Виды информационных систем в логистике
информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике — задач по управлению материальными потоками).
На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяются на три группы: плановые, диспетчерские, оперативные.
Плановые информационные системы - создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными малоизменяющимися данными;планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи.
Диспетчерские информационные системысоздаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Оперативные информационные системы работают в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Эти системы решают задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями.
В информационной логистике выделяют три уровня (рис. 50).
Первый уровень — рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица.
Второй уровень — участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень — система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление. Сквозное планирование в цепи «сбыт—производство—снабжение» позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка.Информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем: возрастает скорость обмена информацией; уменьшается количество ошибок в учете; уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.Обработка логистической информации осуществляется в вычислительных центрах или в отделах на рабочих местах специалистов
33.Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов. Маркировка грузового пакета машиночитаемым кодом.Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. Чтобы эффективно управлять логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию об ассортименте, о входящих и выходящих материальных потоках, о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком специальной техники, способной идентифицировать (опознать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества.
§ код с прямоугольным контуром — код 1ТГ — 14 (рис. 52) печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.
§ Для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности может применяться код «2 из 5 с чередованием».
§ В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128 (рис. 53). Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.
§ В сфере обращения широкое применение получил код ЕАΝ (рис. 54), который часто можно встретить на товарах массового потребления.
§ В логистических процессах объектом управления является и отдельная товарная единица и грузовой пакет, включающий в себя десятки, тысячи отдельных единиц товара. При этом отдельная единица товара является основным предметом труда лишь в магазине. На более ранних стадиях товар движется большей частью в форме грузовых пакетов. Отсутствие единообразия и согласованности у участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно замедляет движения материального потока, затрудняет управление им на всех этапах продвижения от поставщика к потребителю.
§ В условиях, когда в опте сосредоточиваются грузы от многих поставщиков, применяющих разные, зачастую несовместимые системы идентификации грузовых пакетов, эффективная организация управления материальными потоками затруднена. Потери эффективности возникают - у производителей на стадии распределения, транспортники «недобирают» эффект в процессе перевозки, оптовики теряют в процессе хранения и сортировки грузов, розничная торговля — при выполнении закупочных операций. Перечисленные потери и высокий уровень развития компьютерной техники и информационной технологии позволили Международной ассоциации ЕАΝ разработать единый стандарт на маркировку грузовых пакетов.
§ Как в свое время введение стандарта на поддоны, так и введение единого стандарта на маркировку грузовых пакетов в состоянии коренным образом изменить системы грузопереработки, резко повысить эффективность логистических процессов.