Государственной регулирование внешней торговли.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт, либо форсировать экспорт (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Классификация инструментов торговой политики
Методы | Инструменты торговой политики | Регулирует преимущественно | ||
Тарифные | Таможенные пошлины Тарифная квота | импорт импорт | ||
Нетарифные | количественные | Квотирование Лицензирование "Добровольные ограничения" | экспорт экспорт | импорт импорт |
скрытые | Государственные закупки Требование о содержании местных компонентов Технические барьеры Налоги и сборы | импорт импорт импорт импорт | ||
финансовые | Субсидии Кредитование Демпинг | экспорт экспорт экспорт |
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.
Для анализа характера торговой политики используют такие показатели, как средний уровень таможенной защиты, средний уровень и интенсивность количественных ограничений (табл. 3.2.).
Средний уровень тарифа обычно рассчитывается только для товаров, импорт которых подлежит обложению пошлиной, как средняя ставка импортной пошлины, взвешенная по стоимостному объему импорта товаров, на которые она накладывается.
Средний уровень нетарифных ограничений обычно рассчитывается как стоимостная доля импорта или экспорта, подпадающая под эти ограничения.
Таблица 3.2. Характер инструментов торговой политики
Средневзвешенный тариф, % | Запретительный | Ограничительный | Умеренный | Открытый | Свободный | ||||
<40-100 | <25 | 10-15 | <10 | ||||||
Количественные ограничения | покрытая доля торговли, % | >40 | >25 | >10 | 0-10 | 10-25 | 10-25 | 0-10 | |
степень интенсивности | высокая | любая | высокая | высокая | средняя | низкая | средняя |
Торговая политика государства бывает протекционистской, умеренной или открытой (свобода торговли). Характер торгового режима государства, то есть степень его жесткости, обычно определяется как агрегированный показатель, учитывающий как средний уровень таможенного тарифа, так и средний уровень и интенсивность количественных ограничений (табл. 3.3). Относительно открытым может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а количественные ограничения покрывают менее 25% импорта и имеют низкоинтенсивный, в основном регистрационный, характер.
Таблица 3.3 Характер торговой политики в целом
Режим тарифов | Режим количественных ограничений | ||
Открытый | Умеренный | Ограничительный | |
Открытый | Свобода торговли | Умеренный | Протекционизм |
Умеренный | Умеренный | Умеренный | Протекционизм |
Ограничительный | Протекционизм | Протекционизм | Протекционизм |
3.4. Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).
Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных такого рода организаций — это Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. В связи с учреждением Всемирной торговой организации ГАТТ прекратила свое существование 31 декабря 1995 г.
ГАТТ — многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли. Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и норм:
· недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны, национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю,
· режим наибольшего благоприятствования, означавший предоставление договаривающимися сторонами друг другу тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;
· использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
· прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;
· предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;
· разрешение возникающих торговых споров путем переговоров,
· взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После Второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х гг. — около 4%.
По окончании Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (сентябрь 1986 – декабрь 1993) была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО было подписано в г. Марракеше, Марокко, 15 апреля 1994 г. 104 государствами. Иногда это Соглашение называют Марракешским соглашением.
С 1 января 1995 г. ВТО начала свою деятельность. В течение 1995- 1996 гг. ГАТТ и ВТО существовали параллельно. Затем страны-участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стала составной частью ВТО.
С января 1996 г. ГАТТ полностью заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями стали 82 страны. В 1998 г. членами ВТО были уже 132 страны. Соглашению о создании ВТО предшествовал 7-летний период переговоров в рамках Уругвайского раунда. По мнению Р. Руджеро, генерального директора ВТО, Уругвайский раунд приведет к росту объемов торговли, «почти такому же, как в золотом веке» (т.е. в 50—70-х гг.). Несмотря на формальную преемственность, ВТО по ряду параметров отличается от ГАТТ. ВТО не связана с ООН, как это было с ГАТТ. Особая юридическая сущность ВТО определяет особенности вступления в ее члены. ВТО — это система соглашений между государствами, выработанных на многосторонней основе для обеспечения в конечном счете доступа государств на рынки друг друга на двусторонней основе. Всемирная торговая организация помимо ГАТТ, регулирующего международную торговлю товарами, включает еще ряд соглашений:
· Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);
· Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);
· пакет связанных с ГАТТ соглашений по вопросам таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, защитных оговорок, антидемпинговых процедур, о субсидиях и компенсационных мерах, о таможенной стоимости, о технических барьерах в торговле и др. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн долл.
