика дифференциации уровня цен может быть представлена в виде другой относительной величины, получившей название «Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.» Величина этого показателя определяется на основе единых объемов потребления, а также средних потребительских цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг.