Типы рыночных структур (моделей рынка)
Признаки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |||
Число предприятий | Очень много | Много | Несколько | Одно | |||
Размер предприятий | Мелкие | Средние, крупные | Крупные, крупнейшие | Крупнейшие | |||
Тип продукта | Однородный, стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, отсутствуют близкие заменители | |||
Воздействие продавца на цену | Отсутствует | В узких границах | Значительное, но в рамках взаимодействия фирм | Значительное | |||
Экономическое положение покупателя | Свободный выбор товара | Привязанность к торговой марке | Зависимое, с ограниченным выбором | Зависимое, отсутствует возможность выбора | |||
Барьеры для вступления в отрасль | Отсутствуют | Относительно легко преодолимы | Крайне трудно преодолимы | Вступление в отрасль блокировано | |||
Неценовая конкуренция | Отсутствует или неразвита | Решающая роль рекламы, торговой марки | Многообразна, играет решающую роль | Информационное воздействие на зависимого потребителя | |||
Основные методы конкурентной борьбы | Снижение издержек и цен, повышение качества продукции и обслуживания | Реклама и другие способы продвижения товара, опирающиеся на разнообразие вкусов покупателей | Многообразие методов с тенденцией к негласному сговору или следованию за лидером | Отсутствие конкурентов | |||
Сферы действия (примеры) | Сельское хозяйство, сектор мелких автотранспортных услуг, мелкие услуги капстроительства, розничная торговля | Секторы пищевой и легкой промышленности | Металлургическая промышленность, отрасли машиностроения | Местные предприятия общественного пользования | |||
Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
Рынок имеет определенную структуру.
Структура рынка— это внутреннее строение отдельных элементов рынка.
Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:
1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.
2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.
3. По степени ограничения конкуренции рынки подразделяются на: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.
4. По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.
5. По характеру продаж — оптовый и розничный.
6. По месту создания продукта,— внутренний и внешний
Для эффективного функционирования рынка важно наличие развитой рыночной инфраструктуры — совокупности институтов, обеспечивающих работу рынка; организаций, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами (хотя субъектами инфраструктуры зачастую являются также фирмы).
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка — это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.
Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.
Фиаско рынка. Роль государства