Типы рыночных структур (моделей рынка)

Признаки   Совершенная кон­куренция   Монополистиче­ская конкуренция   Олигополия   Монополия  
         
Число пред­приятий   Очень много   Много   Несколько   Одно  
Размер пред­приятий   Мелкие   Средние, крупные   Крупные, крупнейшие   Крупнейшие  
Тип продукта   Однородный, стандартизирован­ный   Дифференциро­ванный   Стандартизированный или дифференцированный   Уникальный, отсутст­вуют близкие замени­тели  
Воздействие про­давца на цену Отсутствует   В узких границах   Значительное, но в рамках взаимодействия фирм Значительное  
Экономическое положение поку­пателя   Свободный выбор товара   Привязанность к торговой марке   Зависимое, с ограничен­ным выбором   Зависимое, отсутст­вует возможность выбора  
Барьеры для вступления в отрасль Отсутствуют   Относительно легко пре­одолимы Крайне трудно преодолимы   Вступление в отрасль блоки­ровано  
Неценовая кон­куренция   Отсутствует или неразвита   Решающая роль рекламы, торговой марки   Многообразна, играет ре­шающую роль   Информацион­ное воздействие на зависимого потребителя  
Основные методы конкурентной борьбы   Снижение издер­жек и цен, повы­шение качества продукции и об­служивания   Реклама и другие спосо­бы продвижения товара, опирающиеся на разно­образие вкусов покупате­лей Многообразие методов с тенденцией к негласному сговору или следованию за лидером   Отсутствие кон­курентов    
Сферы действия (примеры)   Сельское хозяй­ство, сектор мел­ких автотранс­портных услуг, мелкие услуги капстроительства, розничная торговля   Секторы пищевой и лег­кой промышленности   Металлургическая про­мышленность, отрасли ма­шиностроения   Местные пред­приятия обще­ственного поль­зования    
               

Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка— это внутреннее строение отдельных элемен­тов рынка.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важней­шими из которых являются следующие:

1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

2. По географическому положению различают местный, региональ­ный, национальный и мировой рынки.

3. По степени ограничения конкуренции рынки подразделяются на: мо­нополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По месту создания продукта,— внутренний и внешний

Для эффективного функционирования рынка важно наличие развитой рыночной инфраструктуры — совокупности институтов, обеспечивающих работу рынка; организаций, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами (хотя субъектами инфраструктуры зачастую являются также фирмы).

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка — это совокупность учреждений, государ­ственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функцио­нирование рыночных отношений.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финан­сового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными бир­жами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, яр­марками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, служ­бу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабо­чей силы и т. д.

Фиаско рынка. Роль государства

Наши рекомендации