Потребности и их классификация
Конечной целью потребления является удовлетворение потребностей(англ. needs). Потребности человека практически неутолимы и безграничны (некоторые из них можно удовлетворить на короткое время, но они обладают способностью к быстрому воспроизводству, регенерации).
Немецкий ученый Ф. фон Германн считает[6], что потребности могут быть:
· абсолютными и относительными,
· высшими и низшими,
· положительными и отрицательными,
· прямыми и косвенными,
· общими и особенными,
· беспрерывными и прерывистыми,
· постоянными и временными,
· обычными и чрезвычайными,
· настоящими и будущими,
· индивидуальными и коллективными,
· частными и государственными.
Одни потребности исходят из биологических нужд человека, другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек (специфические виды пищи, одежды, жилья диктуются во многом социальной средой). Задачей экономической деятельности является удовлетворение всех этих потребностей.
Потребности людей постоянно изменяются под воздействием всевозможных причин: изменения возраста, привычек, вкусов; из-за рекламы, веяний моды и т.д.
Можно выделить несколько уровней удовлетворения потребностей:
1. Минимальный уровень;
2. Нормальный, или базовый уровень
3. Уровень роскоши.
Американский психолог А. Маслоу (Abraham Maslow; 1908-1970) выделяет пять групп потребностей, изображаемых в виде своеобразной пирамиды:
· физиологические потребности;
· потребность в безопасности;
· потребность в причастности (например, к коллективу, обществу);
· потребность в признании;
· потребность в самореализации (самовыражении).
По К. Альдерфедеру (Clayton Alderfer), потребности можно объединить в 3 группы:
· потребности в существовании;
· потребности во взаимосвязях;
· потребности в росте.
Согласно К. МакКлелланду (David McClelland; 1917-1998) основными потребностями являются:
· потребности достижения целей;
· потребности в соучастии;
· потребности во власти.
Выбор в экономике
На пути удовлетворения потребностей лежит ограниченность экономических ресурсов. Все виды ресурсов, а именно земля, труд, капитал, предпринимательская способность являются относительно редкими, т.е. их объема не хватит для удовлетворения безгранично растущих потребностей.
В связи с этим возникает проблема экономического выбора. Потребитель или производитель (когда он осуществляет производительное потребление) оказываются поставленными перед необходимостью распределить имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы более полно удовлетворить собственные потребности. Выбирать необходимо и между очередностью и степенью удовлетворения потребностей.
Одна и та же потребность может быть удовлетворена при помощи различных благ.
В то же время, одно благо может служить для удовлетворения различных потребностей.
В современной экономической науке важное значение имеет категория «чрезмерное потребление», или «перегрузка», т.е. ситуация когда на одно благо претендует несколько человек; в результате, например, возникает очередь или дефицит. Если несколько человек одновременно пытаются войти в дверь, в которую может войти один индивид, то неизбежно возникают конфликты. Потребление в данном случае может регулироваться «правилами статуса, отдающими приоритет людям старшего возраста, инвалидам, руководителям организации и женщинам; однако для того, чтобы полностью исключить возможные конфликты, эти правила должны быть исключительно сложными»[7].
На потребительский выбор влияют:
1) личностные факторы:
· возраст;
· этап жизненного цикла семьи;
· образование (например, необразованный человек выберет на книжном рынке книжки с картинками, а образованный – с графиками спроса и предложения);
· пол;
2) психологические факторы (например, избирательное запоминание и искажение, темперамент, характер);
3) культурные факторы (например, принадлежность к субкультуре, религиозной конфессии);
4) социальные факторы (принадлежность к определенной социальной группе или политической партии).
5) экономические факторы (доходы, цены на товары, совокупная и предельная полезность).
На уровне экономического потребления проблема решается в рамках теории потребительского выбора.
Главным фактором потребительского выбора является полезность блага, а также так называемые бюджетные ограничения, зависящие от цены на товар и денежного дохода потребителя. Он вынужден идти на компромиссы, выбирая между альтернативными продуктами, чтобы при существующих ограничениях удовлетворить свои потребности в максимальной степени.
Предельная полезность
Необходимо помнить, что полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции. В большинстве случаев, совокупная полезность, начиная с определенного момента, растет медленнее, чем увеличивается объем потребляемого блага. В связи с этим целесообразно ввести в анализ категорию «предельная полезность», т.е. полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага.
