Построение информационных систем в логистике

При построении логистических информационных систем необходимо соблюдать:

• принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем подразумевается функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры. Программный модуль — программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволяет: обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления; повысить эффективность функционирования логисти­ческих информационных систем; снизить стоимость информационных систем и ускорить их построение; принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы постоянно развиваются. Это означает, что при их проектировании необхо­димо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реа­лизуемых системой функций и количества решаемых задач.

Функции подсистемы информационного обеспечения можно разделить на первичные и вторичные.

К первичным функциям подсистемы информационного обеспечения относится организация: массивов информации; потоков информации; процессов и средств сбора, хранения, обработки и транс­портировки информации. При организации массивов информации используются уни­фицированные системы документации и классификаторы, с по­мощью которых создаются структурированные массивы данных, используемых при организации баз данных. Функции организа­ции потоков информации предлагают выполнение следующих управленческих процедур: определения источников и потребителей информации в со­ответствии со специальными функциями и задачами управ­ления; определения состава информации, периодичности ее цир­куляции и форм представления; разработку документооборота; использования комплекса технических средств для орга­низации потоков информации; установления порядка составления, оформления, регистра­ции, согласования и утверждения документов.

Организация процесса сбора, хранения, обработки и транс­портировки информации предполагает: обеспечение технологических процессов необходимыми техническими средствами; распределение между подразделениями и отдельными ис­полнителями задач по подготовке и передаче информации от места ее возникновения до потребителя.

Вторичными функциями подсистемы информационного обеспечения служит обеспечение управленческого персонала научно-технической информацией о новейших достижениях науки, техники, экономики, технологии производства, передо­вом опыте в области управления. Специфика деятельности под­системы информационного обеспечения состоит в том, что в про­цессе деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы организации.

В настоящее время возможны три варианта организации под­системы информационного обеспечения на предприятиях.

1.Централизованный способ организации характеризуется сосредочением в одном управлении (подразделении) всей дея­тельности по информационным технологиям, подчиняемой не­посредственно высшему руководству компании, ответственному за информационные системы и технологии. Преимуществом та­кого способа организации служит обеспечение высокой эффек­тивности работы по внедрению новых информационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата управления.

2. Децентрализованный способ организации подсистемы ин­формационного обеспечения обусловлен обеспечением функций управления информационными системами специалистами раз­ных функциональных подразделений, причем каждый в своем направлении. Преимущество — высокий уровень знаний пред­метной области менеджера по информационным системам, а не­достаток — дублирование однотипных задач и функций в разных подсистемах.

3. Специализированный способ организации характеризуется отсутствием подразделения по информационным системам (тех­нологиям). При необходимости внедрения автоматизированной системы данные организации обращаются в специализирован­ные фирмы и выполняют работы на договорной основе. (Это характерно для небольших организаций.) Преимущество данного способа организации подсистемы информационного обеспече­ния заключается в высоком уровне научных и методических раз­работок, недостаток — в сложности учета всех специфических особенностей объекта.

Основные области применения логистической информационной сис­темы.

Роль информационно-компьютерной поддержки логистическо­го менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логи­стики во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (си­стем), таких как RP, JIT, DDT и других была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вы­числительных сетей, телекоммуникационных систем и информаци­онно-программного обеспечения. Значение информационного обес­печения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, име­ющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информа­ционными потоками и ресурсами.

Для логистического менеджмента информационно-компьютер­ные технологии (ИКТ) являются одним из основных источников повышения эффективности принимаемых решений, производи­тельности и конкурентоспособности. Логистические ИКТ обычно определяются как совокупность операций в ЛС, связанных с по­лучением и обработкой потоков информации в реальном масшта­бе времени о внутренних материальных потоках, характеристиках и запасах МР, НП, ГП, грузовых отправках, параметрах заказов и других логистических характеристиках. С точки зрения внешней логистики фирмы нуждаются в коммуникациях с логистическими посредниками в обработке заказов, транспортировке, грузопереработке, управлении запасами с торговыми посредниками, бан­ками, страховыми фирмами и непосредственно с конечными по­требителями ГП.

Логистические ИКТ относятся к классу новых информационных технологий, которые определяются как совокуп­ность внедряемых («встраиваемых») в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические систе­мы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хра­нение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономер­ностями той социальной среды, где развиваются новые информа­ционные технологии.

Различают следующие виды базовых информационных техноло­гий:

• микроэлектронных компонентов;

• технического обеспечения;

• программного обеспечения;

• телекоммуникаций.

Сложность, большая размерность и наличие огромного количе­ства документов, используемых при управлении материальными потоками в ЛС, вызвали появление за рубежом концепции «Electronic Data Interchange» — EDI («электронного обмена данны­ми»). В наиболее общей трактовке EDI представляет собой компью­терный информационный обмен между пользователями с приме­нением стандартного формата данных и обслуживающий современ­ные телекоммуникационные технологии. Относительно недавно применение EDI буквально революционизировало процедуры уп­равления заказами в зарубежных фирмах.

Использование EDI улучшает достоверность, своевременность и качество логистической информации. Для реализации всех пре­имуществ ED1 необходимо связать все ЗЛС, а также потребителей и других внешних пользователей логистической информации теле­коммуникационными каналами. Эта связь осуществляется за счет фирменных локальных сетей, коммерческих и некоммерческих те­лекоммуникационных сетей, действующих в пределах региона, стра­ны или глобальных (например, CompuServe, America Online, Relcom, Internet и других).