Список стран-членов ВТО
Стран на 1 января 2012г.
Страна | Дата вступления |
Австралия | 1 января 1995 г. |
Австрия | 1 января 1995 г. |
Албания | 8 сентября 2000 г. |
Ангола | 23 ноября 1996 г. |
Антигуа и Барбуда | 1 января 1995 г. |
Аргентина | 1 января 1995 г. |
Армения | 5 февраля 2003 г. |
Бангладеш | 1 января 1995 г. |
Барбадосские острова | 1 января 1995 г. |
Бахрейн | 1 января 1995 г. |
Белиз | 1 января 1995 г. |
Бельгия | 1 января 1995 г. |
Бенин | 22 февраля 1996 г. |
Болгария | 1 декабря 1996 г. |
Боливия | 12 сентября 1995 г. |
Ботсвана | 31 мая 1995 г. |
Бразилия | 1 января 1995 г. |
Бруней | 1 января 1995 г. |
Буркина-Фасо | 3 июня 1995 г. |
Бурунди | 23 июля 1995 г. |
Вануату | 28 октября 2011 г. |
Великобритания | 1 января 1995 г. |
Венгрия | 1 января 1995 г. |
Венесуэла | 1 января 1995 г. |
Вьетнам | 11 января 2007 г. |
Габон | 1 января 1995 г. |
Гаити | 30 января 1996 г. |
Гайана | 1 января 1995 г. |
Гамбия | 23 октября 1996 г. |
Гана | 1 января 1995 г. |
Гватемала | 21 июля 1995 г. |
Гвинея | 25 октября 1995 г. |
Гвинея-Бисау | 31 мая 1995 г. |
Германия | 1 января 1995 г. |
Гондурас | 1 января 1995 г. |
Гонконг, Китай | 1 января 1995 г. |
Гренада | 22 февраля 1996 г. |
Греция | 1 января 1995 г. |
Грузия | 14 июня 2000 г. |
Дания | 1 января 1995 г. |
Джибути | 31 мая 1995 г. |
Доминика | 1 января 1995 г. |
Доминиканская Республика | 9 марта 1995 г. |
Европейское Содружество | 1 января 1995 г. |
Египет | 30 июня 1995 г. |
Замбия | 1 января 1995 г. |
Зимбабве | 5 марта 1995 г. |
Израиль | 21 апреля 1995 г. |
Индия | 1 января 1995 г. |
Индонезия | 1 января 1995 г. |
Иордания | 11 апреля 2000 г. |
Ирландия | 1 января 1995 г. |
Исландия | 1 января 1995 г. |
Испания | 1 января 1995 г. |
Италия | 1 января 1995 г. |
Кабо Верде | 23 июля 2008 |
Камерун | 13 декабря 1995 г. |
Камбоджа | 13 октября 2004 г. |
Канада | 1 января 1995 г. |
Катар | 13 декабря 1996 г. |
Кения | 1 января 1995 г. |
Кипр | 30 июля 1995 г. |
Китай | 11 декабря 2001 г. |
Китайский Тайпей (отдельная таможенная территория Тайвань, Пенгу, Киммен, Матсу) | 1 января 2002 г. |
Колумбия | 30 апреля 1995 г. |
Конго | 27 марта 1997 г. |
Конго (дем. республика) | 1 января 1997 г. |
Корея (республика) | 1 января 1995 г. |
Коста-Рика | 1 января 1995 г. |
Кот-д'Ивуар | 1 января 1995 г. |
Куба | 20 апреля 1995 г. |
Кувейт | 1 января 1995 г. |
Кыргызская Республика | 20 декабря 1998 г. |
Латвия | 10 февраля 1999 г. |
Лесото | 31 мая 1995 г. |
Литва | 31 мая 2001 г. |
Лихтенштейн | 1 сентября 1995 г. |
Люксембург | 1 января 1995 г. |
Маврикий | 1 января 1995 г. |
Мавритания | 31 мая 1995 г. |
Мадагаскар | 17 ноября 1995 г. |
Макао, Китай | 1 января 1995 г. |
Македония | 4 апреля 2003 г. |
Малави | 31 мая 1995 г. |
Малайзия | 1 января 1995 г. |
Мали | 31 мая 1995 г. |
Мальдивы | 31 мая 1995 г. |
Мальта | 1 января 1995 г. |
Марокко | 1 января 1995 г. |