Предельная полезность равна отношению изменения совокупной полезности к изменению объема потребляемого блага:
МU=ΔTU:ΔQ, )
где MU - предельная полезность;
ΔTU – изменение совокупной полезности;
ΔQ – изменению объема потребляемого блага.
Предельная полезность n-го блага равна разности между совокупной полезностью n-го блага и совокупной полезностью предыдущего блага:
МUn=TUn – TUn-1.
Также предельную полезность можно найти как предел приращения совокупной полезности к приращению объема, при условии, что приращение объема стремится к нулю (т.е. найти производную функции, при помощи которой задано изменение совокупной полезности):
МU = lim DTU/DQ =f' (TU).
DQ→0
Предельная полезность, как правило, убывает с увеличением потребления блага, – данная зависимость получила название закона убывающей предельной полезности(англ. law of diminishing marginal utility).
Иногда с ростом объема потребляемых благ дополнительная полезность в начале увеличивается, но по достижении определенного объема потребления закон убывающей предельной полезности все же начинает действовать.
Данная закономерность проявляется не всегда. Согласно закону коллекционера (своеобразный закон возрастающей предельной полезности) для собирателя дополнительная единица коллекционируемого блага приносит большую дополнительную полезность, чем предыдущая. Каждый человек в той или иной степени является коллекционером, только коллекции у всех разные.
Закон коллекционера действует с одной оговоркой: часто предпоследняя единица собираемой коллекции приносит большую предельную полезность собирателю, чем последняя, так как, окончив сбор коллекции, индивид может испытывать разочарование оттого, что ему больше нечего собирать.
Если при потреблении определенной величины продукта совокупная полезность начинает снижаться, величина предельной полезности принимает отрицательные значения.
При покупке товаров человека прежде всего интересует дополнительная (предельная) полезность очередной единицы блага и поэтому при равной цене на товары А и В он предпочтет тот из них, который принесет ему большую предельную полезность; если же цена различна, то высокая предельная полезность не является решающим фактором при выборе, нужно соотнести предельные полезности благ с ценой; соответственно потребитель купит, например, благо А, если выполняется неравенство:
MUa / Рa > MUb / Рb.
Потребитель максимизирует получаемую им полезность при данном доходе в том случае, если каждая денежная единица (рубль, доллар, фунт), затраченная на приобретение различных товаров, приносит одинаковую предельную полезность – эта закономерность называется «правило максимизации полезности» и записывается следующим образом:
MUa / Рa = MUb / Рb = … = MUn / Рn►TUmax,
где MU – предельная полезность, TU – совокупная полезность, Р – цена, a, b, n – виды товаров.
Маржиналистская революция
Осознание экономистами принципа полезности и ее предельного характера произошло достаточно давно. Анализ субъективного начала в экономической мысли был начат еще Аристотелем. Средневековые схоласты также развивали теорию полезности, подражая Аристотелю. В эпоху Просвещения многие авторы также разрабатывали теорию полезности. Среди них французские экономисты аббат Кондильяк и А. Тюрго, итальянец аббат Ф. Галиани, швейцарский математик Д. Бернулли.
Особенно важными для маржиналистской теории явились законы, сформулированные немецким ученым Г. Госсеном.
Первый закон Госсена (нем. Erste Gossensche Gesetz) гласит: в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага уменьшается; при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
Второй закон Госсена(нем. Zweites Gossensches Gesetz): чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужное каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.
Г. Госсен пытался доказать, что принцип предельной полезности применим для определения обменных соотношений товаров, которые устанавливаются на конкурентных рынках. Он полагал, что феномен меновой ценности можно объяснить в терминах потребительной ценности.
Несмотря на то, что Г. Госсеном были сформулированы основополагающие принципы теории предельной полезности, его открытия не были признаны при жизни. Ученый полагал, что его книга «сделает для экономической науки то же, что Коперник сделал для астрономии»[8]. Он скупил и уничтожил большую часть тиража своей работы.
Принцип предельной полезности до второй половины ХIХ века не использовался в качестве фундаментального положения для объяснения основных теоретических проблем науки.