Непосредственная выгода применения EDI в ЛС проявляется в следующих основных моментах:

- возрастании производительности в операционном менедж­менте;

- улучшении канальных взаимоотношений между ЗЛС;

- возрастании производительности внешних подсистем ЛС;

- возрастании способности к полной интеграции действий ЗЛС;

- уменьшении операционных и административных издержек.

Повышение производительности достигается за счет быстрой передачи и обработки информации, а точности и достоверности данных — за счет уменьшения количества бумажных документов и возможности ошибок ввода данных. Сокращение логистических издержек достигается за счет уменьшения доли живого труда и ма­териальных затрат, связанных с печатью, почтой, процедурами бумажного документооборота; сокращения телефонных, телексных и факсимильных коммуникаций; уменьшения административных затрат. Известно множество примеров успешного использования EDI крупнейшими зарубежными фирмами. Например, концерн Volvo получает ежегодную экономию около 30 миллионов долларов в ав­томатизированной дистрибутивной сети управления запасами за счет внедрения EDI. Другим примером является интегрированное ис­пользование EDI крупнейшей в мире компанией по распределе­нию почтовых отправлений United Parcel Service (UPS) США. В 1992 году коммуникационная сеть UPS, в которой использовался EDI, объединяла 6 супер-ЭВМ, 250 мини-ЭВМ, 40000 персональных компьютеров, около 75000 терминалов между более чем 1300 дист­рибутивными центрами во всем мире.

Для EDI существенными являются коммуникационные и ин­формационные стандарты. Коммуникационные стандарты опреде­ляют технические характеристики таким образом, чтобы компью­теры могли корректно интерпретировать обмен информацией. Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования и скорость передачи данных. Информационные стан­дарты регламентируют структуру и вид документов, которые долж­ны быть переданы.

Наиболее часто используемые в EDI коммуникационные стан­дарты — это ASC X.12 (стандарт Американского комитета стандар­тов Х.12) и стандарт UN/EDIFACT, стандарт TDK/ EDIA и другие. Стандарт ASC X.12 исполь­зуется в основном в США, a EDIFACT играет главную роль (в том числе и в логистике), так как используется в глобальном масштабе (например, в странах ЕС).

Основным глобальным стандартом в системе EDI является стандарт UN/EDIFACT, утвержденный ЕЭК ООН и ISO. Стандарт UN/EDIFACT базируется на международном стандар­те синтаксических правил (ISO 9735) и международном стандарте Справочника элементов торговых данных (ISO 7372). Он представ­ляет собой набор принципов обмена деловыми данными между промышленными предприятиями, экспортерами, снабженческими организациями, оптовыми дистрибьюторами, ритейлерами, бро­керами, агентами, экспедиторами, перевозчиками, банками, стра­ховыми компаниями, административными и правительственными организациями и институтами. Стандарт формирует однообразно построенные сообщения, которые базируются на международных стандартах, заменяет традиционные бумажные документы на элек­тронные каталоги (файлы). Преимуществами использования стан­дарта UN/EDIFACT является ускорение информационных логис­тических потоков, адаптация к различным архитектурам ЭВМ и телекоммуникационным сетям и повышение на этой основе кон­курентоспособности фирм.

Внедрение системы EDI и стандарта EDIFACT существенно изменили логистический процесс, сблизив отношения между ло­гистическими посредниками: грузоотправителями, перевозчиками, экспедиторами, агентами, таможней и т.д. Пользователи EDI и EDIFACT, объединенные в национальные ассоциации, имеют воз­можность постоянно расширять стандартную информационную базу данных, упрощать и унифицировать документооборот и повышать на этой основе эффективность логистических ИКТ.

Одним из существенных компонентов EDI и EDIFACT являют­ся национальные и глобальные телекоммуникационные сети. Кро­ме уже упоминавшихся сетей можно указать на сеть «Infonet Services Corp» и глобальную сеть BIMCOM («Bimcom Maritime Community Network»), созданную международной ассоциацией БИМКО, объе­диняющей около 3000 членов и более 100 стран из числа судовла­дельцев, экспедиторов, судовых агентов, фрахтовщиков, страхо­вых компаний и т.д. BIMCOM успешно эксплуатирует стандарт UN/ EDIFACT, представляя также доступ к морской космической орга­низации INMARSAT.

При внедрении стандарта UN/EDIFACT достигаются существен­ные преимущества в операциях физического распределения фир­менных ЛС, а именно: облегчается подготовка грузовых партий к отправке; определяется в кратчайшее время местоположение това­ра, транспортного средства, контейнера; наличие запасов на скла­дах дистрибутивной сети и производителя; наличие грузов к от­правке; определяется на любом участке интермодальной перевозки местонахождение груза и точное время его прибытия в пункт назначения; существенно упрощаются процедуры планирования, ре­гулирования, контроля и мониторинга.

Для крупных торговых организаций может применяться специализированное логистическое ПО или отдельные модули логистики, например, модуль логистики в ERP-системах - Microsoft Business Solutions - Axapta, SAP, Oracle E-Business Suite.

Для обеспечения эффективности логистических операций необходима оперативность и точность передачи информации между всеми участниками процесса доставки товара: поставщиком, грузоперевозчиком и торговым предприятием.

Это возможно на основе электронного обмена документами.

Лидерами в разработке и использовании стандартов в этой области являются США: в американских программных продуктах механизм электронного обмена документами EDI) встроен в систему и является базовой функцией. В России эти стандарты практически не используются.

Наши рекомендации