Мексика | 1 января 1995 г. |
Мозамбик | 26 августа 1995 г. |
Молдова | 26 июля 2001 г. |
Монголия | 29 января 1997 г. |
Мьянма (Бирма) | 1 января 1995 г. |
Намибия | 1 января 1995 г. |
Непал | 23 апреля 2004 г. |
Нигер | 13 декабря 1996 г. |
Нигерия | 1 января 1995 г. |
Нидерланды - за королевство в Европе и Антильские острова | 1 января 1995 г. |
Никарагуа | 3 сентября 1995 г. |
Новая Зеландия | 1 января 1995 г. |
Норвегия | 1 января 1995 г. |
Объединенные Арабские Эмираты | 10 апреля 1996 г. |
Оман | 9 ноября 2000 г. |
Пакистан | 1 января 1995 г. |
Панама | 6 сентября 1997 г. |
Папуа-Новая Гвинея | 9 июня 1996 г. |
Парагвай | 1 января 1995 г. |
Перу | 1 января 1995 г. |
Польша | 1 июля 1995 г. |
Португалия | 1 января 1995 г. |
Россия | 16 декабря 2011 г. |
Руанда | 22 мая 1996 г. |
Румыния | 1 января 1995 г. |
Сальвадор | 7 мая 1995 г. |
Самоа | 17 декабря 2011 г. |
Саудовская Аравия | 1 января 2006 г. |
Свазиленд | 1 января 1995 г. |
Сенегал | 1 января 1995 г. |
Сент-Винсент и Гренадины | 1 января 1995 г. |
Сент-Кристофер и Невис | 21 февраля 1996 г. |
Сент-Люсия | 1 января 1995 г. |
Сингапур | 1 января 1995 г. |
Словацкая Республика | 1 января 1995 г. |
Словения | 30 июля 1995 г. |
Соединенные Штаты Америки | 1 января 1995 г. |
Соломоновы острова | 26 июля 1996 г. |
Суринам | 1 января 1995 г. |
Сьерра-Леоне | 23 июля 1995 г. |
Таиланд | 1 января 1995 г. |
Танзания | 1 января 1995 г. |
Того | 31 мая 1995 г. |
Тонга | 27 июля 2007 |
Тринидад и Тобаго | 1 марта 1995 г. |
Тунис | 29 марта 1995 г. |
Турция | 26 марта 1995 г. |
Уганда | 1 января 1995 г. |
Украина | 16 мая 2008 г. |
Уругвай | 1 января 1995 г. |
Фиджи | 14 января 1996 г. |
Филиппины | 1 января 1995 г. |
Финляндия | 1 января 1995 г. |
Франция | 1 января 1995 г. |
Хорватия | 30 ноября 2000 г. |
Центральноафриканская Республика | 31 мая 1995 г. |
Чад | 19 октября 1996 г. |
Черногория | 17 декабря 2011 г. |
Чехия | 1 января 1995 г. |
Чили | 1 января 1995 г. |
Швейцария | 1 июля 1995 г. |
Швеция | 1 января 1995 г. |
Шри-Ланка | 1 января 1995 г. |
Эквадор | 21 января 1996 г. |
Эстония | 13 ноября 1999 г. |
Южноафриканская Республика (ЮАР) | 1 января 1995 г. |
Ямайка | 9 марта 1995 г. |
Япония | 1 января 1995 г. |
Наблюдатели в ВТО
# | Страна | # | Страна |
1. | Азербайджан | 14. | Коморские острова |
2. | Алжир | 15. | Лаос |
3. | Андорра | 16. | Либерия |
4. | Афганистан | 17. | Ливан |
5. | Багамские острова | 18. | Сан-Томе и Принсипи |
6. | Беларусь | 19. | Сейшельские острова |
7. | Босния и Герцеговина | 20. | Сербия |
8. | Бутан | 21. | Судан |
9. | Ватикан | 22. | Таджикистан |
10. | Иран | 23. | Узбекистан |
11. | Ирак | 24. | Экваториальная Гвинея |
12. | Йемен | 25. | Эфиопия |
13. | Казахстан |
Примечание: за исключением Ватикана, страны-наблюдатели должны начать процесс переговоров о вступлении в течение 5 лет со дня получения статуса наблюдателя.