Начало семидесятых годов XIX века в истории экономических учений знаменуется так называемой маржиналистской революцией(англ.Marginal revolution). Почти одновременно 3 экономиста - австриец Карл Менгер (1840 – 1921), англичанин Уильям Стэнли Джевонс (1835 –1882) и швейцарец Леон Вальрас (1834 – 1910) – сформулировали принцип снижающейся предельной полезности как фундаментальный элемент теории ценности. Открытие в одно и то же время независимо работающими учеными из разных стран одного и того же закона является примером «залпового» открытия в науке, что наблюдалось и в других отраслях знания.
Интересная попытка объяснения маржиналистской революции была предпринята советским экономистом и политическим деятелем Н. Бухариным. Ученый истолковывает феномен победы в экономической науке теории предельной полезности исходя из следующих аргументов:
· для рантье (франц. rentier, от rente - рента, т.е. людей, живущих на дивиденды по ценным бумагам) характерна психология потребителей;
· маржинальная теория является идеологией буржуазии не участвующей в процессе производства.
Существует версия, что теория предельной полезности является ответом буржуазных экономистов на марксизм. Однако факты говорят о том, что вряд ли К. Менгер, Л. Вальрас или У. С. Джевонс в во время работы над своими книгами предавали серьезное значение теории Маркса, которая в то время была практически неизвестна. Последователи первооткрывателей маржинализма действительно использовали аппарат теории предельной полезности для критики концепции трудовой стоимости марксистов.
Интересно, что маржиналистская революция прошла фактически незамеченной для современников. Факт свершения революции был признан историками экономической мысли лишь в начале ХХ века.
Кардинализм и ординализм
В рамках теории предельной полезности выделяются кардинальное (количественное) и ординальное (порядковое) направления.
Сторонники кардинализма(в т.ч. к. Менгер, О. Бем-Баверк, У. С. Джевонс, Л. Вальрас, Ф. Эджуорт) полагали, что полезность является измеримой величиной: «функция полезности, допускающая значимые сравнения как уровней, так и разностей полезности, называется кардинальной»[9].
Напротив, ординалисты (А. Маршалл, В. Парето, И. Фишер) полагают, что не существует способов точно измерить величину полезности, и нельзя утверждать, например, что одно благо в три раза полезней другого. В то же время любой субъект может, считают сторонники данного направления, сказать, что данное благо для него полезнее, чем другое, не уточняя при этом во сколько раз.
В опубликованной в 1915 г. в одном из итальянских экономически журналов статье «К теории сбалансированного бюджета потребителя», российский экономист Е. Слуцкий выдвинул идею о возможности сравнения потребителем наборов товаров и построения их своеобразной иерархии с точки зрения их предпочтительности. Благодаря этой работе, российский ученый считается одним из создателей ординалистского подхода к полезности.
Завершенную форму ординалистская концепция получила в 1934 гг., после опубликования статьи Р. Аллена (Roy G.D. Allen; 1906-1983) и Дж. Р. Хикса (John R. Hicks; 1904-1989) «Пересмотр теории ценности» (A Reconsideration of the Theory of Value, 1934), в которой, в частности, говорится: «для ранних авторов, таких как Маршалл, Вальрас, Эджуорт, полезность являлась теоретически измеримой величиной; Парето полностью опровергает это положение и заменяет понятие полезности понятием шкалы предпочтений»[10].
Ординалисты строят свою теорию, базируясь на следующих аксиомах:
1. Аксиома полной упорядоченности: потребитель совершенно четко осознает, что совокупная полезность блага А больше или меньше совокупной полезности блага В или равна ей:
ТUa>TUb, или ТUa<TUb, или ТUa=TUb.
2. Аксиома транзитивности (от лат. transitivus переходный) предпочтений: если совокупная полезность блага А больше совокупной полезности блага В, а совокупная полезность блага В больше, чем совокупная полезность блага С, то совокупная полезность блага А больше совокупной полезности блага С; если совокупная полезность блага А равна совокупной полезности блага В, а совокупная полезность блага В равна совокупной полезности блага С, то совокупная полезность блага А равна совокупной полезности блага С:
ТUa>TUb, ТUb>TUc► ТUa>TUc;
ТUa=TUb, ТUb=TUc► ТUa=TUc.
3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей: потребитель всегда предпочитает больший объем блага меньшему (за исключением антиблаг, для которых действует противоположное правило).
ТU2a>TUa или ТU3b>TU2b.